Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
08.08.2024 / 11:09:26
Марлис Юнусханов: к юбилею музыкантаЕму было подарено свыше божественное чудо – музыка. Она служила для него эталоном добра, красоты и чистоты, обогащая его духовный мир. А открывать людям чарующий мир музыки – это значит помогать им становиться чище, мудрее, сильнее. Этим всю жизнь успешно занимался заслуженный артист Республики Узбекистан, профессор Марлис Кудратович Юнусханов. Сегодня, 8 августа 2024 года, ему исполнилось бы 85 лет. С именем Марлиса Кудратовича, известного музыканта, педагога, просветителя неразрывно связана жизнь Государственной консерватории Узбекистана. Он был настоящим энтузиастом и профессионалом своего дела, интеллигентным человеком огромного обаяния и неиссякаемой энергии. Годы его работы в нашей консерватории были временем настоящего творчества – будь то рядовые занятия или большие концертные проекты, выступления на методических совещаниях, ученых советах или проведение исполнительских конкурсов. Мне думается, жизнь к Марлису Кудратовичу Юнусханову была милосердна и благосклонна. Он прожил ее вместе с эпохой, с интереснейшими людьми, и вместе с Музыкой. Будущий профессор Юнусханов родился в семье врачей, где каждый день говорили об этой профессии, врачебной этике, дипломатии и многом другом. Поэтому неудивительно, что мальчик мечтал пойти по стопам родителей. Тогда он и в мыслях не мог представить, что судьба свяжет его со скрипкой, на которой, между прочим, неплохо играла его мама. Но течение мирной жизни семьи Юнусхановых изменила Вторая мировая война. Так, мама Марлиса, занятая с утра до вечера в больнице, вынуждена была отправить его в город Фрунзе (ныне Бишкек) к бабушке – своей маме, которая занялась воспитанием горячо любимого внука. Именно она оказывала ему эмоциональную поддержку в самых разных ситуациях. По окончании войны мама одна приехала во Фрунзе, устроилась на работу, позже объяснив сыну, что она рассталась с его отцом. А потом в его жизни появился Султан Максимович Роянов – ведущий тенор оперного театра, ставший впоследствии его отчимом. Именно он и отвел мальчика в музыкальную школу. Там Марлис встретился со своей первой учительницей, которую впоследствии всегда вспоминал с благодарностью за успешный старт в его будущую профессию, за привитую любовь к скрипке. С ее легкой руки он стал играть на концертной эстраде. А потом произошла судьбоносная встреча в Ташкентской консерватории, куда он успешно поступил, с выдающимся скрипачом-виртуозом XX столетия Михаилом Борисовичем Рейсоном, выпускником Петербургской консерватории, чьим профессором был С. С. Коргуев (ученик великого Л.Ауэра). Этого величайшего музыканта Марлис Кудратович до конца своих дней считал главным учителем, сыгравшим огромную роль в его творческой жизни, причем вспоминал с бесконечным уважением и трепетом. Школу, которую он получил у Михаила Борисовича, была сильной, классической. Так что по окончании консерватории он имел все: технику, сочное звучание, темперамент, поэтичность, чувствительность и любовь к концертной эстраде. В ансамбле с братом профессором Ильгизом Рояновым Играл Марлис Юнусханов много. Ему всегда хотелось, чтобы слушатель испытывал максимальный душевный подъем и эстетическое удовольствие, которые он испытывал сам, исполняя на сцене то или иное произведение западноевропейской классики. Позже многие композиторы Узбекистана стали писать специально для него. Так в его репертуаре появились сочинения М. Ашрафи, Р. Абдуллаева, Х. Рахимова и другие скрипичные опусы, которые он успешно исполнял не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. Чтобы не остановиться в творческом росте, Юнусханов стал преподавать. Он начал вести класс скрипки в Ташкентской консерватории, пройдя путь от простого педагога до профессора. В течение 22 лет заведовал кафедрой струнных инструментов, был проректором по учебной работе. Он обладал завидной работоспособностью. К ученикам относился тепло и заботливо. Был строг с ними, но справедлив. Они им гордились, принимали активное участие как в музыкальной жизни консерватории, так и в различных исполнительских конкурсах. Сегодня они работают во многих оркестрах мира, храня бесценный дар души своего профессора. Это Инобат Ахмедова, Захро Абдуназарова, Дано Палванова, Мадат Худайберганов, Фируза Закирова, Фазлиддин Джабаров, Атилла Саутов и многие, многие другие. А когда в 1997 году из Каирской консерватории пришло приглашение на работу, Марлис Юнусханов подписал контракт и вместе с женой и дочерью уехал в Египет. Здесь он провел последние двадцать три года своей жизни. Так деятельность профессора Юнусханова приобрела международный масштаб. В чрезвычайно короткий срок ему удалось заложить основы петербургской и узбекской скрипичной школы в Египте, вырастить там целое поколение учеников – скрипачей высокого уровня, которые занимались у него в Каирской консерватории. Его класс часто выступал с концертами в стенах самой консерватории, других залах, в том числе и в русском культурном центре. Играли они и в культурном центре при Американском университете в Египте. Как правило, эти выступления вызывали большой резонанс среди культурной общественности и в местных СМИ. Подопечные Марлиса Кудратовича принимали участие и в различных международных конкурсах, включая «Щелкунчик». Профессор Юнусханов в унисоне с учениками Учил он не просто играть музыку, а рисовать образы, развивать воображение. Всегда советовал ученикам и студентам думать своей головой. Он был строгим педагогом, ему хотелось, чтобы ученик обладал своей самобытностью. Его педагогический метод всегда был индивидуальный, он верил, что к каждому должен быть свой подход. Марлис Кудратович всегда искренне радовался успехам своих воспитанников, и с гордостью о них отзывался. Да он и сам ежегодно давал двухчасовые сольные концерты в Малом зале Каирской оперы. Для него это было большой честью, ведь репертуар театра был расписан по дням на год вперед. В свои программы он обязательно включал и произведения композиторов Узбекистана, таким образом, пропагандируя творчество своих земляков. Когда Марлис Кудратович узнал о своей неизлечимой болезни, он до последних дней продолжал увлеченно преподавать. А на ежедневные мольбы супруги Лолы «меньше работать», каждый раз безапелляционно отвечал: «Профессия продлевает мне жизнь!». И он не лукавил. Скрипка, как и педагогика, были его воздухом, которым он дышал. М. К. Юнусханов создал собственную педагогическую школу, имеющую свое исключительное своеобразие, а потому представляющую большую ценность для музыкантов-педагогов. Это целая система подготовки ученика к концертному выступлению, включающая отнюдь не только работу над деталями разучиваемых произведений, но целый комплекс мер по воспитанию высокопрофессионального музыканта. И сегодня профессор Юнусханов остается живым не только в воспоминаниях современников или в концертных записях, но и в продолжение своих идей и секретах мастерства, бережно передаваемых из поколения в поколение нашими современниками. Прекрасный музыкант, талантливый педагог, неутомимый труженик, отзывчивый человек – таким Марлис Кудратович Юнусханов навсегда сохранится в памяти своих коллег и учеников.
Инесса Гульзарова, музыковедФото из архива семьи Юнусханова
|
|