Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
31.07.2020 / 22:51:46
Пётр Ильич Чайковский. И это все о нем«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому,к его прекрасной музыке, и в этом её бессмертие»Д.Д.Шостакович
Музыку Петра Ильича Чайковского хорошо знают и любят в Узбекистане. Его произведения постоянно звучат в наших концертных залах и музыкальных учебных заведениях. Он родился 180 лет назад. Сегодня его знает и любит весь мир, называя величайшим композитором и гением русской музыки. Его жизнь была образцом непрерывного и настойчивого труда, а творчество вобрало и сфокусировало всеобъемлющую информацию о человеке, психологии его чувств, динамике страстей. Его именем названы улицы, консерватории, колледжи, музыкальные школы, концертный зал, международный конкурс, симфонический оркестр, туристический теплоход… Его музыка звучит в концертах классической музыки, используется в джазе, а оперы и балеты ставятся во многих театрах мира. Не остался в стороне и Узбекистан. Так, на сцене Большого театра оперы и балета имени А.Навои шли и идут: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», а в концертных залах симфонические, камерные и хоровые коллективы, солисты и ансамблисты исполняют его произведения. Икона же американской поп-музыки ХХ – начала ХXI столетий Майкл Джексон утверждал, что самое большое влияние на него оказал Чайковский. Он сказал: «Если вы возьмёте «Щелкунчика», то увидите, что каждая мелодия там – это хит, все до единой. И я подумал: «А почему в поп-музыке не может быть такого альбома, где каждая песня – это хит!». Вот и я подумала, а почему бы сегодня ещё раз не вспомнить Петра Ильича Чайковского – ярчайшего композитора XIX века, на шедеврах которого выросло не одно поколение профессионалов и любителей музыки. Впрочем, и сегодняшняя молодёжь с огромным интересом изучает, слушает и исполняет все его музыкальные жемчужины. Пётр Ильич родился в посёлке Воткинск в семье начальника Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Чайковского. Родители композитора старались дать своим детям хорошее образование и, конечно, как и для многих людей того времени профессия музыканта казалась совершенно несерьёзным занятием. Однако, пути Господни неисповедимы. Нельзя сказать, что родители Чайковского совсем не придавали значения музыке. Отец играл на флейте, мать владела фортепиано, арфой и даже сочиняла романсы. В доме, как и полагалось в ту эпоху, стоял рояль и по праздникам можно было услышать его звучание. Впервые к инструменту маленького Петра Ильича подвела его мать и здесь, видимо, случилось притяжение, длиною в жизнь. Услышав оркестрину – механический орган – будущий композитор был под невероятным впечатлением. Кстати, прозвучала на нём ария Церлины из «Дон Жуана» великого Моцарта. Чайковский был влюблён в музыку австрийского гения, о чём он в 1878 году писал в письме Н.Ф. Мекк: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал первый толчок моим музыкальным силам, он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете». Баронесса, вдова, богатейшая из российских женщин, Надежда Филаретовна была долгие годы его другом и покровительницей. Музыка с её могучим воздействием царила в душе Чайковского с ранних лет. Бывали дни, когда она словно друг, становилась участником раздумий и созерцаний. Чайковский посвящал немало времени импровизации. Возможно, что именно в эти мгновения и зародилась сначала неясная, но, впоследствии, всё более отчётливая мысль об искусстве, как о смысле и цели жизни. Будучи совсем маленьким ребёнком, он увлекался сочинением стихов, причём на французском языке, которым прекрасно владел, а также с интересом изучал биографию Людовика XVII. В юности с азартом читал все книги, которые были в их доме. Когда маленький Пётр посетил театр в компании своей любимой матушки, где впервые познакомился с русской оперой, большим оркестром, хором, он был поражён до глубины души. Проникнувшись по истине народной оперой Глинки «Жизнь за царя», в Чайковском стал зарождаться его собственный стиль, также пропитанный русской мелодией. Несмотря на то, что отец определил его в Училище правоведения, он не прекращал мечтать о музыке. После его окончания он всё же попытался сделать свою мечту явью и поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества. Вскоре они будут преобразованы в Петербургскую консерваторию. Первое время Пётр Ильич старался совмещать работу чиновника и музыкальные занятия, но вскоре понял, что для творчества ему необходима полная свобода и бросил нелюбимое дело. Несмотря на то, что отец возлагал на службу сына большие надежды, он никогда не упрекнул его в выборе профессии музыканта, которой прокормить себя было очень сложно. Было бы неправильно думать, что за теми шедеврами, что были написаны Чайковским, стоит только талант. Это был не только дар природы, но упорный, кропотливый труд. Чайковский – труженик музыкального искусства. Он видел себя в творчестве, в искусстве, в музыке и знал, что именно в этом заключался смысл его существования. Именно поэтому он бежал от светской суеты, от бешеной жизни города и от всего, что он считал не своим делом, что мешало выплеску его творческих идей. После блестящего окончания Петербургской консерватории он был приглашён Николаем Рубинштейном профессорствовать в Московскую консерваторию. Он был первый, кто начал там преподавать композицию. Однако, поняв, что преподавательская деятельность отнимает довольно большую часть его жизни, он решил покинуть стены консерватории, чтобы целиком отдаться композиции. В это время ему совершенно бескорыстно помогала Н. Ф. фон Мекк, начислявшая композитору материальную помощь в размере 6000 рублей. Как и в жизни многих творческих личностей у Чайковского был период глубокого душевного кризиса, произошедший в 1877 году после неудачной женитьбы на бывшей студентке консерватории Антонине Милюковой. Композитор пытался уехать в Европу, дабы избежать нервного возбуждения. Благодаря Надежде Филаретовне, он побывал в Италии, куда его так неудержимо влекло. Вскоре, в знак своей искренней благодарности фон Мекк, композитор написал Четвёртую симфонию, надписав посвящение «Моему лучшему другу», параллельно работая над оперой «Евгений Онегин». К концу 1870-х годов Пётр Ильич достиг своей творческой зрелости, написав такие мировые шедевры, как фантазия «Франческа да Римини», опера «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро» и известный всему миру Первый фортепианный концерт. Это были самые плодотворные годы жизни, когда Чайковский уже нашёл свой творческий путь, музыкальный почерк и предназначение. Работа заполняла всю жизнь. Заканчивая какое-либо своё детище, он спешил дописать последний такт, думая об отдыхе, о соприкосновении с природой, о блаженстве счастливых минут спокойствия. Но, стоит лишь наступить этому перерыву в работе, как в душу закрадывалось беспокойство. Эти годы огромных творческих достижений явились периодом окончательного формирования Чайковского как крупнейшего мастера искусства. Середина 80-х годов явилась для композитора началом нового периода в жизни. Чайковский гастролирует в качестве дирижёра и пропагандиста своей музыки. Нельзя не отметить активное участие Петра Ильича в жизни Московской консерватории, где в скором будущем он избирается в качестве директора. Он гордился успехами учеников, посещал все концерты и экзамены, поддерживая талантливую молодежь. Он знакомится с такими великими мастерами, как Бюлов, Григ, Дворжак, Малер, Сен-Санс и другими. Особо стоит подчеркнуть событие 80-х годов – выступление в качестве дирижёра на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке. Последние годы своей жизни композитор мечтал провести в деревне. Так и случилось, он прожил в Клину. Не имея своих сбережений на приобретение дома, он взял его в аренду. Композитор работал над партитурами «Иоланты», «Щелкунчика» и закончил писать Третий концерт для фортепиано с оркестром. Основным содержанием и оправданием существования Чайковского было его творчество. Он выполнял свою миссию художника и то, что его путь был выбран верно, подтверждала всеобщая любовь к нему, как к человеку и музыканту. Но вряд ли можно согласиться с тем, что последние годы жизни композитора протекали в безмятежном счастье и душевном спокойствии. Он думал о давно ушедшем прошлом, грустил о том, что не успел реализовать все свои творческие замыслы, жизнь его была беспристрастным горением не предвещавшим близкого конца его жизненного пути. Музыка Чайковского уже при его жизни стала неотъемлемой частью национального духовного достояния. Образ Чайковского-художника – образ прекрасного русского человека, невероятно влюблённого в свою страну, её людей, её природу, болеющего душой за свою Родину. Находясь в Швейцарии, Италии среди неземной красоты он всегда тосковал по своим родным краям, о чём неоднократно писал в письмах госпоже Н.Ф. фон Мекк. Он был глубоко убеждён, что Россию ждёт великое будущее, верил в то, что русское искусство будет по достоинству оценено и безгранично радовался быть частью его развития. Он мечтал о демократических основах государственного устройства, верил в светлое будущее русского народа, его одарённость и силы, хотя не представлял - как возможно осуществить эти мечты. Пётр Ильич был крайне привязан к России, к русской культуре и народу, к обычаям и традициям. Его образ художника-гуманиста проникнут страданием и сочувствием к людям, идеей о праве каждого на счастье. Чайковский бесконечно любил природу, людей и жизнь, о чём воспевал в своём творчестве. Волнующая лирика, темы любви и стремления к счастью, жажда жизни, драматизм – всё это отражено композитором в его операх, симфониях, камерных сочинениях и романсах. Он был не холодным художником, его сердце пылало огнём. От его музыки исходит «волнующее, притягивающее к себе тепло истинной глубокой человечности» (Асафьев). Без любви к жизни, без веры в возможность счастья, без внутреннего света и тепла не могло бы родиться это глубокое эмоциональное искусство. Чайковский обогатил музыкальное искусство произведениями мирового значения, раскрывая в своём творчестве волнующую его тему борьбы человека за счастье на земле. Юбилей композитора должен был стать темой нескольких концертов Государственной филармонии Узбекистана, но из-за пандемии некоторые их номера проникли в сеть. Однако будем надеяться, что живые концерты в скором времени состоятся, ведь на самоизоляции артисты и музыканты держат форму, чтобы после снятия ограничений начать с высокой ноты. Мунгиева Издаг, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|