Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.11.2019 / 19:58:17
Вечер пения, музыки и поэзии душиТеатрализованный музыкально-поэтический вечер, посвященный 125-летию Театрального Музея имени А.А.Бахрушина и 35-летию Дома-музея А.Н.Островского, прошел в Москве в Доме-музее Александра Николаевича. Вот так, чуть прозаично в самых простых словах характеризуется то действо, которое происходило в дивный теплый сумрачный ноябрьский вечер в одном из самых прекрасных и загадочный уголков Москвы - в музее А.Н.Островского на Малой Ордынке. Да, того самого великого драматурга , памятник которому стоит у Малого театра, отразившего в своем творчестве многообразие людских судеб и общественных отношений XIX века.
Памятник А.Н.Островскому у Малого театра А еще – тонкого и мудрого знатока и исследователя души русской женщины. "Гроза", "Бесприданница", "Волки и овцы", "Таланта и поклонники"... Все мы или знаем эти великие пьесы, или хотя бы слышали о них. А многие и читали... и не раз. И, конечно же - смотрели спектакли, фильмы... Афиша Театрального Музея приглашала нас в композиции этого вечера послушать произведения самых разных жанров – здесь и сцены и арии из опер, и романсы русских композиторов на стихи лучших поэтов. И через все это необычайно разнообразное, полное контрастов богатство и глубину - стоило еще раз прикоснуться к тайнам души героинь авторов - от Татьяны Лариной до Ларисы Огудаловой. Вечер назывался так: «Я сейчас всё за Волгу смотрела...». Это – первая фраза Ларисы в «Бесприданнице». На глубоком смысле этой фразы режиссёром Государственного Академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои, заслуженным деятелем искусств Республики Узбекистан Андреем Слонимом был «сочинён» и выстроен целый спектакль-концерт. И поэзия и драма души русской героини XIX века предстала не только живо и выпукло – но и необыкновенно близко душевному восприятию нас, сегодняшних. И оказалось то, что удивительнее всего – почти полтора столетия отделяют нас от времени действия этих пьес, этих произведений. А чувства людские, а взлеты надежд и горечь разочаровангий – всё те же! Андрей Слоним со своей супругой – композитором и концертмейстером Людмилой Слоним уже в пятый раз радует москвичей своими свободными композициями на самые разные темы. . Все прошлые разы они были разными – но посвящены великому певцу-философу Ивану Семёновичу Козловскому. И весенний вечер памяти Певца, состоявшийся в Доме-музее М.Н.Ермоловой – до сих пор особенно жив в памяти многих, кто оказался тогда в Белом зале музея... И вот – совсем иной вечер-концерт, в котором наше внимание к происходящему, спетому, прожитому молодыми певцами – ни на секунду не ослабевает. И он идет как цельный спектакль по своим законам развития действия. Дом-музей великого драматурга А.Н.Островского... Зайдя за ограду, усомнишься - а точно ли за пределами этого удивительного «острова» - наш XXI-й век? Давайте заглянем и приобщимся...
В этом доме родился А.Н.Островский.
Уютный дворик, тишина, гармония... Постепенно собираются любители музыки. Небольшой зал – гостиная, наверное, именно такая, какая бывала в старинных усадьбах. И - салонный романс... И – ария... И – песня... И – стихи... Что такое салонный романс? Давайте представим из дней сегодняшних: вечер, на улице дождь, темно, компьютеры не работают, интернета нет, мобильная связь отключена... Да помилуйте!Что вы! Ведь всего этого в эпоху Пушкина, Островского, Чехова – не былои в помине! В салоне собирается компания, горят свечи, в углу рояль. Гости общаются друг с другом, слушают музыку, поют, обсуждают театральные новости, читают вслух. Слышат друг друга. Смотрят в глаза. Влюбляются. Флиртуют. И возникает иной мир общения. В нем – надежды, вечная людская вера в то, что всё непременно будет хорошо. И зарождающаяся любовь. И горечь разочарований... И новые грёзы... А рояль скоро зазвучит - настоящий рояль XIX века - ему сто шестьдесят лет. Вот так... А за роялем, сменяя друг друга – удивительный и тонкий музыкант Евгения Лопухина и композитор и концертмейстер Людмила Слоним. А петь будут наши, сегодняшние молодые певцы. И будут петь о чувствах, которым нет пределов и границ. Они будут петь о надежде и любви, которые всегда редкостно правдивы, трогательны и едины, независимо от того, пишется ли письмо гусиным пером – или шариковой ручкой. Режиссёр и ведущий Андрей Слоним взволнованно начинает поэтическое вступление – свое авторское стихотворение "Она смотрела всё за Волгу...». А мы, восприняв это приношение Ларисе Огудаловой слушаем вокализ С. Рахманинова в чудесном исполнении молодой певицы Ирины Котовой и понимаем, насколько драматизм этого вокализа сродни грезам и разочарованиям юной Ларисы...
Андрей Слоним читает авторское стихотворное вступление.
Ирина Котова исполняет вокализ С. Рахманинова. Партия ф-но - Евгения Лопухина. А затем сразу - встреча с Пушкинской Татьяной. И мы понимаем, что постановщик сознательно поставил эти номера рядом – настолько они близки по излучению чувств, по радости надежд, по горечи встречи с реальностью. Екатерина Ясинская исполняет сцену Письма Татьяны из оперы П. Чайковского "Евгений Онегин". Прекрасно и трогательно. Крушение мечты - тема, пронзающая творчество всех композиторов ушедшей эпохи... Они что-то знали? Предвидели? Они что-то важное хотели нам сказать? Предостеречь?
На сцене Екатерина Ясинская в сцене Письма Татьяны Музыкальное приношение от композитора Людмилы Слоним и певицы Марии Шуваловой - романс "Невыразимая печаль" на стихи О. Мандельштама из цикла "Ностальгия". Музыка пронзает. Действительно, - " невыразимая печаль открыла два огромных глаза.." Век надежд и крушений. Век ухода усадеб, гостиных, липовых аллей в безвозвратную бездну прошлого... Автор и певица рисуют не только состояние, но и портрет неумолимой эпохи, разрушившей надежды и светлые грёзы.
Поет Мария Шувалова. Романс «Невыразимая печаль...».За роялем автор-композитор Людмила Слоним. А звучащий далее романс А. Даргомыжского на стихи Ю. Жадовской "Я все еще его, безумная, люблю.." в исполнении самой молодой певицы Анастасии Сагайдак вполне мог мог бы стать арией Ларисы Огудаловой.. Мечется душа Ларисы, колеблется огонек свечи на столе. Сурова правда жизни, но надежда теплится, как этот огонёк...
Анастасия Сагайдак – романс «Я всё ещё его люблю...». Еще одно музыкальное приношение дарит нам композитор Людмила Слоним и певица Мария Шувалова - романс "Свеча горела" на стихи Б. Пастернака. Оно связалось и с образом предыдущего номера. Удивительно глубокая и чистая музыка. В ней слышится колебание свечи и дуновение пролетевшего ветерка, колыхание тюля на окне - как воспоминание о прошедшем бале. О безвозвратно ушедшем веке. О любви и страсти, которым нет пределов. И о снежной метели, которая хочет запорошить все светлые грезы... И ансамбль автора и концертмейстера с певицей столь же трепетен, как и само пламя свечи... Да, много разнообразного и искренне живого прозвучало в композиции вечера. Например, замечательный, очень редкий, но знаковый романс Альфонса Гуэрчиа «Нет,не любил он...». Именно этот романс великая актриса Вера Федоровна Комиссаржевская впервые исполнила в образе Ларисы из «Бесприданницы» . У А.Н.Островского здесь, как известно, был обозначен для исполнения Ларисой не менее прекрасный романс М.Глинки «Не искушай». Но он показался Вере Федоровне недостаточно драматичным для кульминации спектакля. И она открыла для всех романс никому почти не известного композитора А.Гуэрчиа, и это дало романсу новую жизнь. Исполнила его юная Анастасия Сагайдак настолько взрывчато, проникновенно, что он в такой трактовке вполне бы мог восприниматься как еще одна драматичная ария Ларисы из ненаписанной оперы на сюжет «Бесприданницы». Трогал и удивительный романс Б.Барона «Дремлют плакучие ивы», вдохновенно исполненный Ириной Котовой, И русская песня «Волга-реченька...»(снова у Марии Шуваловой образ Волги, царящий в душе Ларисы, обрел новое звучание), и умиротворения души в романсе Н.Римского-Корсакова «Не ветер, вея с высоты...»(Анастасия Сагайдак), и многое другое... ...А что же мужчины? Мужской образ, естественно, тоже полноправно присутствовал в композиции. Конечно, мужские герои пели также о превратностях любви. Тенор Олег Куликов с большим чувством исполнил романс М. Глинки на стихи А. Пушкина "Я помню чудное мгновенье". Вечная классика. И он же раскрыл смятение души в замечательном романсе Г.Свиридова на стихи С. Есенина «Есть одна хорошая песня у соловушки...» Снова надежды – и невозможность их осуществить... А таинственный мистический образ самой Матери Божьей в невероятном по силе романсе Г.Свиридова на стихи А.Блока «Богоматерь в городе» баритон Кирилл Комаров наполнил такой правдой чувств, что был, как и все другие, принят горячей реакцией слушателей. Чуть позже Кирилл и Анастасия Сагайдак вместе сыграли нам сцену в саду из оперы "Евгений Онегин". Ах, какой это был Онегин! И как он пел свою арию... И как его слушала Татьяна, как остро воспринимала неосуществимость своей светлой мечты!
Кирилл Комаров и Анастасия Сагайдак – Онегин и Татьяна в сцене в саду Проникновенно прозвучали и замечательные стихи А. Блока в исполнении Андрея Слонима – и «Сусальный антел», и , в особенности – «Незнакомка» стали своеобразным символом не только несбыточной мечты, но и самой России, в красе и величии идущей как блоковская Незнакомка сквозь препятствия и противоречия... Как и всё в жизни, этот вечер имел свои пределы, - и завершился с надеждой, светом и позитивным состоянием души. Вместе с радостными и восхищенными зрителями мы не уставали говорить создателям и участникам этого замечательного вечера наши искренние «спасибо». Спасибо всем, кто радовал нас в этот теплый прекрасный ноябрьский вечер. Спасибо молодым талантливым певцам. Удачи вам, ребята. И счастливой творческой жизни. .. Спасибо друзьям из солнечного Ташкента – ведущему режиссеру ГАБТ имени А. Навои, заслуженному деятелю искусств Узбекистана Андрею Слониму, композитору и концертмейстеру Людмиле Слоним с ее прекрасными авторскими произведениями. Уже в который раз эти мастера и коллеги прилетают к нам из Узбекистана со своими проектами, не побоявшись нашей «не совсем ташкентской погоды» и создают свою прекрасную «команду» энтузиастов истинного творчества. В каждом номере, в каждом нюансе и штрихе, в цельности общей композиции чувствуется большая и тонкая режиссерская и музыкантская работа – и романс или ария становятся своеобразными спектаклями, а весь концерт – единым вокально-сценическим действом. Спасибо организаторам вечера - сотрудникам Театрального Музея им. Бахрушина и его филиала - Дома-музея А.Н.Островского – и , в первую очередь, неутомимой и энергичной Светлане Викторовне Семиколеновой. Спасибо прекрасному концертмейстеру Евгении Лопухиной, в замечательном ансамбле живущей музыкой с каждым исполнителем во всей тонкости нюансов. Спасибо двум истинно выдающимся мастерам оперы – народной артистке России, профессору Галине Писаренко и народному артисту России, профессору Анатолию Лошаку. Их ученики ярко и достойно осуществляют свое творчество и верны заветам их замечательных наставников. Спасибо зрителям, посетившим вечер утонченного вокала и большой поэзии. Спасибо всем тем, кто в этот московский ноябрьский вечер согрел наши души теплом и правдой истинного творчества в замечательном Доме А.Н.Островского!
Ах, этот вечер! До новых встреч. Виктория БОЧАРОВА (Москва)
|
|