Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.07.2020 / 23:32:05
Композитор Рустам Абдуллаев вновь блеснул своим мастерством. В Союзе композиторов Узбекистана впервые была представлена его одноактная опера "Ночь истины"Отметим сразу, что свое новое произведение автор назвал одноактной оперой – сном в пяти видениях с прологом и эпилогом. Действие происходит в наши дни и она заставляет о многом задуматься. Удивительно красивая, очень впечатляющая музыка Рустама Абдуллаева производит очень большое впечатление. Можно сказать, что это философско-эстетическоепроизведение в котором находят отражение извечные проблемы жизни людей со всеми их радостями и порой неразрешимыми проблемами. Для оперного театра это благодатный материал в котором соединяются камерное пение и насыщенный оркестровый материал, и что очень важно, обращает на себя внимание - пластически – хореографическое решение образов в разных гранях. Также очень впечатляет либретто, созданное заслуженным деятелем искусств Узбекистана, ведущим режиссером ГАБТа им. А. Навои – Андреем Слонимом. Его отличает глубина содержания, энергичная экспрессивность, поэтическая направленность и стремление как можно лучше раскрыть тему – мир современного человека живущего в соответствии с законами общества потребления и при этом, потери духовности. В связи с тем, что времена у нас коронавирусные и повсюду карантиновые ограничения, на первое прослушивание музыки оперы были приглашены только будущие исполнители , участники постановочной группы и представитель сайта «Культура Узбекистана», что было особенно приятно. Рустам Абдуллаевич сам играл на фортепьяно свое произведение, где надо припевал и время от времени комментировал действие оперы. И когда ее представление было завершено, мы все с удовольствием поздравили автора с новым творческим успехом. И вот первое интервью композитора Рустама Абдуллаева в связи с созданием одноактной оперы «Ночь истины». - Рустам-ака, я рад вас поздравить с новым замечательным сочинением. Думаю, что его ждет большой успех у публики и у истинных музыкальных гурманов. Расскажите пожалуйста о вашем новом произведении, о том, как оно создавалось и какие вы здесь творческие задачи решали… - Я давно мечтал создать такую оперу. Для меня очень важным является ее содержание, отражающее довольно противоречивый мир современного человека. Камерная , одноактная опера открывает для этого большие возможности. Тем более, что уже давно не было на сцене хорошей камерной оперы. Все мои оперы на современную тему. И здесь у меня сегодняшние герои и они ходят среди нас. Важно было как можно лучше раскрыть эти образы через нашу музыку и с помощью отличного либретто Андрея Евсеевича Слонима. Определив тему конфликта, мы шли к своей конечной цели. Давно думал об этом, но все никак не удавалось сосредоточиться на этой опере. Помог, как ни странно, период каратина…Оказавшись надолго дома я работал с большим удовольствием и очень быстро. До этого четыре года замысел был в голове, но был нужен какой-то толчок для того, чтобы сосредоточиться на нем основательно. Также как в шекспировских драмах, мы нашли самые главные и очень нужные нам образы, что помогло нам углубиться в музыкальный материал и глубже раскрыть тему оперы. Экспресс-интервью автора либретто и постановщика будущей одноактной оперы Андрея Слонима. - Андрей Евсеевич, я думаю, что эта идея Рустама Абдуллаева вас довольно сильно захватила… - Да, это именно так. Тем более, что, главная идея ,можно сказать, носится в воздухе. И все это впрямую соотносится с тем, что в мире наблюдается полная потеря духовности. Сейчас главная проблема спасти духовность, помочь людям вернуться сее истокам. А что мы видим часто сейчас…Это стремление уйти в бизнес, обогатиться всеми способами, и так далее. Но – результат устрашает. Происходит полное опустошение души...А самое элементарное ради чего стоит жить- любовь и уважение к ближнему, бережное отношение к земле, которая все более засоряется, очищение души, которая тоже порой засорена . И мы сделали все это в предельно заостренном виде. У нас правда оперы не бытовая, а надбытовая… Я высоко ценю музыкальное творчество Рустама Абдуллаевича. В нём главную ценность представляет то, что его самобытная музыка полна конфликтности и содержит в себе основы заострённого экспрессивного действия.И ещё одно, не менее важное свойство – его музыка национальна по истокам, но устремлена к многообразному музыкальному искусству мира. И, несомненно, что эта опера будет хорошо понятной не только у нас в Узбекистане, но и далеко за его пределами – в любой стране, найдет отклик в любой человеческой душе. По объёму и жанру это – как будто именно камерная опера. Но по интенсивности эмоциональных излучений, экспрессии, полноты энергетической отдачи этот относительно небольшой период действия и звучания – около 50 минут! –насыщен таким контрастом эмоций, что ни в чем не уступит опере большей по объёму.В ночь, о которой идет речь, к нашему герою являются то ли в виде сна, то ли в виде некоего видения, две женщины. Одна это , можно сказать, некая судья главного героя, а вторая, танцевальная фигура, я бы сказал, это – Совесть . В тесном сплетении с ними главный герой находится в мучительных противоречиях души и напряжённо ищет выход.И решает как жить дальше…Он сделал в жизни много ошибок, и совесть с предельной силой мучает его, буквально раздирая душу острейшими вопросами, на которые он не может найти внятных ответов... - Можно сказать, что это одна из вершин творчества Рустама Абдуллаевича… - Конечно это так. Это – замечательная музыкально-драматургическая основа, которая должна быть воплощена не по законам быта, а приёмами символическими, метафорическими, обобщённо-философскими. А это не так-то просто. Дай Бог всем нам очень потрудиться и сделать по-настоящему глубоко понятный хороший спектакль ...По-настоящему современное прочтение оперы привлечет к ней большое внимание публики. Мне очень нравится, что это не просто замечательное, добротное новое сочинение , но и весьма заостренное, лаконичное и очень динамичное произведение. Оно требует некоего поэтического решения, в котором будут и символическое, и сюрреалистическое начало – и крупные планы человеческой души в ее поисках истины... И тут должны быть задействованы и камерный оркестр, и вот эти три наших героя. Причём оркестр будет не только играть – он будет активно соучаствовать в действии, произнося роковые осуждающие вердикты судьбы.Нам предстоит крепко подумать над образностью будущего спектакля. С радостью повторю, что содержание и музыка оперы таковы, что совсем не замыкаются в исключительно узбекистанские рамки, ее смысл и идеи будут близки и понятны каждому человеку в любой стране мира.. В этом ее особая ценность. И нам остаётся «самая малость» - создать на основе этой прекрасной музыкальной драматургии органичный, экспрессивный, волнующий спектакль с весьма высокой «температурой» действия... Мы подобрали ,как думается, оптимальных исполнителей – это и наши прекрасные артисты Рахим Мирзакамалов и Надежда Банделет-Голендер, и замечательная характерная танцовщица и хореограф – Амина Бабаджанова. С ними со всеми мне довелось осуществлять ряд разных интересных постановок и проектов... Одна из главных партий в опере «Ночь истины» будет исполнена ведущей солисткой Большого театра Узбекистана Надеждой Банделет-Голендер. И она на всем протяжении представления оперы все время что-то записывала в свою тетрадь и музыку со своими короткими комментариями на портативный музыкальный носитель…Вот, что она сказала отвечая на наш вопрос , что здесь ее особенно привлекает и почему она так тщательно готовится к участию в новой опере? - Мне очень интересна история создания о которой мы только сейчас узнали. Она меня очень захватила и мне очень хочется принять участие именно в камерной опере, где звучит именно современная музыка. Когда ты первый исполнитель, это накладывает определенную ответственность и хочется проявить себя, свои возможности в тесном контакте с композитором и автором либретто – режиссёром спектакля. Очень надеюсь найти здесь что-то особенное для себя. - Успехов вам в этом! - Спасибо большое. Следующим нашим собеседником стала известный музыковед, профессор ташкентской консерватории Ирина Галущенко - Здесь очень впечатляюще соединяются и оркестровое пение и камерные краски. Я уверена, что это будет потрясающая постановка. Что касается музыкальной драматургии, здесь главный принцип, на мой взгляд , это принцип контраста. И прежде всего это очень яркие контрастные противопоставления главных образов . Здесь также совершенно четко просматривается своеобразная полистилистика, один пласт это образ медитативности, красоты узбекской монодии и другой образ ,связанный с танцем, это образ некой духовной сумятицы . Это очень сложный образ, он мне немножко напомнил балет Де Фалья- «Любовь –волшебница», в котором есть танец огня. Поэтому эта опера будет вызывать очень большой интерес у нашей музыкальной общественности. Эта опера будет иметь не только эстетическую, художественно философскую, но и духовно-нравственную ценность для нашей молодежи. В будущей постановке принимает участие и балетмейстер-репетитор Большого театра , заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова. И вот вопрос к ней… - Амина, я думаю, что и вы тоже под впечатлением того, что мы сейчас увидели, услышали? - Да, конечно, я тоже под большим впечатлением. Рустам Абдуллаев это прекрасный композитор. Он создал отличную камерную оперу. Она особенно важна сегодня для нашего молодого поколения, которое должно расти целеустремленным , с богатым духовным миром и знать очень многое. В этом отношении сейчас есть определенные проблемы. В современной жизни важны не только деньги, но вокруг нас есть и большое культурное пространство, в котором надо четко ориентироваться и представителям молодого поколения. Опера «Ночь истины» четко ориентирует на это. Мы услышали замечательную музыку и поняли какое прекрасное либретто создал Андрей Евсеевич Слоним. Очень рада участвовать в этой постановке и хочу пожелать авторам большого творческого успеха. Народный художник Узбекистана Рустам Худойберганов приглашен в постановочную группу в качестве сценографа и ему предстоит немало потрудиться… - Вы довольны увиденным и услышанным? - Да, я очень доволен. Обозначенная здесь тема мне очень интересна. Предстоит о многом подумать, чтобы найти самое лучшее решение вопросов сценографии. Наш творческий поиск должен дать самые лучшие результаты. То, что мы сейчас услышали, стало для меня определенным толчком к действию. Тема стремления к богатству и отсутствия духовности при этом дает нам возможность хорошо подумать и создать достойное сценическое оформление оперы. Для меня духовно богатый человек – это самое главное. А здесь это четко просматривается. Теперь мне есть над чем поработать , как художнику- сценографу , чтобы сделать это как можно лучше. Для исполнения партии главного героя приглашен ведущий солист ГАБТа им. А. Навои Рахим Мирзакамалов. И нам с ним тоже было о чем поговорить в день представления оперы в Союзе композиторов. - Мне кажется, что и вы очень довольны тем, что мы сейчас здесь услышали? -Да, я сейчас нахожусь под большим впечатлением. То, что я услышал, превзошло все мои ожидания. Я уверен, что это будет очень впечатляющий оперный спектакль. И надо будет очень ответственно готовится к нему. Для меня уже не впервой работать с Рустамом Абдуллаевичем , исполнять его произведения, раньше пели, и вокальный его цикл исполняли . И сейчас для меня большая честь быть первым исполнителем такой прекрасной оперы «Ночь истины». Хочу сказать большое спасибо за доверие мне, как певцу. Я буду безмерно рад участвовать в этой постановке. Создав такое произведение Рустам Абдуллаевич и Андрей Евсеевич сделали большое дело для дальнейшего развития нашего оперного искусства и всей музыкальной культуры.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|