| Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
|
|
18.11.2025 / 12:07:19
ИСТИННЫЙ ПРАЗДНИК ТВОРЧЕСТВА МАСТЕРОВ-ВЕТЕРАНОВ ГАБТа им. А. НАВОИ. Послесловие к концерту "Мое искусство-моя судьба"![]() Свой праздник творчества явили нам недавно истинные мастера нашего оперного искусства – герои и главные участники этого необыкновенного вечера-композиции. Имена их широко известны и почитаемы не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Это – Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана, профессор Муяссар Раззакова, народный артист Узбекистана,и профессор Авазхон Раджабов, народный артист Узбекистана, профессор Нормумин Султанов, и Заслуженный артист Узбекистана, доцент Руслан Гафаров. За плечами у каждого из них – индивидуальность школы оперного пения, свои неповторимые и талантливые наставники, свой, не схожий с другими творческий и жизненный путь и абсолютная творческая индивидуальность. И пути каждого, переплетаясь и оттеняя друг друга особыми свойствами каждого – неразрывно сплетены и с историей нашего замечательного Государственного Академического Большого театра Узбекистана имени А. Навои, и со всей многокрасочной палитрой искусств нашей страны.
Да, среди невероятно обширного содружества имен истинных талантов соединение личностей этих выдающихся мастеров в одном творческом вечере следует считать оптимальным, плодотворным и органичным. Они в своем творчестве вершат путь сквозь десятилетия, они находятся в теснейшем содружестве и в спектаклях, и во множестве иных творческих акций. А в зрелый период жизни и творчества –они предстают и талантливыми педагогами-наставниками, передающими традиции и секреты своего мастерства многим талантливым ученикам. И название вечера -– «МОЁ ИСКУССТВО – МОЯ СУДЬБА» - предстает в этой «обойме» обстоятельств и путей необычайно глубоким и органичным. Да, такой вечер должен быть не просто очередным гала-концертом, а зрелищным вокально-сценическим действом, спектаклем – гала-концертом, раскрывающим индивидуальности, свойства и черты дарований и мастерства каждого из этих известных и любимых публикой одаренных артистов. Весьма существенно и органично и то, что за подготовку этого вечера взялись два ведущих мастера оперной режиссуры – заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним и заслуженный работник культуры Узбекистана Хайдарали Косимов (ныне – главный режиссёр ГАБТ имени А. Навои). Ведь именно Андрей Евсеевич Слоним является творческим наставником для каждого из этих мастеров, руководя их формированием буквально с первых их лет обучения в нашей консерватории, а позднее – работая с ними в театре над обширной галереей постановок оперных спектаклей и формированиям их образов. А Хайдарали Косимов как признанный мастер воплощений узбекских национальных опер – плодотворно сотрудничал с каждым из них в постановке обширного репертуара узбекских национальных опер. И развернутый спектакль-гала-концерт предстал целостным, энергичным и полным эмоций вокально-сценическим повествованием о жизни в искусстве четырех ведущих оперных артистов Узбекистана. Этих четырех героев творческого вечера роднит одно важнейшее и определяющее свойство. Очевидно и существенно, что в своем формировании каждый из этих наших мастеров сумел соединить в своем творчестве и национальные основы искусств Узбекистана – и достижения общемировых воплощений классических оперных образов. С самых началв своего формирования пытливая и устремлённая Муяссар Раззакова получила блестящую академическую вокальную школу выдающегося мастера – народной артисткп Узбекистана, профессора Розалинды Лаут. А другое «крыло» профессии – опору на незыблемые национальные истоки национальной школы пения ей помогла другая легенда нашей оперы – Народная артистка СССР, профессор Саодат Кабулова. И Муяссар Раззакова блестяще воплотила десятки значительных и разных образов и мирового оперного театра, и узбекской национальной оперы, твердо опираясь именно на две равноправные основы своего таланта. А закончивший нашу консерваторию в классе пения народного артиста Узбекистана Грайра Ханеданьяна Авазхон Раджабов всю жизнь посвятил своеобразному воплощению как великих образов оперы классической, так и яркому воссоданию обширной галереи узбекских оперных героев. Выпускник Киевской Госудврственной консерватории Нормумин Султанов как истинный деятель оперного искусства нашей земли и народа, прочно соединил эти основы с национальным пластом. А воспитанник Ташкентской консерватории по классу незабвенного замечательного педагога Софьи Анатольевны Цой Руслан Гафаров -– с первых шагов своего творчества в нашем театре устремился к полноценному раскрытию характеров как образов мировых оперных героев, так и ярких и многообразных герое опер Узбекистана. Нет, никакой «круглой» даты в жизни и творчества любого из участников вечера не было – а просто и весомо состоялся и воплотился искренний и полный высокого профессионализма праздник творчества. И всех четверых – и каждого из них в отдельности… Целостно и динамично выстроенная драматургия вечера всецело помогла раскрытию этих прекрасных свойств творчества. И постановщики, и яркие участники вечера получили возможность раскрывать образы героев опер не только в ярком и выразительном пении, но и в проживании их характеров. На сцене расположился большой симфонический оркестр театра. И своеобразным прологом вечера стал двухминутный видеоколлаж, который динамично и заостренно представил героев вечера в их ярких образах, в ответственных концертах, в процессе педагогического наставничества, в работе в престижных жюри вокальных конкурсов. А затем, перед зрителем предстали не просто смены выступлений каждого из мастеров, но и полноценная вокально-сценическая жизнь каждого номера. Под тонким, экспрессивным, контрастно наполненным, динамичным, нюансированным управлением ведущего дирижера театра Бобомурода Худайкулова симфонический оркестр театра не только поддерживал тонким ансамблем пение артистов, но поистине стал прямым и полноценно ярким героем и соучастником действия. Режиссерам вечера – Андрею Слониму и Хайдарали Касымову – было что сказать о жизни и творчестве каждого из участников. И они открыли вечер теплыми и доверительными словами о героях вечера-концерта, их творческих особенностях, о роли каждого в оперном искусстве нашей страны. А затем начался парад номеров, парад талантов и индивидуальностей который предстал непрерывной, единой и целостной композицией ярких произведений и их глубоко индивидуального раскрытия.
Репертуар, предложенный четырьмя мастерами, был разнообразен, разнохарактерен и весьма сложен для исполнения. И все четыре участника предъявили и полноценность высокого мастерства, и самобытность индивидуальных черт исполнения. Муяссар Раззакова при участии хорового коллектива театра открыла вечер горячей патриотической песней М. Бафоева «Мехринг билан яшаймиз ватан», задав этим общий торжественный тон вечера и устремленность к святой верности Отчизне. В ансамбле с хором она завоевала горячий приём зрителя и мастерским плавно-кантиленным исполнением знаменитой Каватины Нормы из одноимёной оперы В. Беллини. А чуть позже она погрузила слушателей в поэтически-зачарованный мир романса М. Ашрафи «Кашмирида». Предстала она и юной ранимой Джильдой из оперы Дж. Верди «Риголетто» в дуэте с Риголетто в исполнении Руслана Гафарова. А ещё позднее порадовала истинным мастерством исполнения сложной двухчастной Каватины Эльвиры из оперы Дж. Верди «Эрнани». Затем певицей в ансамбле с Нормумином Султановым был впечатляюще представлен знаменитый дуэт из оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур», которая в свое время была поставлена режиссёром А. Слонимом именно во имя исполнения заглавной роли М. Раззаковой , и в которой блестяще раскрылось и ее дарование, и творческие возможности. Увенчало галерею этих исполнений блестящее исполнение горячего Болеро Елены из оперы Дж. Верди «Сицилийская вечерня». Авазхон Раджабов также значительно и ярко показал свое мастерство в исполнении разных стилей, характеров, национальных окрасок произведений. Он значительно начал классическую часть вечера знаменитым Прологом из оперы Р.Леонавалло «Паяцы», а вскоре добавил к замечательному впечатлению от этого номера и Арию Ренато из оперы Дж. Верди «Бал-маскарад», а позже - и проникновенно искреннюю Арию Елецкого из оперы П. И. Чайковского «Пиковая Дама». А затем впечатляюще достойно раскрыл и особую сладостную специфичность национального оперного наследия. Вдохновенно прозвучали у мастера в ансамбле с хором театра и Ария Аль-Фаргоний из оперы М. Бафоева «Небо моей любви», и замечательные, остро-характерные Куплеты Ходжи-Дарги из оперы С. Юдакова «Проделки Майсары». Некоторое время спустя в ансамбле с Русланом Гафаровым Аваз Раджабов с особой энергией исполнил и Куплеты Эскамильо из оперы Ж. Бизе «Кармен» при экспрессивном участии хорового коллектива театра.
В свою очередь тоже умело и убедительно раскрыл своеобразие героев и классических мировых опер, и произведений узбекской музыкальной культуры Нормумин Султанов. Органично и разнообразно в его исполнении сменяли друг друга и Песня Левко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь», и полный любовного томления Романс Неморино из оперы «Любовный напиток» Г. Доницетти, то две разные русские народные песни –« Ах ты, душечка!..» и «Вдоль по улице метелица метёт…», и радостный и оптимистичный «Карнавальный вальс» С. Юдакова. ». В экспрессивном любовном дуэте из оперы «Лючия ди Ламмермур в ансамбле с М. Раззаковой он выступил и эмоционально, и с большой отдачей. А в торжественном финале вечера-концерта участники и хоровой коллектив театра бравурно исполнили «Застольную» из «Травиаты» Лж. Верди, а затем завершили действо патриотической песней о Родине А. Назарова «Ватан азиздир». Руслана Гафаров, и эмоциональный, и обладающий высоким уровнем энергии тоже был на высотеНачав с динамичной, полной страсти и гнева арии оскорбленного шута Риголетто из одноименной оперы Дж. Верди, Р. Гафаров раскрыл и безысходную смятенную страстность рахманиновского Алеко, убедившегося в измене возлюбленной. А чкть позже и в непростом в смене настроений дуэте Риголетто с дочерью Джильдой, искренне и вдохновенно воплощенной Муяссар Раззаковой (стоит упомянуть и о гостье вечера, ведущей солистке театра Анастасии Юдиной, воплотившей в этой сцене образ Джиованны!) – он раскрыл все противоречия духа своего странного героя. . Затем он остроумно и зримо воплотился и в хитроумного Мулладуста из оперы С. Юдакова «Проделки Майсары». А чуть позже стал и ироничным Фигаро из оперы В. – А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (он был первым исполнителем этой роли в премьере оперы «Свадьба Фигаро!). Бравурно и экспрессивно вместе с А. Раджабовым они подарили всем образ отважного тореадора Эскамильо в его куплетах, - а потом вместе с собратьями по творчеству ярко завершили вечер в финальной песне «Ватан азиздир». Каждый номер был по-особому горячо принят многочисленной публикой, а финал стал истинно праздничным апофеозом творческого мастерства четыроех выдающихся артистов оперы, которых зрители долго не отпускали со сцены. Органично и умело Андрей Слоним в ткани концерта нашел подходящие «точки», чтобы перед очередным номером каждого из четырех мастеров тепло и задушевно рассказать о творческом пути и особенностях развития дарования каждого из них. Десятилетия их творчества и совместного служения искусству стали предпосылкой и поводом для доверительных теплых слов о разных значительных эпизодах в творчестве каждого из них, об их становлении, поисках, обретениях на непростом пути. А замечательное видеооформление каждого номера, воплощенное в содружестве с постановщиками Яном Милениным, во многом способствовало особому значению этого творческого вечера четырех высоко талантливых Мастеров.
Да – праздник творчества четырех мастеров оперного искусства состоялся во всей полноте. Он был и целостно выстроенным, и вовсе не «заорганизованным». В нём в каждый момент действия ощущалось и своеобразие мастерства, и необыкновенная энергия каждого из четырех его героев. В его содержании явственно читалось и то, насколько многогранно талантлив наш любимый ГАБТ имени А. Навои , который необычайно ярко показал и самобытную яркость четырех своих мастеров. И то, что эти традиции бережно передаются от одного творческого поколения артистов оперы в другое. К тому же – ведь каждый из четырех героев вечера является и опытным вокальным педагогом с достойной группой своих учеников. А М. Раззакова в течение многих лет возглавляла кафедру академического пения нашей консерватории. Так что передача традиций мастерства новым поколениям осуществляется мастерами и буквально «из рук в руки» - и надо быть достойными тому, чтобы воспринять эти основы и традиции и нести их далее, вперёд и выше.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz фото Юрия Полянского
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||



















