Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.05.2024 / 16:24:15
В Ташкенте продолжаются мероприятия, посвященные 90-летию заслуженного деятеля искусств Узбекистана, композитора Феликса Марковича Янов-ЯновскогоЦикл творческих вечеров, начавшийся 13 мая с.г. концертом камерной музыки известного композитора и педагога, был продолжен выступлением в Органном зале консерватории Камерного оркестра «Туркистон» под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Эльдара Азимова. В программу концерта снова вошли лучшие сочинения Феликса Марковича у которых есть свое место в музыкальном мире как Узбекистана, таки и во всем мире. Теперь немного о жизненном, творческом пути композитора. Но вначале скажем об отце Феликса Марковича , который оказал большое влияние на сына. Журналист Марк Юрьевич Янов-Яновский был ответственным секретарем газеты «Правда Востока», репрессирован в 1937 году (освобождён в 1946 году). Супруга Наталия Соломоновна Янов-Яновская , тоже отмечающая в эти дни свое 90-летие , выпускница музыковедческого отделения Ташкентской консерватории, доктор искусствоведения, профессор. Сын — Дмитрий Янов-Яновский , композитор, дочь Марина живет в Израиле.
В 1957 году Ф.М. Янов-Яновский окончил Ташкентскую государственную консерваторию по классу скрипки. Ученик Наума Ефимовича Бронфмана. В 1959 году — по классу композиции (профессора Бориса Борисовича Надеждина). С 18-летнего возраста начал работать — сначала в оркестре драматического театра, затем в симфоническом оркестре узбекской филармонии и струнном квартете узбекского радио. С 1965 года работал на киностудии «Узбекфильм». С 1961 года — педагог Ташкентской государственной консерватории, с 1988 года — профессор. Более 10 лет возглавлял кафедру композиции. В 1974—1980 годах работал деканом теоретико-композиторского факультета, в 1979—1986 годах — был заведующим кафедрой композиции и инструментовки в консерватории . Среди его учеников был известный узбекский композитор Мирсадык Таджиев. С 1971 года — член Правления Союза композиторов Узбекистана, с 1991 года — член Союза кинематографистов Узбекистана. По мнению Эльдара Азимова, каждый раз Ф. М. Янов-Яновский — разный и не ординарный, ставящий новые исполнительские задачи. Если это «Экклезиаст»- погружение в философию бытия; если это «Кончерто гроссо»- то соревнование в остроумии , живости ума , интеллекта; если это вокальный цикл- то непосредственность , бесхитростность, широко открытые , добрые глаза. И снова о программе концерта. Она говорит о многом. Тем более, что оркестр «Туркистон» под руководством Эльдара Азимова исполнял ее с чувством большого вдохновения , стремясь донести до зрителей все самое главное и сокровенное. И так, давайте посмотрим что было исполнено и сделаем для себя определенные выводы. 1.ФЕЛИКС ЯНОВ-ЯНОВСКИЙ ЛАРГО И СКЕРЦО. 2. ФЕЛИКС ЯНОВ-ЯНОВСКИЙ КОНЧЕРТО ГРОССО №2 - КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ, АЛЬТА И ВИОЛОНЧЕЛИ В 3-Х ЧАСТЯХ. 3.ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ТРИПТИХ ДЛЯ ОРКЕСТРА В ТРЁХЧАСТЯХ: ЭПИГРАФ, ЭЛЕГИЯ, ПОСТСКРИПТУМ. (МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА). 4. «СЛУШАЙ, МОЙ ДРУГ, ТИШИНУ». С УЧАСТИЕМ СОЛИСТОВ – ЛАУРЕАТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ ШАХРУХА РАХИМБЕРДИЕВА (СКРИПКА); АЛЕВТИНЫ ДОВИДАЙТИС (АЛЬТ); ЖАМШИДА УБАЙДУЛЛАЕВА (ВИОЛОНЧЕЛЬ).
И в заключение комментарий к программе ведущей концерта, профессора Инессы Гульзаровой Феликс Янов-Яновский является крупнейшим представителем композиторской школы Узбекистана. Заслуженный деятель искусств республики, лауреат премии за вклад в развитие культуры и искусства республики, профессор. Могу без преувеличения сказать, что любой концерт этого композитора, как правило, становится музыкальным событием. Вот и сегодня, уверена, он не будет исключением. Каждая встреча с музыкой этого автора – это некий род интеллектуального общения, это разговор о самом важном. И каждый раз перед слушателями предстаёт глубокий философ, размышляющий о главном и вечном, находящийся в постоянном поиске живой интонации и естественного течения музыки. В музыке Янов-Яновского удивительно сочетаются классические традиции и новые стилистические направления. Он в равной степени владеет как камерными, так и крупными симфоническими жанрами. В багаже композитора – симфонии, концерты, оратории, оперы, балеты, камерно-инструментальная и вокальная музыка, музыка для узбекских народных инструментов, театра и кино, а также эстрадные песни. Коллеги называют Феликса Марковича композитором-экспериментатором. Он любит обращаться к разным жанрам, к разным формам, к разным составам исполнителей. Вот и сегодняшнюю концертную программу включен один из кончерто гроссо композитора.
Что касается Эльдара Азимова, то с ним композитора связывает многолетний творческий союз длиною в 41 год (с 1973года). Была записана пластинка с опусами Янов-Яновского, вышел диск с музыкой композиторов Центральной Азии, в который также вошли и сочинения Феликса Марковича. Концертную программу открывает Ларго и Скерцо, написанные композитором в 1973 году специально для первого камерного оркестра, созданного Э. Азимовым, который на тот момент ещё не имел официального статуса. Следующий номер концертной программы Кончерто гроссо №2 или «Простой концерт» для скрипки, альта и виолончели с камерным оркестром. Вот что об этом говорит автор: - Вы знаете, период написания моего первого кончерто гроссо, а это были 60-е годы прошлого столетия, было временем, когда возрождался интерес к старинным жанрам. Ведь кончерто гроссо – это жанр эпохи барокко, предполагающий противопоставление солирующей группы инструментов и оркестра. Мне было интересно поработать в этом русле и испробовать свои силы в рамках данного жанра. Безусловно, я не был первым, кто решил возродить кончерто гроссо в XX веке. Известны выдающиеся произведения композиторов Альфреда Шнитке, Олега Шабинского, Эдуарда Тубина и многих других. Мой интерес к жанру кончерто гроссо во многом связан с возможностью экспериментировать с инструментальным составом, выявлять новые возможности того или иного инструмента, подчас представляя их в необычном сочетании. Так, во всех пяти моих концертах разные инструментальные составы. В первых трех солирующими инструментами выступает струнная группа, в четвертом концерте солируют ударные инструменты и клавесин, а в пятом – саксофон и тромбон, шестой – for the left hand piano, chemballo, organo и струнного оркестра, седьмой – Сoncerto grosso №7 (написан в 2017 году) для ная, кошная, рубаба-примы и камерного оркестра народных инструментов «Согдиана». Кончерто гроссо №2 написано в 1989 году, премьера состоялась 15 апреля 1991 года НСО Узбекистана под управлением Иманта Коциньша. Творческий замысел симфонии музыковед Э.Абдуллаева сравнивает с Классической симфонией Прокофьева: это стиль близкий Вивальди или Гайдну, с точки зрения Ф. Янов-Яновского. Произведением наполнено ласковым юмором, добродушным кокетством. 1-ая и 3-и части полное юмора энергичное движение, а 2-я часть – это своеобразное «слово от автора», отмеченное серьёзностью и искренностью высказывания. «Элегический триптих» для оркестра был написан композитором в этом году. Он состоит из трёх частей: Эпиграф, Элегия и Постскриптум. Сегодня состоится мировая премьера этого опуса. Известно, что перу композитора принадлежат несколько одночастных программных пьес для симфонического оркестра: написанные в 2000-2001 году «In tempo sostenuto», «Immobility», «Слушай, мой друг, тишину». Каждое из названных произведений – своеобразный живописный этюд или словно «застывшая» картина, текучая, медитативно-углублённая музыка, сосредоточенная на тончайших преобразованиях движений затаённого микромира. Стилистику сочинений можно назвать импрессионистической: эмоциональная сдержанность, утончённая пряность гармоний, красочность тембров. За последнее десятилетие эта группа сочинений пополнилась оркестровыми пьесами «Вдали-вблизи» и «Послесловием».
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz фото Акмаля Сафарова
|
|