Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.06.2024 / 08:26:50
Абдулазиз Хасанов: продолжатель музыкальной династииБиографии многих композиторов и исполнителей начинаются со слов «родился и вырос в музыкальной семье». Не является исключением и мой папа Абдулазиз, родившийся в известной династии Хасановых, музыкальный талант в которой передавался из поколения в поколение. Будущее папы было предопределено с самого детства. Его дедушка народный артист Узбекистана Набижон Хасанов был талантливым певцом-бастакором, написавшим большое количество инструментальных произведений, сочинения для народного оркестра, несколько музыкальных драм, музыку для радиоспектаклей, опусы для хора, характеризующие его как композитора-профессионала. Отец Абдулазиза Хасанова Тельман – заслуженный артист Узбекистана, композитор и дирижёр. Он написал свыше 300 песен, инструментальные концерты, сюиту, поэму «Памяти Ю. Раджаби», трио, хоровые произведения, музыку к драматическим спектаклям. Поэтому неудивительно, что Аблазиз Хасанов с самых ранних лет стал заниматься музыкой. В возрасте двух лет он услышал по радио колыбельную. Она была очень грустной. Расчувствовавшись, малыш заплакал. В комнату буквально влетела мама, не понимая, из-за чего её ребёнок так расстроился. Обняв сынишку, она стала успокаивать его и осторожно осматривать, думая, возможно, он пал или ударился, ведь Абдулазиз был еще мал, чтобы объяснить, что его растрогала музыка. На следующий день мама, укладывая малыша, снова включила радио, транслировавшее детскую вечернюю передачу. И когда зазвучала колыбельная, ребёнок опять начал плакать. В этот же вечер она всё рассказала мужу, который, улыбнувшись, сказал, что у них растёт будущий музыкант. Когда Абдулазизу исполнилось пять лет, Тельман Набиевич стал брать сына с собой на радио, где он работал дирижёром народного оркестра Государственного телевидения и радио Узбекистана. Стоя за кулисами, мальчик поначалу повторял за отцом движения, а потом, быстро уловив ритм, начал увлечённо дирижировать с закрытыми глазами. Дома, слушая игру отца, который превосходно играл на фортепиано, дутаре, гиджаке и многих других народных инструментах, сын вдохновлялся их звуками. Ему нравилось слушать узбекские народные песни, классические мелодии макомов, песни самого Тельмана Набиевича. А в 1975 году родители определили своего первенца в детскую музыкальную школу №24, а также в общеобразовательную (школа № 230). Но самым любимым местом пребывания для него все-таки стала музыкальная школа, где его первым педагогом по фортепиано была Фотима Абдуллаевна Хасанова – доброжелательный, открытый человек, обладающая педагогическим опытом и тактом. Она умела найти подход к каждому ученику. Фотима Абдуллаевна старалась пробудить у Абдулазиза интерес, творческое отношение к исполняемому произведению. На уроках она часто вела беседы о музыке, о том или ином композиторе, о его эпохе, о жанре, форме и интерпретации изучаемых сочинений. И он рьяно учился, участвовал в различных фортепианных конкурсах (городских и республиканских) и, хотя не побеждал, зато приобретал определенные навыки, продолжая совершенствоваться. В дальнейшем эти уроки сыграют благотворную роль в его будущей профессии. Семь лет музыкальной школы пролетели незаметно, и после её окончания Абдулазиз решил поступать в музыкальное училище имени Хамзы. При поступлении он выбрал отделение музыковедения. Все экзамены сдал успешно. Особенно запомнился экзамен по фортепиано, когда комиссия предложила ему право выбора – фортепианное или теоретическое отделение. Но его уже тогда увлекали теоретические предметы, поэтому он остался верен своему выбору. Вскоре начались годы учения в музыкальном училище. На третьем курсе Хасанов-младший начинает заниматься композицией у известного композитора и педагога Бориса Исааковича Зейдмана. Это был музыкант с огромным опытом, талантом и знаниями, с необыкновенно сильным чувством долга, который стремился воспитать своих учеников активными, сознательными и ответственными. Он задавал большие задания, постоянно интересовался успеваемостью учеников по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, их общественной работой. Это было замечательное время, период серьёзной учёбы и новых больших открытий. К сожалению, Борис Исаакович вскоре скончался, и Абдулазиз продолжил занятия уже в классе Мирхалила Махмудова – одного из ярчайших представителей композиторской школы Узбекистана. Опытный и чуткий педагог, он сумел пробудить в своем ученике интерес к профессиональному творчеству. В его классе всегда царила тёплая атмосфера и доброе отношение. Занятия у замечательного учителя способствовали успешному профессиональному росту Абдулазиза. В результате к четвёртому курсу он становится одним из лучших учеников музыкального училища, которое успешно заканчивает, как музыковед. А вот в Ташкентскую консерваторию поступает уже на отделение композиции. Поначалу Абдулазиз учится в классе Мирхалила Махмудова, но на втором курсе переходит к профессору Курбанову. Это решение было обусловлено интересом Хасанова к полифонии, полифонической фактуре, полифоническому мышлению. Всем этим Тулкун Умарович владел сполна. Мирхалил Махмудович с пониманием принял решение своего ученика, не чинил ему препонов, а пожелал дальнейших успехов и профессионального роста. Абдулазиз всегда с благодарностью вспоминает Махмудова за ту школу, которую он ему дал, а также за сохранение добрых отношений. Что касается Тулкуна Умаровича, то он в полной мере обладал не только композиторским, но и педагогическим даром, чуткостью к молодым дарованиям, вниманием и добротой. Щедрое и бескорыстное открытие мира гармонии и красоты музыки были сутью его личности и жизни. Своего педагога Абдулазиз Хасанов всегда вспоминает с необыкновенным теплом: «Тулкун Умарович Курбанов – для меня, прежде всего, был не только педагогом, но и другом, хорошим собеседником, человеком, показавшим мне правильный путь в мое будущее. На уроках он был очень требователен, строг, вспыльчив, но справедлив и скромен. Он дал мне основательную профессиональную базу, научив усиленно трудиться, постоянно совершенствоваться, относясь к своей профессии не только как к заработку для существования, но и для удовлетворения души». Первые масштабные сочинения Абдулазиза – «Вариации для струнного оркестра и ударных инструментов» и «Симфоническая поэма», которые стали одновременно и его дипломной работой, оцененной государственной экзаменационной комиссией самым высоким баллом. Получив диплом, Хасанов поступает в ассистентуру-стажировку в класс профессора Курбанова, по окончании которой началась творческая жизнь, насыщенная и плодотворная… Сегодня Абдулазиз Хасанов – композитор, педагог, аранжировщик, занимающий свою нишу в современной узбекской эстраде. Он работал с многими ведущими певцами и эстрадно-инструментальными ансамблями. Многие из них называют его новатором и мастером (устозом) узбекской эстрадной аранжировки. Абдулазиз Тельманович успешен и в педагогической деятельности: являясь доцентом кафедры композиции и инструментовки Государственной консерватории Узбекистана, он ведёт специальный класс композиции, продолжая традиции любимых педагогов. Параллельно он преподаёт и в институте национального эстрадного искусства имени Батыра Закирова. Творческий облик Абдулазиза Хасанова многогранен – на протяжении своей жизни он обращается к разнообразным музыкальным жанрам. Его композиторское мышление и стиль впитали в себя музыкальные традиции мировой музыкальной классики и национальной музыки. У него свой стиль, своя характерная, легко узнаваемая интонация. Его творческая палитра постоянно обновляется. Каждое его сочинение по-своему интересно и в каждом из них можно узнать творческий почерк Абдулазиза Хасанова, который находится в расцвете своего таланта.
Собинабону Хасанова, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|