Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
14.07.2020 / 16:53:28

Народная артистка России отмечает юбилей: искусство тихой музыки и поэзии Елены Камбуровой


Народная артистка России, Художественный руководитель Театра музыки и поэзии Елена Камбурова отметила свой 80-летний юбилей  вместе  со своим театром в полном составе 11 июля 2020 г. на её даче под Коломной. Под открытым небом за накрытым столом, в центре которого стоял пузатый тульский самовар, за чаепитием с душистыми травами звучали любимые песни.

Елена Камбурова родилась в Сибири, получила образование в Москве, защитив диплом эстрадного отделения Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Она начала выступать на эстраде в конце шестидесятых годов. Среди её репертуара песни композиторов Ларисы Критской на стихи Юрия Левитанского и Микаэла Таривердиева на стихи Эрнеста Хемингуэя, Григория Поженяна и Людвига Ашкенази. В начале девяностых Елена Камбурова организовала на базе своего творческого коллектива Театр музыки и поэзии. Песни в исполнении Елены Камбуровой звучат в нескольких десятках фильмов. Среди них:  «Раба любви», «Приключения Электроника», «Гардемарины, вперёд!».

Елена Камбурова приезжала в Ташкент в 1990 г. по приглашению руководителя творческого центра «Орфей» Ирины Хилковой. Четыре дня в зале «Бахор» шли её выступления. Новая встреча с певицей после долгого ожидания состоялась в мае 2008 года в  Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана.

Тогда многих любителей авторской песни и поэзии поразил своеобразный подход солистки к вокальному искусству, закодированный в программной песне М. Таривердиева: "Ты хочешь, чтобы я был гибкий, как ива. Чтобы я мог не разгибаясь, гнуться. Но я другое дерево…". Вот как объяснила Е. Камбурова после концерта журналистам, почему она стала явлением, а её песенная интонация - событием для целого поколения:

- Я исполняю шансон, по примеру французской песни, которая в середине XX века для меня очень значимо прозвучала. Это не концерт авторской песни — я мало говорю на своих концертах, мне жаль отпущенного времени на разговоры…  Если говорить, то весомо — стихами, музыкой или говорить так, как Юлий Ким, но это не каждому дано…

Поэзия — это тот набор слов, который составлен в единственно верном порядке. Если люди не открыли для себя Пушкина,  Окуджаву, поэзию XVIII-начала XX веков, они не будут знать, что же такое истинная поэзия. Меня это ранит. Я стараюсь не слушать многого из современного словотворчества, но не всегда получается. Мы живем в такое время, когда очень важно самому спасти себя и спасти как можно больше людей…  О том, что песня может быть театрализованным действом, как ни странно, мне подсказали журналисты. Я прочитала статью, которая называлась «Театр Елены Камбуровой». Я подумала — почему бы нет? Но не все стихи можно превращать в представление…

Один великий французский шансонье сказал, что песня может сказать больше, чем несколько спектаклей. Песня — это эмоциональный сгусток, способный перевернуть душу. Я считаю себя ученицей Жака Бреля, то, что происходило на его концертах, невозможно выразить словами.

Человек состоит из своих впечатлений, они и становятся его жизнью. Со мной произошло нечто очень серьезное тогда, когда я познакомилась с Новеллой Матвеевой, Булатом Окуджавой, Григорием Поженяном, Юрием Левитанским. Они, безусловно, очень серьёзно повлияли на моё мировоззрение и воспитали меня. Что бы ни произошло, я до скончания века буду жить в этой стране и до конца буду служить Поэзии и Музыке… ("Бизнес-вестник Востока").

На том гастрольном концерте в Ташкенте сокровенно тихо и проникновенно, как никогда,  звучали песни на стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, И. Бунина, Б. Пастернака, Н. Гумилёва, Б. Окуджавы, М. Таривердиева, Н. Матвеевой. Люди выходили из театра со светящимися лицами, обогащённые духовной энергией высочайшего качества.

Елена Камбурова создала единственный в своем роде, неповторимый исповедальный, лирический стиль исполнения, представляющий синтез музыки, поэтического слова и актёрской работы. Широкий вокальный диапазон, мощный, глубокий, пластичный голос, богатейший набор тембров и  актёрское мастерство позволяют ей петь самые разные песни, всегда сохраняя при этом собственный неповторимый стиль исполнения. Булат Окуджава назвал стиль Елены Камбуровой «счастливым сочетанием вокала, ума и таланта». Сама Елена Камбурова убеждена, что «песня – это живое существо, летящее во времени и пространстве и возрождающееся каждый раз, соединяясь с человеческим голосом». В своём сольном концерте Елена Камбурова исполняет песни, баллады, музыкальные новеллы, произведения французских и русских шансонье, объединяя разные по жанру сочинения в единый уникальный авторский спектакль, исполненный высокого вкуса и подлинной интеллигентности. Её помощники музыканты Олег Синкин (оркестровки, фортепиано, клавишные) и Вячеслав Голиков (гитара) работают на одном дыхании с певицей.

Накануне своего юбилея певица рассказала «Российской газете», почему одна музыка оглупляет, а другая, наоборот, укрупняет мысли;  о тихой музыке и поэзии – главном направлении в её творчестве, с которым хорошо знакомы также жители Ташкента по её гастрольным концертам в Узбекистане:

- Попса, к счастью, не всё уничтожила. Когда я начинала, студенческая молодежь очень интересовалась поэзией. Впрочем, были встречи и с другой аудиторией, когда люди недоумевали: "Я такое дерево"? Что это? Про что это?" Привыкшие к советской эстраде, они не представляли, что можно выражать себя в песне и по-другому. Сейчас смотрю в совершенно другой прагматичный зал. О вырождении песни мало кто говорит, а ведь мы такие, какую музыку слушаем.

- Я как-то с самого начала поняла, что песни со средними стихами меня не устраивают. Владимир Дашкевич написал целый цикл песен на стихи Мандельштама. Они меня потрясли. Когда выступала, всегда думала: в зале какой-нибудь стукач да найдется, что-нибудь куда-нибудь напишет. И действительно, писали. У меня с репертуаром бывали сложности. Очень рано поняла, что в стране происходили чудовищные вещи. Не только потому, что родственники репрессированы. По стихам поняла. "Реквием" Ахматовой, который я исполняла, не мог на меня не подействовать.

У меня есть песня, которую я пою не звуком, а "тенью звука". Без микрофона это невозможно. Песня Окуджавы "После дождичка". Если я её буду петь громко, она исчезнет. Крупно звучит только шёпот. Если выбирать одну самую любимую песню, то это "Простите пехоте" Булата Окуджавы. Но у нас есть спектакль "Победа-реквием". Я очень его люблю и сама в нём участвую.

Окуджава удивительный. Это для меня такой вот самый-самый дорогой человек, потому что он писал только о доброте, о красоте. По его песням можно учиться жить: "Совесть, благородство и достоинство. Вот оно святое наше воинство! Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь" или: "Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба" - это программа жизни.

"Другие деревья" - это главная тема её творчества. Худрук "Сатирикона" Константин Райкин по этому поводу сказал: «Например, надо быть "другим деревом", чтобы начать петь Н. Гумилёва, которого расстреляли за антисоветский заговор, и Мандельштама, который поставил диагноз: "Мы живём, под собою не чуя страны...".

Мне приходилось не раз слушать Елену Камбурову и  одну из её талантливых учениц  - барда Елену Фролову по кличке «Воробышек»  - в ДУ СО РАН  в новосибирском Академгородке в 90-ые годы.  На концерты ломилась университетская молодёжь и вся научная элита. Елена Камбурова говорила, что она с  удовольствием слушает концерты своих учеников и радуется их феноменальным идеям и мастерству…

Елена Антоновна из всех времён года предпочитает осеннюю пору за разнообразие неярких, мягких красок. На своей даче она вырастила пять берёзок. Для неё они живые, так как деревья олицетворяют радость земли.

Новый сезон театр начнёт осенью, вниманию публики представят спектакли текущего репертуара. Певица выразила надежду, что в скором времени она возобновит репетиции «Маленького принца» по книге Сент-Экзюпери. Все роли в нём исполняет сама Камбурова. Народная артистка поделилась, что театр планирует также восстановить оперу «Двенадцать». Музыку на одноимённую поэму Блока написал Владимир Дашкевич специально для Камбуровой. А слушатели смогут поздравить певицу с юбилеем в начале октября, когда состоится её творческий вечер.

С юбилеем певицу поздравил Президент РФ Владимир Путин. По его мнению, она обладает самобытным талантом, уникальной манерой исполнения, которую всегда узнают слушатели. Он отметил, что Елена Камбурова получила признание в профессиональной среде, но главное — заслужила искреннюю любовь ценителей поэзии и музыкального искусства.

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

09.07.2020 / 23:32:05

Композитор Рустам Абдуллаев вновь блеснул своим мастерством. В Союзе композиторов Узбекистана впервые была представлена его одноактная опера "Ночь истины"

Отметим сразу, что свое новое произведение автор назвал одноактной оперой – сном в пяти видениях с прологом и эпилогом. Действие происходит в наши дни и она заставляет о многом задуматься Далее...

06.07.2020 / 12:42:40

Композитор Эннио Морриконе скончался в возрасте 91 года

В Узбекистане хорошо знают и помнят оркестр Энни Мориконе. Он с большим успехом выступал в Ташкенте во Дворце форумов "Узбекистан". В конце программы был исполнен знаменитый "Вальс белых тюльпанов" из фильма "Очарован тобой", автором которого является известный узбекский композитор Манас Левиев Далее...

05.07.2020 / 12:04:28

Cостоялся релиз дебютного сингла Xoh Inon молодого исполнителя Benoor

3 июля состоялся релиз дебютного сингла Xoh Inon и лирик-видео, которое можно слушать на официальном youtube-канале Noor Music и на всех цифровых стриминг-платформах, включая AppleMusic, Яндекс Музыка, Tik Tok, YouTube Далее...

30.06.2020 / 22:08:46

Названы имена композиторов-лауреатов программы "Русская музыка 2.0"

Программа "Русская музыка 2.0" запущена в этом году и будет ежегодной Далее...

18.06.2020 / 16:32:56

Берта Давыдова и Шашмаком, как одна из самых важных и интереснейших страниц истории музыкального искусства нашего края

Вся творческая биография моей мамы, Народной артистки Узбекистана Берты Давыдовой, была тесна связана с Шашамакомом, этим любимым у народов Центральной Азии, музыкальным жанром Далее...





25.11.2024 / 07:25:58
"Песенки ВертинскАго" "дорогой длинною" вернулись в Ташкент
 
15.11.2024 / 21:10:26
Московский педагог проводит мастер-классы для актеров Русского драмтеатра Узбекистана
 


24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 
23.11.2024 / 05:35:11
6,5 миллиона туристов в Узбекистане: красивая цифра или манипуляция?
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 
12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте