Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
10.02.2025 / 13:57:33
"Батыр Закиров и Фрэнк Синатра: встреча, которая могла состояться…"![]()
То, что не случилось в реальной жизни - состоялось на сцене Дворца искусств «Туркистон» 06.02.25 на музыкально-поэтическом перформансе-шоу. Эта встреча двух современников с разных континентов– «золотых голосов» ХХ века – Батыра Закирова и Фрэнка Синатры - запомнится надолго любителям эстрады, посетившим это необычное представление из фантастического мира сбывшихся грёз и воплощённых мечтаний.
В основе идеи авторы сценария – ведущий журналист Узбекистана Борис Бабаев и заслуженный деятель искусств РУз Андрей Слоним (он же предстал и режиссёром-постановщиком этого проекта, осуществившим огромную и утончённую работу по его реализации!) – воплотили свою заветную мечту соединить в одном спектакле, казалось бы, - невозможное. Они умело и тонко раскрыли две различные линии жизни и творчества больших личностей в искусстве, представляющих две страны, два континента и два народа - Батыра Закирова (1936-1985) и Фрэнка Синатры (1915-1998). «Это желание было продиктовано двумя соображениями, - уточняет Андрей Слоним. - Первое, это наше высокое отношение к теме любви, преданности и любви к родной земле, которые их объединяли. Второе, это соединение на одной сцене образов двух великих деятелей искусства, встреча которых в жизни не состоялась, но их искусство разными языками и изобразительными средствами, выразительными приёмами настолько параллельны, что они вполне могли бы встретиться и найти общий язык. Этот спектакль позволяет с ещё большей силой и яркостью оттенить личность каждого нашего героя самыми высокими человеческими качествами».
Новаторство режиссёрского замысла и его воплощения заключается в том, что спектакль как целостное вокально-сценическое действо запечатлевает образы двух великих певцов в раскрытии их вокальных образов современными исполнителями. И очень важно подчеркнуть, что опытнейший мастер, народный артист Узбекистана, профессор Мансур Ташматов, блестяще от себя раскрывает образ Фрэнка Синатры. А совсем юный лауреат международных конкурсов Расулжон Абдуллаев смело и свободно решает сложнейшие задачи раскрытия вокального образа Батыра Закирова. В этой встрече главных исполнителей разных поколений в спектакле также видится глубокий смысл. На протяжении спектакля в сознании зрителей формируются вокальные образы двух великих певцов двадцатого столетия. Один жил и творил на нашей родной земле и очаровывал души устремлением к Прекрасному и вечному. А второй жил и творил в Соединенных Штатах Америки и был настоящим властителем дум многих людей.
Лауреат республиканских конкурсов Расулжон Абдуллаев, воплотивший вокальный образ узбекского певца, писателя, поэта, художника и актёра, родоначальника эстрадного искусства в республике, народного артиста СССР Батыра Закирова – нигде и ни в чём не стремится к внешнему подражанию своему кумиру. Ему прекрасно удалось передать главное своим голосом и искренностью интонаций – благодатную творческую энергию исполнения и особую лучезарную Правду лучших песен Батыра Закирова разных лет и зарядить этой живой энергией публику, отвечавшей овацией артисту. Каждый зритель в момент исполнения Расулжона Абдуллаева осознавал, что истинный голос Азии Батыр Закиров, некогда очаровавший мир своей удивительной красотой и душевной проникновенностью, по сей день продолжает греть сердца многих и многих поклонников эстрадной музыки. Репертуар советского певца был весьма разнообразен: оперные арии, узбекские народные песни, песни советских композиторов, зарубежные шлягеры в переводе или на языках оригинала до сих пор не забытые любителями ретро, и конечно, - песни народов мира. Своё знаменитое «Арабское танго» («О, светоч грёз моих») Батыр Закиров впервые спел на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году, и с тех пор песня вошла в «Золотой фонд советской эстрады». «Арабское танго» (муз. и слова - Фарид Эль Атраш), покорившее в 50-х годах прошлого века весь эстрадный мир, звучало в спектакле на арабском языке как исповедь и молитва, намного значительней, чем этот же шлягер в русском переводе Николая Доризо в более позднем исполнении Н. Никитского: «За всё тебе спасибо, / За то, что мир прекрасен…», сохранившего, правда, неизбывную светлую печаль оригинала на все времена. Батыр Закиров завершил свой земной путь 23 января 1985 года в Ташкенте и обрёл последнее упокоение на Чигатайском мемориальном кладбище узбекской столицы. Нынешнее представление ещё раз подтвердило: его искусство пережило творца на долгие десятилетия. Вокальный образ Фрэнка Синатры – блестяще воспроизвёл народный артист Республики Узбекистан, профессор Мансур Ташматов. В своём исполнении он передал не только свою, но и всенародную любовь к американскому певцу, несмотря на «железный занавес», разделявший долгие десятилетия наши страны. Ему удалось раскрыть и отобразить в индивидуальной исполнительской манере важные вокальные и артистические достоинства американского певца: Синатра славился высоким мастерством исполнения песен, виртуозной техникой интонационного фразирования, ясной артикуляцией каждого слова и слога и «бархатным» тембром голоса, а также свободным поведением на сцене и в жизни, в любой, даже самой официальной обстановке. За 60 лет творческой карьеры Синатра исполнил в студии и на концертах более двух тысяч песен разных авторов, гастролировал в более 40 странах мира; пластинки с его песнями проданы в количестве более 150 миллионов экземпляров. В XX веке Синатра стал легендой не только музыкального мира, но и каждого аспекта американской культуры. Не свободный от человеческих слабостей и жизненных противоречий, он сумел остаться самим собой – таким запомнили Синатру многие почитатели его таланта. Когда он ушёл из жизни, некоторые журналисты писали: «К чёрту календарь. День смерти Фрэнка Синатры — конец XX века». Эта короткая фраза поистине дорогого стоит… Певческая карьера Синатры начиналась ещё в 1930-х годах, а к концу жизни он считался эталоном музыкального стиля и вкуса. Песни в его исполнении вошли в классику эстрады и стилей: джаз, свинг и поп-музыка; стали наиболее яркими образцами эстрадно-джазовой манеры пения «крунинг», на них воспитаны несколько поколений американцев и отечественных джаменов, включая народного артиста Узбекистана – Мансура Ташматова. М. Ташматов не играл, а с полной душевной отдачей проживал на сцене образ своего любимого певца далеко не в первый раз, поэтому публика так жарко реагировала на каждое его выступление из наиболее известных песен американского певца. Особняком в репертуаре М. Ташматова в жизни и в спектакле выделялся хит «Мой путь» (My Way») и его заключительные слова: “I did it my way”. В спектакле эта фраза прозвучала так же убедительно: “It was my way’ («Это был мой путь»). Эта песня до сих пор волнует людей, как и при жизни Синатры, судя по отзывам в интернете: «My Way» — это глубокое размышление о человеческом пути, особенно мужском, который несёт в себе молчаливую и часто невысказанную жёсткость. Строка «Что у него есть, если не он сам» — это не просто прославление уверенности в своих силах, но и принятие одиночества, которое часто сопутствует смелости жить по своим правилам. Со временем понимаешь, что эта песня не о славе или совершенстве, а о стойкости и искренности, даже перед лицом сожалений и трудного выбора. Шедевр, который с возрастом становится только глубже». Три звезды на Голливудской «Аллее славы» — за достижения в музыке, в кино и на телевидении — лишь одно из внешних проявлений уважения и любви к творчеству легендарного артиста. Настоящие ценители и поклонники таланта Фрэнка Синатры приносят цветы на посвящённые ему три звезды на Голливудской Аллее Славы ежегодно в день рождения артиста. По окончании спектакля во Дворце искусств «Туркистон» поклонники Синатры вручили цветы его преемнику и продолжателю эстетики «крунинга», характерной для поп-музыки, - напевать вполголоса, тихо и проникновенно – Мансуру Ташматову. И ещё один образ великой исполнительницы возник волею постановщика в этом спектакле. Возник, как и многое в палитре представления – несколько парадоксально – но с живой убедительностью. Вокальный образ выдающейся французской певицы, шансонье, киноактрисы Эдит Пиаф (1915-1963) в ярком исполнении актрисы Государственного молодёжного театра Узбекистана Шахзоды Валиевой обогатил и дополнил в спектакле плеяду мужских золотых голосов ХХ века бессмертной старой песней "Пaрам-Пaрaм-Парам...." («Верни меня!»). Этот вечный вальсовый мотив о весне прозвучал в спектакле так чувственно и незабываемо, что он вторит моей душе до сих пор:
Имя Пиаф (на парижском арго значит «воробушек») на афишах стало известно Парижу с первых её выступлений. Поэт Раймон Ассо создал «стиль Пиаф» - исходя из индивидуальности Эдит, он написал песни, подходящие только ей, «сделанные на заказ». Именно Раймон Ассо добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах — самом знаменитом мюзик-холле Парижа. Выступление в «АВС» считалось выходом в «большую воду», посвящением в профессию. Он также убедил её сменить сценический псевдоним «Малышка Пиаф» на «Эдит Пиаф». После успеха выступления в «АВС» пресса написала об Эдит: «Вчера на сцене „АВС“ во Франции родилась великая певица». Большинство зрителей, включая автора статьи, запомнило премьеру моноспектакля «Это Я, Эдит Пиаф» 24 февраля 2018 г. в Государственном молодёжном театре Узбекистана. Режиссёр — Обид Абдурахманов. В роли Эдит Пиаф — Шахзода Валиева. Автор — Нина Мазур. Молодая раскованная актриса сумела в исполнении одной песни в нынешнем спектакле передать такие качества французской певицы как необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки в достижении цели, которые быстро привели Эдит к вершинам успеха и к триумфу в начале 50-х годов прошлого века. В 1954 году Эдит Пиаф снялась в историческом фильме «Тайны Версаля» вместе с Жаном Маре. Эдит начала выступления в концертном зале «Олимпия» в 1955 году. Успех был ошеломляющий. После этого она отправилась в 11-месячное турне по Америке, далее — очередные выступления в «Олимпии», турне по Франции. Последнее её выступление на сцене состоялось 31 марта 1963 года в оперном театре г. Лилля. Её последними словами были: «За каждый чёртов поступок, который ты совершаешь в этой жизни, нужно платить». Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. Памятник Эдит Пиаф установлен на площади Пиаф (Place Edith Piaf) в Париже в 2003 году. Несмотря на любовь слушателей, жизнь, полностью посвящённая песне, делала Эдит Пиаф одинокой, а судьба её предстала истинно драматичной. Эдит сама это глубоко сознавала: «Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она — твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна». В нынешнем спектакле во Дворце искусств «Туркистон» этот монолог не прозвучал. Но актриса Шахзода Валиева, исполнив песню «Парам, Парам, Парам», - ярко раскрыла тему преодоления певицей многих жизненных испытаний, смятений и озарений. «Вальс Судьбы» словно кружил героиню в вихрях жизненных и творческих перипетий, и Шахзода Валиева завершила его по воле постановщика также символически. Она опустилась на колени, подчеркнув невероятную утрату сил певицы – и одновременно как бы преклонила колени перед публикой, взорвав зал аплодисментами. В памятном 1966 году состоялось выступление Батыра Закирова на сцене парижского концертного зала «Олимпия». Певец исполнил песню Энрико Масиаса «Девушки моей страны» на безупречном французском языке. Выступление Батыра Закирова произвело фурор, фотографии восточного гостя вышли в газетах, критики сравнивали его с Шарлем Азнавуром и другими шансонье. Западные критики предрекали узбекской «звезде» яркую мировую карьеру. Но и здесь роковой недуг Певца не дал осуществиться этим замыслам… Разрабатывая сценарий и режиссерское решения спектакля, Андрей Слоним уверенно шёл на неожиданные творческие эксперименты. Спектакль воплотил не только внешние, бытовые, биографические моменты судеб героев, но ещё раскрыл некие обобщённые образы и ситуации. В итоге режиссёр-постановщик смело соединил в целостную драматургию две различные звёздные судьбы и непростые взаимоотношения современной пары молодых людей века новейших компьютерных технологий. Их органично и непринуждённо исполняют студенты Ташкентского филиала Российского института кинематографии имени Сергея Герасимова: Он – Батыр Хусанов; Она - Каролина Новикова. Они играют самих себя, наше новое поколение, проживающее на просторах интернета и квартирующееся в гаджетах. И погружаясь в лавину бытовых и деловых обстоятельств, они постепенно теряют и устремлённость к единению душ, и живое общение, и то, что по праву именуется высшими человеческими чувствами… Играют по-юношески искренне, трепетно – и невольно пробуждают в зрителях внимание и признание. И здесь зрителей поражает весьма интересный драматургический и режиссёрский приём Андрея Слонима. Наша юная пара по ходу действия неожиданно воплощается… в главных героев вечера и их партнёров по жизни. Батыр Хусанов перевоплощается в образ Батыра Закирова, страдающего от тягостного недуга, но не теряющего воли и надежды на выход из этой драматической ситуации. А в некий момент он же убедительно становится на миг знаменитым хирургом - академиком Богушем, который после удачно завершённой сложнейшей операции в Москве на лёгком Батыра Закирова возглашает: «Значит – будешь жить!» Андрей Слоним: - И ещё одно – неимоверно важное. Современные молодые герои спектакля – Он и Она – находятся в состоянии размолвки. Бытовые мелочи, неурядицы разобщили их, и их лирическому союзу грозит серьёзная опасность. Но соприкосновение с высотой великого искусства изменяет их души и помогает по-новому осознать и понять некие истинные и незыблемые начала жизни. Это особенно важно в наши дни для людей разных поколений в непростом мире, наделённом противоречиями и устремлениями человеческих душ к поискам прорыва к высотам и свету… В спектакле неожиданно появляется некий Незнакомец - его образ живо и непосредственно раскрывает известный актёр ГАРДТ РУз, заслуженный артист Республики Узбекистан Олег Галахов. Это – некий менеджер, хорошо знающий многое о судьбах Батыра Закирова и Фрэнка Синатры. Осмысливая вместе с молодыми героями образы двух великих творцов, он помогает им – и одновременно зрителям! – полнее раскрыть личности Фрэнка Синатры и Батыра Закирова и значение каждого из них в мировой культуре ХХ-ХХI вв. И, конечно же, ещё одним главным героем спектакля стал Джаз-оркестр Государственной филармонии Узбекистана (музыкальный руководитель и дирижёр – Игорь Азаренко). Расположенный на сцене, оркестр был всё время на высоте и поддерживал зрительский тонус восприятия живой эстрадной музыкой ХХ столетия, когда мелодии и слова песен могли объединить воедино души людей вопреки грозящему их разобщению и опустошению в век искусственного интеллекта. Художник-сценограф – Даврон Раджабов включил в сценографию символические памятные свечи. Сквозь их контуры явственно проступали и атрибуты Востока, и символы американских городов. Вся сцена была поделена на два пространства – справа расположился оркестр, а слева была воссоздана атмосфера уютного кафе, где общались наши юные герои с Незнакомцем. В определённый момент за одним столиком с ними оказались главные герои - два выдающихся певца, живо общавшихся между собой. Раскрытию художественных образов главных героев помогала видеосценография Севары Тулановой: Батыр Закиров и Фрэнк Синатра словно присутствовали в зале в их честь и подбадривали артистов перформанса. Их появление на экране было вовсе не иллюстративным к сольным номерам, а в некоем «перпендикуляре», дополняющем воплощение героев на сцене. И в целом великолепно подобранный видеоряд передавал первозданную и рукотворную природу Узбекистана, культурную и творческую атмосферу, в которой росли и нравственно формировались музыкально одарённые дети в семье артистов - Карима Закирова и Шоисты Саидовой. Небоскрёбы Нью-Йорка, кинофабрика грёз «Голливуд» в Лос-Анджелесе, кинофрагменты концертных выступлений Синатры и другие тематические видеоролики также способствовали раскрытию образа первой звезды американского шоу-бизнеса. В хореографических композициях – артисты творческого коллектива «Молодой балет»: Хуснидабону Эсоналиева, Чингиз Сатбаев, Мадина Кабулова, Елизар Рубцов пластическим языком передали всю целомудренную прелесть и восточную нежность песен Батыра Закирова. Они смогли в танцах воплотить не только возвышенный дух архитектурных памятников Узбекистана, но и живописных работ народного артиста СССР Батыра Закирова как неотъемлемой части нашего национального культурного достояния. Спектакль обращает наши взоры в прошлое, чтобы обрести достойное будущее в добре и любви, под мирным азиатским небом. Большое впечатление в финале произвела демонстрация поистине уникальных кадров. В последние минуты спектакля Батыр Закиров на крупном плане в озвученной видеосъёмке пожелал нам мира, счастья, песен и – Творчества! Ташкент, как и вся наша благодатная страна, продолжают жить своей жизнью. И даже в тревогах о нынешних судьбах мира и сомнениях необходимо помнить о великом назначении человека, чьи образы слились в нашем воображении в содружестве муз. Об этом красноречиво и точно сказал Борис Рахимович Бабаев, автор идеи и соавтор сценария – и подлинный вдохновитель всего замечательного творческого коллектива, который сделал ташкентскому зрителю столь замечательный подарок: «Это мюзикл, объединивший духовные ценности мирового музыкального наследия: два золотых голоса ХХ века и две звёздные судьбы - Батыра Закирова и Фрэнка Синатры… Такого в нашей истории ещё никогда не было». Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана Фото Татьяны Грушиной
| ![]() |
![]()
|