Прошедший 2024-й год был отмечен двумя знаменательными датами в истории становления и развития музыкального и профессионального образования Узбекистана:
145-летия Виктора Александровича Успенского ( 1879-1949) и
150- летия Рейнгольда Морицевича Глиэра ( 1874-1956).
Пожалуй, не найдётся подобных примеров идеального совпадения творческих устремлений двух незаурядных личностей, совмещавших не одну, а несколько профессий, посвятивших свою жизнь развитию и становлению музыкального образования в его многоэтапном освоении, участие в создании национальных композиторских школ, обогащении культурной и музыкальной жизни Ташкента.
Каждый из них прошел свой непростой путь в собственном становлении и выборе профессии: у В.А.Успенского любовь к музыке и игре на скрипке была заложена в семье и всячески подкреплялась домашними занятиями с отцом. Затем, получив блестящее образование в кадетском корпусе, он уже взрослым юношей в 1908 г. поступает в Петербургскую консерваторию. Закончив ее в 1913 г и получив диплом свободного художника он отправляется в Туркестан, для углубленного изучения и записи национальных мелодий и ритмов. Дальнейшая его деятельность развивалась одновременно по нескольким направлениям.: параллельно с этнографическими экспедициями, В.А.Успенский занимается с учениками, записывает и изучает мелодии, собирает инструментарий, занимается композицией. Вплоть до последнего дня В.А. Успенский жил идеей создания профессионального образования, внёс огромный вклад как композитор, педагог, этнограф, общественный деятель. Он создатель и педагог первой в Ташкенте Народной консерватории(позднее ставшей музыкальным училищем),
Позднее в Ташкенте и других городах открылись народные консерватории, где обучались желающие, независимо от возраста. Долгое время В.А.Успенский также работал в консерватории.

Его перу принадлежит музыкальная драма " Фархад и Ширин" (совместно с Г.А.Мушелем), симфоническая сюита "Муканна", лирическая поэма" памяти Алишера Навои", произведения для скрипки и фортепиано, романсы, обработки народных мелодий. Его этнографическая деятельность воплотилась в многотомном фундаментальном труде «Шашмаком" (совместно с Н.Беляевым.), выдержавшем не одно издание.
Заметим, что но параллельно с В.А.Успенским, почти в одно время рос и творчески наполнялся Р.М.Глиэр, также получивший в начале домашнее музыкально образование, продолжил учебу в Музыкальном училище в Киеве поступил затем в Московскую консерваторию (1894) по классу композиции и скрипки. У него также были прекрасные педагоги (А.Аренский, Г.Конюс), которые и предложили ему совершенствоваться на педагогическом поприще. Долгое время Р.М.Глиэр работал в Музыкальном училище и консерватории. Среди его учеников были С.Прокофьев, Н.Мясковский, А.Хачатурян, А.Александров.
В 1923 г. он получает приглашение в Азербайджан для работы в Бакинской консерватории. Знаменательным событием для Азербайджана стала его опера "Шахсенем" (1927).
В 40-е годы по заданию Наркомпроса Р.М. Глиэр направляется в Узбекистан, где он активно занимается педагогической и композиторской деятельностью. Почти одновременно появляются "Торжественная увертюра " и "Ферганский праздник» (1937), оперы "Лейли и Меджнун" и "Гульсара" совместно с Т.Садыковым (1940).

Работа в Узбекистане также совмещала педагогическую деятельность с исследовательской и композиторской. Он отмечал, что использование народных мелодий требует грамотного подхода с учётом национального своеобразия. Дальнейшая его жизнь была связана с Московской консерваторией. Его перу принадлежат 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 концерта, множество произведений для ансамблей, романсы и песни, музыка для детей.
История умалчивает, были ли знакомы два этих великих музыканта, оказавшиеся в 40-е годы в одно время и в одном месте, проделавшие гигантскую работу в становлении профессионального образования в Узбекистане. Наверное, да. И в этом Узбекистану, да и всем нам, живущим и работающим в двух музыкальных учебных заведениях, носящих имена основателей этого нелегкого, но почётного пути - В.А.Успенского и Р.М.Глиэра - несказанно повезло, т.к. два самобытных музыканта , оснащённые талантом и великолепным образованием, посвятили свою жизнь, устремления, поиски - для создания мягкого перехода Узбекистана в новые условия, оставив после себя профессиональные школы, грамотных композиторов, музыкантов, готовых продолжать этот нелёгкий путь к знаниям.
Наша признательность безмерна, а благодарная память потомков сохранит их великие имена.
А. П. ПАРСЕГОВА,
музыковед