Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.08.2024 / 14:35:38
Борис Титель. Штрихи к портрету музыканта и педагогаЕго имя – одно из почитаемых в музыкальном мире Узбекистана. Сегодня его с трепетом произносит старшее и среднее поколение музыкантов, кто имел счастье не только с ним общаться, но и учиться у него. Честно признаюсь, я им искренне завидую, что, в отличие от этих счастливчиков, знаком с героем моего очерка только по рассказам и скупым материалам в интернете. Отсюда и возникло желание поделиться тем, что нашёл о Борисе Александровиче Тителе, музыканте, скрипаче, доценте Ташкентской консерватории. Блистательный скрипач-виртуоз, профессор М. Б. Рейсон сказал о нём: «Это энтузиаст, очень горячо относящийся к своему призванию. Он до сегодняшнего дня является большим артистом. Я считаю, что Борис Александрович Титель приносит огромную пользу как артист и педагог». Эти слова были озвучены Михаилом Борисовичем в далёком 1974 году, когда он заведовал кафедрой струнных инструментов Ташкентской консерватории, на которой Титель успешно работал. Прошли годы, и сегодня Бориса Александровича Тителя справедливо называют одним из основоположников скрипичного исполнительства и педагогики Узбекистана. Он родился 1 июля 1910 года в украинском городке Новая Ушица в интеллигентной семье, где постоянно звучала музыка, которую все очень любили. Поэтому неудивительно, что маленького Бориса отдали учиться в известную Одесскую музыкальную школу в класс гения педагогики народного артиста Украины, профессора П. С. Столярского. Это о его педагогической методике известный французский музыкант Жак Тибо сказал: «Это то, чем должно гордиться мировое искусство». А народный артист СССР Леонид Утесов, который был олицетворением «советского джаза», высказался по этому поводу так: «Кто сказал, что конвейер изобрёл в Америке Форд? Конвейер изобрёл в Одессе Столярский. Конвейер талантов. Он как никто понимал детскую душу, умел её настроить на музыкальный лад и вести к вершинам скрипичного совершенства. Он нёс в себе большое сердце художника». Действительно, из класса Столярского вышли исполнители, которые обрели всемирную славу – Давид Ойстрах, Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Буся Гольдштейн, Елизавета Гилельс, Михаил Фихтенгольц. Достойное место среди них занимал и Борис Титель. Благодаря своим выдающимся способностям, он в 14-летнем возрасте был переведён на третий курс Одесской консерватории в класс своего же педагога профессора Петра Столярского. П. С. Столярский с учениками. ( Б. Титель во втором ряду первый слева) Известно, что трудовая деятельность Бориса Александровича началась рано – в возрасте пятнадцати лет. Вначале он работал солистом-скрипачом Одесской городской эстрады, потом солистом-скрипачом Одесской филармонии, а в 1930 году принял участие в Первом Всеукраинском конкурсе скрипачей, который проходил в Харькове, и котором он стал лауреатом вместе с Ойстрахом – у Давида Фёдоровича была первая премия, а у Бориса Александровича вторая. Через два года Титель был призван в армию, после которой продолжил работу в филармонии, совмещая её с педагогической в музыкальной школе П. С. Столярского при Одесской консерватории. В жизни Бориса Александровича было немало интересных встреч – одна из них с известным профессором Московской консерватории А. И. Ямпольским, в классе которого он имел счастье учиться целый учебный год. А в годы Второй мировой войны он, благодаря ректору Ленинградской консерватории Павлу Серебрякову, оказался в Ташкенте, куда был эвакуирован этот известный музыкальный вуз, оставивший глубокий след во всех областях культуры Узбекистана, включая музыкальное образование и педагогику, а также концертную практику, музыкальную науку, композиторское творчество, просветительство. Здесь Титель успешно закончил Ташкентскую консерваторию, учёбу в которой совмещал с работой в оркестре Узбекского театра оперы и балета. Находясь в эвакуации, Борис Александрович получает бронь от мобилизации, от которой отказывается и в 1942 году отправляется на фронт, пройдя путь до Варшавы, Праги и Берлина. В Ташкент он возвращается увенчанный орденами и медалями и сразу приступает к работе в качестве солиста-скрипача и концертмейстера театра Ташсовета, концертмейстера музыкального театра Мукими и симфонического оркестра Комитета Радиоинформации. Он играл ежедневно, находясь в прекрасной артистической форме, шлифуя свою игру и набираясь опыта оркестранта и ансамблиста. В одном из интервью сын Тителя – ныне известный российский оперный режиссер Александр Титель, рассказывал, как его отец каждое утро начинал с того, что разыгрывался каприсами Паганини, что он или солировал, или преподавал в консерватории, или играл в оркестре ансамбля радиокомитета. К педагогической деятельности Титель возвращается в 1953 году в качестве педагога скрипки в Ташкентском музыкальном училище имени Хамзы и специальной школе-одиннадцатилетке имени Р. Глиэра, а с 1955 года его приглашают на кафедру струнных инструментов Ташкентской консерватории, где он до конца своих дней вёл класс скрипки. Борис Александрович был уникальным педагогом. Он безгранично любил всех своих учеников. Опираясь на опыт своего гениального учителя П. С. Столярского, умел сделать незабываемой работу над штрихами, техническими приёмами, вибрацией и т.д. Большое значение он придавал мастерству скрипача. Чтобы играть хорошо «настоящую» музыку – сонаты и другие крупные и серьёзные произведения, он говорил, что нужно уметь хорошо играть каприсы Паганини, танцы Сарасате, этюды, произведения Эрнста и другие. На уроках Борис Александрович был всегда необычайно спокоен, нетороплив, полон доброжелательности. Проходя с учеником то или иное сочинение, всегда оттачивал малейшие детали, фразы, ноты, движения. Всё это шлифовалось, доводилось до нужного уровня и потом только «собиралось» вновь целиком. В своих объяснениях он всегда был очень точен – никаких «общих» слов. Требовательность и увлечённость позволили ему подготовить десятки скрипачей-профессионалов, среди которых: Исмат Саидов – преподаватель Душанбинского музыкального училища, Масуда Ахмедова преподаватель РСМШ имени В. Успенского, Соми Садыков – бывший директор Республиканского школы-интерната искусств, Валерий Магай (1957-2024) – доцент кафедры струнных инструментов Государственной консерватории Узбекистана, Джалол Низамутдинов – концертмейстер, Игорь Пальчиков – помощник концертмейстера, Джамиля Туляганова – артистка симфонического оркестра ветеранов при Государственном академическом театре имени А. Навои. Очень много его учеников трудятся в камерных, симфонических, оперных оркестрах как в Узбекистане, так и за его пределами. Борис Александрович Титель скончался 35 лет тому назад – 19 апреля 1989 года. Вся его жизнь – незабываемый пример для его воспитанников. Пример мужества и высокого служения любимому делу. Как говорил один из его любимцев Валерий Магай, «называться учеником Бориса Александровича – большая честь и большая ответственность!»
Шохрух Шаманов, студент Государственной консерватории Узбекистана
|
|