Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
03.03.2025 / 11:15:24

В.А.Успенский - Р.М.Глиэр. Два имени - две судьбы


Прошедший 2024-й год был отмечен двумя знаменательными датами в истории становления и развития музыкального и профессионального образования Узбекистана:
145-летия Виктора Александровича Успенского ( 1879-1949) и
150- летия Рейнгольда Морицевича Глиэра ( 1874-1956).
Пожалуй, не найдётся подобных примеров идеального совпадения творческих устремлений двух незаурядных личностей, совмещавших не одну, а несколько профессий, посвятивших свою жизнь развитию и становлению музыкального образования в его многоэтапном освоении, участие в создании национальных композиторских школ, обогащении культурной и музыкальной жизни Ташкента.
Каждый из них прошел свой непростой путь в собственном становлении и выборе профессии: у В.А.Успенского любовь к музыке и игре на скрипке была заложена в семье и всячески подкреплялась домашними занятиями с отцом. Затем, получив блестящее образование в кадетском корпусе, он уже взрослым юношей в 1908 г. поступает в Петербургскую консерваторию. Закончив ее в 1913 г и получив диплом свободного художника он отправляется в Туркестан, для углубленного изучения и записи национальных мелодий и ритмов. Дальнейшая его деятельность развивалась одновременно по нескольким направлениям.: параллельно с этнографическими экспедициями, В.А.Успенский занимается с учениками, записывает и изучает мелодии, собирает инструментарий, занимается композицией. Вплоть до последнего дня В.А. Успенский жил идеей создания профессионального образования, внёс огромный вклад как композитор, педагог, этнограф, общественный деятель. Он создатель и педагог первой в Ташкенте Народной консерватории(позднее ставшей музыкальным училищем),
Позднее в Ташкенте и других городах открылись народные консерватории, где обучались желающие, независимо от возраста. Долгое время В.А.Успенский также работал в консерватории.

Его перу принадлежит музыкальная драма " Фархад и Ширин" (совместно с Г.А.Мушелем), симфоническая сюита "Муканна", лирическая поэма" памяти Алишера Навои", произведения для скрипки и фортепиано, романсы, обработки народных мелодий. Его этнографическая деятельность воплотилась в многотомном фундаментальном труде «Шашмаком" (совместно с Н.Беляевым.), выдержавшем не одно издание.
Заметим, что но параллельно с В.А.Успенским, почти в одно время рос и творчески наполнялся Р.М.Глиэр, также получивший в начале домашнее музыкально образование, продолжил учебу в Музыкальном училище в Киеве поступил затем в Московскую консерваторию (1894) по классу композиции и скрипки. У него также были прекрасные педагоги (А.Аренский, Г.Конюс), которые и предложили ему совершенствоваться на педагогическом поприще. Долгое время Р.М.Глиэр работал в Музыкальном училище и консерватории. Среди его учеников были С.Прокофьев, Н.Мясковский, А.Хачатурян, А.Александров.
В 1923 г. он получает приглашение в Азербайджан для работы в Бакинской консерватории. Знаменательным событием для Азербайджана стала его опера "Шахсенем" (1927).
В 40-е годы по заданию Наркомпроса Р.М. Глиэр направляется в Узбекистан, где он активно занимается педагогической и композиторской деятельностью. Почти одновременно появляются "Торжественная увертюра " и "Ферганский праздник» (1937), оперы "Лейли и Меджнун" и "Гульсара" совместно с Т.Садыковым (1940).

Работа в Узбекистане также совмещала педагогическую деятельность с исследовательской и композиторской. Он отмечал, что использование народных мелодий требует грамотного подхода с учётом национального своеобразия. Дальнейшая его жизнь была связана с Московской консерваторией. Его перу принадлежат 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 концерта, множество произведений для ансамблей, романсы и песни, музыка для детей.
История умалчивает, были ли знакомы два этих великих музыканта, оказавшиеся в 40-е годы в одно время и в одном месте, проделавшие гигантскую работу в становлении профессионального образования в Узбекистане. Наверное, да. И в этом Узбекистану, да и всем нам, живущим и работающим в двух музыкальных учебных заведениях, носящих имена основателей этого нелегкого, но почётного пути - В.А.Успенского и Р.М.Глиэра - несказанно повезло, т.к. два самобытных музыканта , оснащённые талантом и великолепным образованием, посвятили свою жизнь, устремления, поиски - для создания мягкого перехода Узбекистана в новые условия, оставив после себя профессиональные школы, грамотных композиторов, музыкантов, готовых продолжать этот нелёгкий путь к знаниям.
Наша признательность безмерна, а благодарная память потомков сохранит их великие имена.

А. П. ПАРСЕГОВА,
музыковед





Другие материалы рубрики

27.02.2025 / 20:37:49

Благотворительный концерт классической музыки, посвященный 85-летию Республиканской специализированной музыкальной школы им. В. А. Успенского

9 марта 2025 года при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана состоится благотворительный концерт классической музыки, посвященный 85-летию Республиканской специализированной музыкальной школы имени В.А.Успенского в Ташкенте Далее...

27.02.2025 / 10:25:16

Ташкент "увидел" симфонию Скрябина

Гости вечера стали свидетелями премьерных исполнений сразу двух прекрасных произведений мировой музыкальной культуры - симфонической поэмы Бедржиха Сметаны "Влтава" и Симфонии №2 (до минор) Александра Николаевича Скрябина, причём исполнение опуса русского композитора продемонстрировало публике систему светотональности, разработанную самим Скрябиным, в действии. Далее...

20.02.2025 / 11:33:16

Вчера польская диаспора в Ташкенте почтила память Анны Герман в католическом Костёле.

Перед тем, как заснуть, подумай обо мне хоть мгновение. Может, приснюсь тебе цветком или бабочкой, Может, феей из красивой сказки, Далее...

19.02.2025 / 12:36:39

Узбекистан на музыкальной арене: итоги VI Международного конкурса пианистов в Эль-Фуджайре

Международный конкурс пианистов, организованный Академией изящных искусств Фуджайры (Объединённые Арабские Эмираты), завершился в начале этого месяца. Данное музыкальное мероприятие проводится с 2019-го года, чтобы создать арену и условия для смотра талантливых музыкантов разных стран, что, несомненно, способствует развитию фортепианного исполнительства на мировом уровне. Далее...

18.02.2025 / 08:50:13

КЛАРНЕТ И СОВРЕМЕННАЯ КОМПОЗИТОРСКАЯ МУЗЫКА УЗБЕКИСТАНА: ПРЕОДОЛЕВАЯ КОНТИНЕНТЫ

Интервью с музыкантом-кларнетистом, профессором Augustana College и докторантом University of Iowa - САЙЁДОМ МИРЗОМУРОДОВЫМ Далее...





23.02.2025 / 12:20:06
Духовный маяк Зульфикара Мусакова
 
20.02.2025 / 11:41:55
Человек, создавший "Твин Пикс"
 


28.02.2025 / 10:22:35
Победители IV Национальной премии гостеприимства
 
24.01.2025 / 16:47:00
Узбекистан представил туристические возможности на выставке "FITUR" в Испании
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


03.03.2025 / 11:02:33
Студенты соревновались на лучшее знание языка и культуры Японии
 
01.03.2025 / 12:29:36
Исследование архитектуры зиаратгохов – святых мест Самарканда
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2025 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте