Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
11.05.2024 / 12:29:45

ТРИ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ОРКЕСТРОМ.


В этот чудесный майский вечер в Большом зале ГКУз прозвучала музыка великих  композиторов, пережившая время--это  Людвиг -Ван Бетховен -- увертюра  "Эгмонт", его же  Первый Концерт для фортепиано с оркестром и гениальная  4 Итальянская симфония Феликса  Мендельсона-- Бартольди.  На сцене- Студенческий симфонический концерт ГКУз, дирижер Улугбек Махмудов, солистка-- Доцент Кафедры Специального Фортепиано Эльмира  Зукруллаевна  Миркасымова. 

Прозвучавшая   вначале концерта увертюра  Людвига Ван Бетховена «Эгмонт» (1810г.)--- по праву считается новым словом в симфонической  драматургии  композитора.  Написанная по мотивам трагедии Гете, увертюра впитала в себя героический пафос  идеи борьбы за независимость ирландского народа против испанского владычества, построенной на противопоставлении тем- образов, где энергия драматического развития  захватывает слушателя с первых аккордов.

Увертюра открывается медленным вступлением (f moll  ) в  tutti всего оркестра. Она строится на противопоставление тем-- образов: мощной и грозной   темы   захватчиков- испанцев (у струнных в низком регистре) в характерном ритме сарабанды. Ей противостоит жалобная тема в партии гобоя, затем и струнных, пронизанная нисходящими интонациями арии lamento. Интересен здесь контрапункт между гобоем и струнными,  и  драматический  диалог  между ними.

Начавшееся затем сонатное  allegro(f- moll) --- пропитано энергией борьбы между темами, прозвучавшими  ранее . Интересно здесь сопоставление различных оркестровых групп, их  мотивная работа в развитии  двух тем. Обе темы ( и главная, и побочная партии)-- вырастают из материала вступления, наполнены энергией   борьбы.  Столкновение  двух образов присутствует  и в разработке, где происходит активная  мотивная работа.

               В репризе тема борьбы  приобретает еще больший драматизм  в столкновении тем- образов их мотивной работе и сквозном развитии.

В Коде мы слышим торжествующий шаг ликующей толпы, призывные звуки  валторн  и труб . Здесь появляется новая тема, подчеркивающая значительность подвига героя ради торжества справедливости, что приближает   конструкцию увертюры " Эгмонт" к финалу 5й симфонии Л- В-Бетховена. Несомненный интерес представляет мотивное развитие в разработке.  Новое  тональное освещение  позволяет говорить о подлинном симфонизме  произведения. Дирижеру Улугбеку Махмудову удалось выстроить стройную композицию увертюры со сквозным развитием и  динамическим  устремлением к финалу.

Необычайная слаженность оркестра, идеальная выверенность текста-- позволяют утверждать о серьёзном прочтении Увертюры " Эгмонт" в исполнении ССО п/у Улугбека Махмудова. Здесь поразило все: драматизм образов,  огромная внутренняя работа в создании пред кульминационных моментов, великолепное знание партитуры, точность нюансировки.

              Мощь оркестра, энергия динамического  развития и по - театральному  ярко очерченные образы-- не остались незамеченными публикой и вызвали шквал аплодисментов.

               Исполненный затем Первый концерт для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена (1797г)  в исполнении великолепной   пианистки, Доцента ГКУз Э.З.Миркасымовой в сопровождении  Студенческого Симфонического оркестра -- продолжил  триумфальное шествие музыки великого композитора     в этот чудесный  майский вечер. Здесь соединилось все и сразу-- сформировавшийся новый,   уже излюбленный   венскими классиками жанр концерта, стилистическое  и интонационное   развитие бетховенского тематизма, атмосфера технической свободы,  присущая жанру  Концерта  в сочетании с традициями венского симфонизма.

 Первая часть концерта Allegro con brio   C dur написана в сонатной форме при сохранении традиций двойной экспозиции, распространённой тогда в сонатно- симфонических циклах венских классиков: оркестровой и сольной.

Медленная часть Largo ( Аs-dur) приближается по типу изложения и характеру к медленным частям бетховенских сонат  и симфоний , излагается вначале в партии  солиста. Используемые здесь ритмические " несовпадения" триолей  с дуолями-- впоследствии будут многократно встречаться в партитурах   композиторов- романтиков. Форма  средней части трехчастная с динамической репризой.

Стремительный финал Аllegro scherzand (С-dur)   пронизан танцевальностью,  и по форме представляет собой излюбленное Бетховеном семичастное рондо, в котором  рефреном звучит тирольская мелодия, использованная ранее в партитурах    его  предшественников . Первое исполнение состоялось в Праге весной 1797г. за роялем находился  автор.

Бетховен-- пианист ничем не уступал в профессионализме Бетховену-- композитору, хотя  он нечасто  позволял себе  совмещать  два  вида деятельности. Однако, уровень технической оснащенности  партитуры концерта, удобство и обилие виртуозных приёмов в партии солиста-- позволяют  утверждать о высочайшем уровне его  фортепианной технической свободы. Героиня вечера, блестящий профессионал Эльмира Зукруллаевна Миркасымова продемонстрировала  совершенную свободу в исполнении , была точна и необычайно скрупулезна  в моментах  тонально- тематического развития  не устойчивых разделов формы, покоряла в сольных импровизационных эпизодах. Особенно  в Каденционном разделе, когда на выдержанной гармонии  оркестра,  исполнитель продемонстрировала свою блестящую виртуозную технику.  Начиная с Бетховена  каденции выписываются. В данном случае  каденция  к Первому концерту для фортепиано с оркестром помещена перед Кодой 1й части  и  стилистически совпадает с общей музыкальной  концепцией, т.к. композитор развивает в ней темы, изложенные ранее.

              Солистка одинаково убедительна  и в кантилене, ее пианизм покоряет с первых тактов. 1-й фортепианный Концерт  захватывает   слушателя лёгкостью восприятия и  искрометным задором,  в сочетании с  техническим совершенством  исполнителей и  представляет собой достойный пример соединения бетховенского симфонизма  с условиями утверждающегося  нового блестящего во всех отношениях  жанра.

Прозвучавшая в финале 4 Итальянская  Симфония А -dur Феликса Мендельсона- Бартольди  покорила слушателей свежестью образов, гениальной выверенностью формы,  динамическим  развитием тематизма.

Сохраняя традиции венских классиков в композиционном и структурном плане,  она в то же  время наполняется новым содержанием.

Первая часть симфонии открывается  сонатным Allegro ( Аdur)  без вступления,  буквально распахивается дуновением ветра , темой  главной партии у струнных.  Ритм тарантеллы  пронизывает  все изложение   главной  партии.

Следующая после ее  развития  связующая, а затем побочная партия интонационно приближаются к главной и создают общий тематический образ, полифонически переплетаясь в  движении. Классическая конструкция симфонии наполняется акварельной свежестью  инструментовки и  полифоническим развитием  тематизма, что придает общему замыслу особое очарование.

Следующее   затем изложение темы в  медленной  части( d-moll)--создает суровый аскетичный образ . Медленный темп, октавное изложение   темы, подвергающейся фактурному обновлению, рисует образ странствующих монахов.  Ясная трех частность обрамляется фактурным обновлением темы крайних частей. Партитура здесь подчёркнуто аскетична: в изложении отсутствуют партии труб, валторн и литавр. Дирижер, следуя замыслу, создаёт картину углубленного созерцательного уединения .

Традиционный менуэт ( A-dur) в середине  сонатно- симфонического  цикла продолжает традицию  венских классиков с включением лендлера в симфонизацию ткани, выполняя в то же время роль драматургического отступления перед финалом.

Вихревое  стремительное движение зажигательной сальтареллы в финале  Итальянской симфонии ( a moll) -- пронизывает  сонатную композицию финала, объединяя собой все предыдущее развитие. Тематизм и формообразование Итальянской симфонии позволяют  утверждать о великолепном  владении композиторской  техникой в  написании  сонатно- симфонического цикла,  гениальном чувством формы  и знании  техники  оркестрового письма.

Итальянская симфония Мендельсона- Бартольди светла и лучезарна, она захватывает слушателя с первых тактов и вовлекает  в свое удивительное повествование. Оркестр покорил стройностью звучания, а дирижер, следуя  за ремарками в партитуре, воплотил идею композитора  в динамике сонатно- симфонического цикла, создал ощущение  праздника, подаренного присутствующим в зале.

 

АННА  ПАРСЕГОВА, МУЗЫКОВЕД





Другие материалы рубрики

10.05.2024 / 16:40:59

От благодарных потомков

Независимый Узбекистан – это особая страна в мире. Здесь уважают аксакалов, ветеранов, здесь трепетно относятся ко Дню Памяти и почестей – 9 мая. 24 г. Далее...

08.05.2024 / 19:44:48

В эти весенние дни, в Государственной консерватории Узбекистана с большим успехом прошли мастер-класс и концерт профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Бостонской консерватории и консерватории новой Англии

В вечер концерта за роялями сидели два высокопрофессиональных музыканта, Павел Нерсесьян и Сайера Гафурова. Далее...

07.05.2024 / 18:38:34

В Ташкенте состоится концерт румынского джаз музыканта Петре Ионуцеску

8 мая 2024 года в Ташкенте выступит румынский джазовый музыкант Петре Ионуцеску. Концерт состоится в 19:30ч на открытой площадке Дворца международных форумов "Узбекистан" (просп. Узбекистанский, 80) в рамках восьмого Международного джазового фестиваля, организованного Фондом развития искусства и культуры Республики Узбекистан, под эгидой представительства ЮНЕСКО. Далее...

07.05.2024 / 10:37:34

Студенческий камерный оркестр ГКУз при участии солистов - Павла Нерсесьяна и Сайёры Гафуровой - подарил меломанам чудесный музыкальный вечер

В камерном концерте в Большом зале ГКУз 30.04.24 были исполнены шедевры классической музыки – произведения Ф. Мендельсона, И.С. Баха и В.А. Моцарта. Ведущая концерта, заслуженный работник культуры Узбекистана, профессор Инесса Гульзарова, давала ёмкие преамбулы перед каждым выступлением музыкантов. Далее...

06.05.2024 / 12:03:39

Завершившийся в Сурхандарье Международный фольклорный фестиваль "Бойсун бахори" ("Байсунская весна") вновь стал незабываемым событием для его многочисленных участников и гостей

Название этого большого фольклорного фестиваля происходит от имени очень красивого городка в Сурхандарьинской области, Байсуна. Он расположен у подножия живописных гор Байсунтау, местные жители которого сохранили древние обычаи и традиции, насчитывающие не одну тысячу лет. Далее...





26.07.2024 / 12:48:22
ГАБТ имени Алишера Навои с прискорбием сообщает, что сегодня ушел из жизни Народный артист Узбекистана и Азербайджана, профессор Государственной консерватории Узбекистана Фируддин Сафаров
 
25.07.2024 / 14:31:59
В восьмой раз творческая группа ведущих солистов ГАБТа им. А. Навои во главе с ведущим режиссером-постановщиком Андреем Слонимом была приглашена на XXIII Международный фестиваль "ЦАРСКИЕ ДНИ" в Екатеринбурге
 


08.05.2024 / 10:43:49
Я горжусь своим дедом
 
14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 


23.07.2024 / 15:50:25
Рифат ГУМЕРОВ. В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…Повесть
 
16.07.2024 / 09:34:51
Обзор № 3 литературно-художественного журнала "Звезда Востока" за 2024 г.
 


25.06.2024 / 16:55:40
Лекция "Вопросы консервации и реставрации памятников архитектуры", проведенная кандидатом технических наук Дубровской Л. В., доступна для просмотра на русском языке
 
21.06.2024 / 11:25:31
Наука и образование – основа решений масштабных задач
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте