Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
05.10.2021 / 18:03:23

Служение музыке (размышление о выходе в свет памятного сборника, посвященного творчеству и личности замечательного дирижера, народного артиста Узбекистана, профессора Захида Хакназарова)


Убеждён, что в сфере музыкального искусства и фундаментальных памятных материалов о выдающихся музыкантах нашей страны произошло весьма значительное событие. Дочери выдающегося дирижера, народного артиста Узбекистана Захида Вахидовича Хакназарова –  Умида и Барно –   издали объемный том материалов о своём знаменитом отце. Само по себе издание такой фундаментальной и вместительной книги сегодня – это поистине высокая просветительская и человеческая миссия, и уже за одно это нам необходимо воздать дочерям Маэстро большую признательность и оценить сам масштаб их трудов.

Да, – с удивительной бережностью и точностью они оптимально и добротно скомпоновали разнообразные материалы и публикации, составившие богатое содержание этой книги. Открывает ее цикл воспоминаний самого маэстро Хакназарова –«О себе и  – о музыке. Воспоминания дирижера». Но помимо этих интересных и живых воспоминаний, в книгу включены многочисленные и разные интервью Захида Хакназарова, его беседы с журналистами, его авторские статьи в средствах массовой информации. Включен в издание и  ценнейший цикл сценариев просветительских передач из замечательного цикла «Сегодня с вами дирижер», которые Захид Вахидович регулярно проводил на главном телеканале тогдашнего узбекистанского телевидения. О маэстро Хакназарове вспоминают видные музыканты, музыковеды, журналисты. Воспроизведена уникальная подборка афиш его концертов и в Узбекистане, и в других республиках с разнообразными изысканными программами. В этих афишах мы видим истинно великие имена многих международных великих музыкантов, которые, будучи желанными гостями – гастролёрами, с удовольствием и полной творческой отдачей выступали с ним во многочисленных концертах.

Разумеется, даже столь фундаментальное и объёмное издание не в силах вместить в себя все нюансы большой и яркой жизни выдающегося дирижёра и общественного деятеля Узбекистана. Но оно, вне сомнения, даёт полноценную возможность приобщения к  основным направлениям творческой, просветительской, педагогической, общественно-политической жизни целой эпохи, с ее проблемами, достижениями, музыкантами, композиторами, яркими деятелями различных видов искусств.

И не ошибёмся мы, если отметим, что многие острые проблемы музыкальной культуры, образования, руководства искусством., которые Маэстро поднимал в своих публикациях десятки лет тому назад – остаются и в наши дни актуальными и в столь же мере требующими своих полноценных и компетентных решений. Есть надежда, что в полноте и разнообразии целительных реформ, которые вносятся в жизнь Президентом нашей страны – эти проблемы могут именно в наше время найти весомое и оптимальное решение на благо дальнейшего развития богатейшего пласта классического музыкального искусства Узбекистана.

 

Не могу не отметить ещё одно великодушное свойство дочерей Маэстро, издавших столь значительную книгу памяти. Они с удовольствием БЕЗВОЗМЕЗДНО одаривают этим фундаментальным изданием абсолютно всех, кого  оно может заинтересовать. И это крайне важно и достойно и вообще, и потому что эта книга, несомненно, вызовет интерес не только у профессионалов музыкального искусства, но и абсолютно у каждого, кто живёт подлинной культурой нашей страны – вплоть до самых простых любителей музыки, и, в особенности, - представителей молодого поколения.

Два года тому назад после трагически случайного и безвременного ухода маэстро Хакназарова из жизни я написал о нем очерк воспоминаний и размышлений. По инициативе Умиды и Барно Хакназаровых этот очерк оказался включенным в разнообразный и многокрасочный материал памятного издания. И как дань памяти Маэстро – я с удовольствием включаю его в ткань этих размышлений о нем, его личности и его творчестве...

О народном артисте Узбекистана, профессоре Захиде Вахидовиче Хакназарове вспоминать и легко – и непросто.

Легко – потому что вся его яркая и неординарная деятельность большого и истинного Музыканта, несомненно, представляет собой истинное достояние нашего народа и нашей благодатной земли. Выдающийся дирижёр от Бога, он владел профессией во всей полноте нюансов этого ёмкого термина. Воистину – он служил Музыке и отдавал все силы души и творческой натуры раскрытию её выдающихся свойств. Невозможно не только перечислить, но и выделить в памяти конкретное количество и его выступлений, и исполнений на них самых разных произведений выдающихся композиторов мира. Причём, делая эти произведения достоянием душ многочисленных слушателей, маэстро Хакназаров одним из первых начал нелёгкий, но благодарный труд приобщения слушательской аудитории к восприятию и пониманию самых непростых образцов мирового композиторского творчества. И у меня, и у многих моих соотечественников чётко запечатлелись в памяти ёмкие и внятные комментарии З.В.Хакназарова ко многим произведениям, которые он смело выставлял для восприятия слушателей. И своеобразная, наполненная смыслом, размышлениями, оценками – его авторская телепередача «Сегодня с вами дирижёр» уже в достаточно отдаленные шестидесятые-семидесятые явилась убедительной «первой ласточкой» истинного музыкального просветительства. Этот яркий вид деятельности маэстро по-настоящему достойно продолжил новаторские, изысканные просветительские проекты Леонарда Бернстайна в США и Геннадия Рождественского в России. Заметим, что «внутри» этого устремлённого к душам слушателей просветительства были отнюдь не только общеизвестные «шлягеры» - а сложнейшие произведения представителей различных стран и направлений. И эти передачи были желанны телезрителями – и воспринимались весьма непосредственно и с большим энтузиазмом.

Ну, а непросто вспоминать о многогранной деятельности этой выдающейся личности уже хотя бы потому, что разнообразие его устремлений невероятно ёмко, оно вмещает и широчайший круг исполняемых творений, и почти невероятную разнонаправленность и личности, и могучего творчества маэстро Хакназарова.

  Как не отметить и необычайный   подъем филармонической деятельности Ташкента именно и во многом подвижнической деятельности маэстро Хакназарова. Восприняв высокопрофессиональную «эстафету» от такого блистательного руководителяглавного симфонического оркестра Узбекистана, как незабвенный А.Ф.Козловский – Захид Вахидович сделал неисчислимо многое для того, чтобы музыкальная жизнь Узбекистана стала невероятно насыщенной и плодотворной. Кто оспорит тот факт, что в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы два «генеральных» концертных зала Ташкента – исторический «Колизей» ( в советское время называемый Залом имени Свердлова) и незабываемый концертный зал «Бахор» на центральной площади города – стали истинными музыкальными центрами, неизменно и в обилии посещаемые музыкальной общественностью и  любителями музыки города. Поразительно многое разнообразно звучало в стенах этих залов – и выдающиеся произведения композиторов мира, и лучшие произведения композиторов Узбекистана. Многие великие гастролеры-солисты из разных стран приезжали в Ташкент с интереснейшими программами. Но З.В.Хакназаров непосредственно и неразрывно связан ещё с одним интереснейшим явлением. Именно с его «подачи» и при его содействии регулярно совершались прослушивания вновь написанных произведений композиторов Узбекистана самых различных поколений – от самых маститых до молодых, делающих в творчестве первые шаги. Поистине неоценимой стала заслуга З.В.Хакназарова в формировании творческой музыкальной «среды» в Узбекистане этих лет. После напряжённых рабочих дней, после весьма загруженных дней учёбы – в концертные залы приходили и истинные ценители музыки, и студенты консерваторий, школ. Регулярно действовал и филармонический лекторий, на котором самым юным слушателям рассказывали о содержании и сути многих выдающихся произведений мира. А Хакназаров в течение всей своей большой жизни неизменно и целенаправленно думал о новых проектах, об исполнениях произведений и достаточно известных, и незаслуженно забытых. И каждый его проект был и профессионально безупречен, и своеобразен по особенностям штрихов исполнения.

Можно сказать и о том, что З.В.Хакназарову довелось испытать свою творческую натуру и на различных руководящих постах. Многие годы он руководил главным симфоническим оркестром республики, в течение нескольких лет был и ректором Ташкентской Государственной консерватории, в самые зрелые годы успешно руководил консерваторским оркестром Театра-студии оперы. И несмотря на крайнюю ответственность всех упомянутых руководящих «позиций», Захид  Вахидович и творчески, и организационно приносил в этих качествах и огромную пользу делу, и высокую компетентность в решении многих непростых вопросов.

В течение разных лет мне довелось неоднократно и весьма плодотворно сотрудничть с Захидом Вахидовичем. В восьмидесятые годы мы задумали с ним осуществить в зале «БАХОР» театрализованно-концертное исполнение камерной оперы В.-А.Моцарта «Директор театра». Молодые певцы-консерваторцы и солисты оперной студии были привлечены в этот проект – и спектакль  успешно состоялся, воплотив и музыкальную филигранность, и остроту сценического действия, которое происходило в пространстве перед оркестром в окружении предметов мебели, реквизита, подсвечников. Этот утренний спектакль в неизменно заполненном зрителями концертном зале «Бахор» был спет и сыгран искренне и с озорством – и был тепло принят зрителями.

Память запечатлела и совершенно другой эпизод. Летом 1990 года мы с другим выдающимся дирижёром – народным артистом Узбекистана Абдугани Абдукаюмовым готовили композицию по опере П.И.Чайковского «Пиковая Дама» к юбилею великого композитора. Неожиданно за четыре дня до премьеры маэстро Абдукаюмов испытал острый приступ почечнокаменной болезни. И проходя экстренное лечение дома, лично попросил Захида Вахидовича провести одну-две предвыпускные репетиции. И Захид Вахидович не только любезно согласился, но и провел эти репетиции, конечно же, слегка по-своему, но с высоким профессионализмом и чёткостью поставленных перед солистами, хором и оркестром задач. Эти репетиции оказались весьма полезными на выпускной стадии и были насыщены творчеством. И, к счастью, выздоровевший к премьере А.М.Абдукаюмов, и мы – организаторы и участники проекта – высказали Захиду Вахидовичу слова глубокой и искренней благодарности за высокий профессионализм и истинное товарищество в творчестве!

А относительно недавно по просьбе нашего замечательного композитора Ф.М.Янов-Яновского я был приглашен осуществить постановку его интереснейшей оперы «Принцесса на горошине» по одноименной сказке Г.-Х.Андерсена. Музыкальным руководителем и дирижером этого проекта стал Захид Вахидович. Состав исполнителей представили лучшие солисты ГАБТ имени А.Навои, а оркестр и база осуществления проекта были консерваторские. Происходило все это в 2013-м году, когда здание нашего театра находилось на реконструкции – и все предварительные репетиции шли в одном из помещений Союза Композиторов, в котором нас любезно «приютил» Председатель СК Рустам Абдуллаев. Работа была интересной, необычной, заостренной, музыка Феликса Марковича была полна гротесковых и ироничных заостренностей. Захид Вахидович активнейше участвовал во всех репетициях под рояль, а когда мы перенесли действие на сцену Большого зала консерватории  - началось интереснейшее совмещение творческого процесс с оркестром. Причем, оркестр согласно нашему с Маэстро замыслу, - стал тоже полноценным «действующим лицом» спектакля – он активно «реагировал» на все неожиданности действия. Именно дирижёр Хакназаров вынимал из кармана и отдавал Королю – Ринату Титееву – знаменитую горошину. Захид Вахидович работал с полнейшим энтузиазмом, и живо откликался на все весёлые элементы действия, поддерживая в звучании оркестра и остроту, и озорство. Весь процесс  репетиций стал живым и интересным – и состоялись две премьеры этого своеобразного спектакля, а также – специальный просветительский его показ для самых юных зрителей. Спектакль был принят очень тепло – и воспоминания о нем и участников, и зрителей до сих пор непосредственны и теплы...

Как не вспомнить и о том, что в уже достаточно далеком 1995-м году Захид Вахидович осуществил впервые постановку на сцене ГАБТ имени А. Навои необычной оперы Дж. Гершвина «ПОРГИ И БЕСС». В непривычных законах симфоджазовой музыки пели и жили исполнители ролей, оркестр и хор спектакля – и маэстро Хакназаров снова был организующим эмоциональным центром драматургии спектакля. Всего 9 раз был представлен зрителю этот спектакль – и неизменно вызывал живой интерес зрителя и энтузиазм...

 Да, непостижимы обстоятельства, непостижимы горькие случайности. Горек и печален неожиданный уход маэстро Хакназарова из жизни в туристической поездке в совершенно случайном дорожном происшествии. Многое, многое мог ещё сделать Захид Вахидович в музыкальной жизни нашей страны. И наша память о нем светла и полна теплоты. Как и все масштабные личности, он был и остается сложным, многоплановым, быть может, кое в чём не лишённым противоречивости, но –  неизменно принципиальным и высоко профессиональным в несении своей яркой,  самобытной и истинно беззаветной миссии.

Воистину, он стал одной из знаковых фигур в формировании и развитии высших музыкальных достижений нашей страны, символом высоты творческих принципов и подлинного Мастерства. Мир светлой душе маэстро, и да будет долгой о нем наша Память...

 

                                           Андрей СЛОНИМ,
Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан,
Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А.Навои




Другие материалы рубрики

02.10.2021 / 16:42:07

Открытие 57 сезона Музыкального театра-студии на сцене Большого зала Государственной консерватории Узбекистана

30 сентября, после долгого затишья в концертной жизни Государственной консерватории Узбекистана, состоялось открытие 57 сезона Музыкального театра-студии. Сразу стоит отметить, что программа для столь значимого события была подобрана весьма удачно: в этот вечер Далее...

01.10.2021 / 22:43:35

Гармония юбилейного ХХ Международного фестиваля авторской песни и поэзии "Осенний аккорд"

ЮбилейныйХХ Международный фестиваль авторской песни и поэзии "Осенний аккорд" после двухгодичного перерыва из-за пандемии, наконец, состоялся с 24 по 26 сентября 2021 г. в урочище Ходжакента неподалёку от Чимганских гор на базе детского оздоровительного лагеря "Келажак" Далее...

24.09.2021 / 14:29:47

Непростая стезя оркестра "Согдиана" или 30 лет поисков

80-90е годы прошлого столетия… Я тогда руководила большим студенческим оркестром народных инструментов в Государственной консерватории Узбекистана. Задачи в коллективе были сугубо учебные –научить молодых исполнителей игре в оркестре, выработать у них умение слушать и слышать коллектив, состоящий из 70-80 музыкантов Далее...

20.09.2021 / 19:29:42

Анна Нетребко собрала друзей со всего мира на юбилейном концерте в Москве

Мировые оперные звезды освободили один день в своих плотных концертных графиках, чтобы выступить 18 сентября в Москве на юбилейном вечере коллеги и подруги Анны Нетребко. Поздравления поклонников оперная дива принимала на сцене Государственного Кремлевского дворца Далее...

08.09.2021 / 00:55:56

Концерт российских оперных звёзд - подарок от компании "Лукойл" к 30-летию независимости Узбекистана

Пятого сентября 2021 г. при содействии Благотворительного фонда "Лукойл" под открытым небом на площади "Дружба народов"" состоялся благотворительный концерт к 30-летию независимости Узбекистана ведущих мировых оперных звёзд – Василия Ладюка и Алексея Татаринцева Далее...





20.10.2021 / 20:38:55
Навстречу 100-летию со дня рождения народного художника Узбекистана Рахима Ахмедова. Среди лучших его картин есть и портрет известного тележурналиста, искусствоведа Шахнозы Ганиевой. И вот, что она вспоминает
 
20.10.2021 / 20:27:10
В Галерее изобразительного искусства Узбекистана состоялся традиционный осенний "Праздник хризантем"
 


21.10.2021 / 20:55:09
Смена руководства Большого театра Узбекистана
 
18.10.2021 / 22:56:22
"Петербургское русское чудо" в Самарканде, Ташкенте и Гулистане
 


16.10.2021 / 20:49:37
В 2002 году не стало известного ученого, доктора медицинских наук, отличного организатора, замечательного человека, друга и наставника многих молодых ученых и специалистов Р.М. Рузыбакиева
 
07.10.2021 / 20:08:41
Навстречу 100-летию со дня рождения Народного художника Узбекистана Рахима Ахмедова. Одна из лучших картин, созданных им, это портрет заслуженного деятеля искусств Узбекистана Лайло Салимджановой. Она была одним из первых учеников художника
 


21.10.2021 / 20:57:17
210-летие Лицейской годовщины отметили в Ташкенте
 
17.10.2021 / 14:21:38
Адель Чилякова включена в Антологию русской поэзии 2020
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2021 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте