Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.05.2021 / 20:05:36
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ... (размышления о творчестве и личности Батыра Закирова в дни его юбилея)Вникать в творческие и личностные свойства незабвенного Батыра Закирова и весьма непросто – и, как может показаться, - достаточно легко... Слишком н е о б ы ч е н и весь его личностный и творческий облик. Слишком особую. ни с кем не сопоставимую нишу занял он в искусстве не только нашей благодатной земли и её народа, но и далеко за ее пределами. Слишком особенны, единичны, ни с кем не схожи и «язык» его творчества, и характер излучаемой им энергии души, - да и сам неповторимый внешний и духовный облик Певца.
В отечественном эстрадном искусстве тех незабываемых лет он приковал к себе всеобщее внимание и то, О ЧЁМ он пел, и то, КАК совершенно не схоже со всеми иными он это делал. Ломая все стереотипы тех лет, он нес и высокую поэзию, и гармонию души, и потрясение от осознания совершенства женской красоты. Истинный певец Любви, он осознавал ее ранимость, хрупкость, и стремился защитить совершенство и изысканность этого тончайшего чувства. На уровне сознания и подсознания Батыр Закиров редкостно соединил древние национальные истоки с реалиями мира и эпохи, в которых довелось ему родиться и жить...
Светло ли его творчество? Да, вне всякого сомнения! Но в недрах излучения струящегося света таится скрываемая тревога за хрупкость мира, людей и души человеческой в нём. За пленительной нежностью скрыта редкостная мудрость человека, сумевшего проникнуть сквозь некую оболочку и постигнуть на грани Бытия и трагические обречённости, и множественные утраты, и грозность бурь, проносящихся над человечеством. И потому не слащавая умилённость, а тонкая умудренность пронизывает каждый звук его песен, каждую интонацию излучаемых чувств, каждое значение спетого слова и фразы... Весь его облик и духовный мир были полны неразгаданной тайны. Эту тайну он нёс и в глубокой грусти своего взора, и в тончайших штрихах и нюансах исполнения, где утонченные мелодические построения и радовались мгновениям истинных гармоний, и предчувствовали горечь потерь, и в скрытой или почти явной форме скорбели о том, что утрачено. Судьба ниспослала ему сложнейший земной удел. Он вполне сознавал отпущенную ему свыше краткость своего земного пути и предельную сжатость сроков, в которые необходимо вместить невероятно многое. Он должен был нести людям добро и свет в преодолении серьёзных и тяжких недугов. Он изведал и дисгармонии, и страдания, и скорби – и всей силой своего таланта и поющей души старался противодействовать всему, что мешало ему во всей полноте раскрыть смысл и значение и своего Пения, и служения Творчеству во имя людей...
Известно, чту душа человека, страдающего грозным туберкулёзным недугом, подвержена особым перепадам уровня эмоций и настроений, всплесков и упадка. Но Батыр Каримович не был, да и не мог быть неврастенически неуравновешенным – всей устремлённостью души он спешил поведать людям о главном в земном Бытии. Спешил, потому что осознавал, что земной путь его не может быть долгим и размеренным в своих этапах. И в этом непостижимом. поразительном сиянии души – души мятущейся и трепетной! – он и жил, и пел... Голос Батыра Закирова... Да, он был совершенно особенным по тембру, не схожий абсолютно ни с кем. Но сам голос, данный свыше – всегда неразрывно связан и с личностью, и с душой певца. И в опоре на его Дар становится изумительным средством ракрытия чувств и движений души. Именно так можно воспринять звучание и смысл голоса Певца и великий смысл, который он нес людям... Опираясь на великие национальные устои, он вплел в свое творчество и тревоги бурного века, и трагедии ломок судеб и жизней. И умудрился ни в один момент не стать настырно громким (как десятки иных его собратьев по эстрадному искусству!), неестественно пафосным, преувеличенно патетичным. Воистину, он соединил эти древние истоки с самыми современными поисками выразительных средств. И глубоко национальное искусство Батыра Закирова, взломав рамки привычностей и принятостей – взошло на международные орбиты. Во время его гастролей во Франции творчество Певца сопоставвили со смыслом и значением творчества Шарля Азнавура и других великих представителей этого вида искусства. И дело было вовсе не в том, что приемы и интонации Батыра Закирова были схожи с великим французским шансонье (именно этого прямого сходства как раз и вовсе нет!) – а в том, что творчество Батыра Закирова потрясало поэтизацией человеческой души, рыцарским преклонением перед совершенством женской красоты, неповторимой доверительностью излучения чувств... Артистизм Батыра Закирова также был необыкновенно выразительным и многокрасочным в разнообразии. В песнях каждого народа Певец, помимо высокого содержания, тонко и изящно раскрывал и обаятельные национальные черты, присущие именно этой песне. И стоит еще раз повторить, что и в этом он был чарующе органичным, чуждым навязчивости и «педалирования». Безупречный вкус и чувство стиля отличали каждое его исполнение ... И все эти осознанные и не осознанные неповторимые свойства его Таланта и натуры излучали совершенно необычную «энергетику духа», которая находила горячий отклик в душах слушателей. Так было в переполненных залах на многочисленных его концертах. Как ни покажется странным – но точно так же воздействуют на слушателей и записи его выступлений, где прямого контакта энергетики души Певца с аудиторией, как будто, – и нет – а воздействие неизменно сильно и многокрасочно... Его душа торопилась не только творить, но и создавать новые творческие объединения, в которых жизнь песни обретала бы еще большее многообразие форм. С неимоверным трудом созданный Мюзик-холл жил и действовал, вопреки многим объективным для тех времен обстоятельствам. Батыр Закиров был личностью многообразно и многоОбразно одаренной. Он прекрасно рисовал, он плодотворно пробовал себя в литературной деятельности. И создавал произведения яркие и достойные...
Его перу и таланту принадлежит либретто оперы «Леопард из Согдианы», несколько десятилетий тому назад впервые поставленной на сцене ГАБТ имени А. Навои, а впоследствии – воплощенной и в новой сценической версии. Древние события периода нашествия на нашу землю войск Александра Македонского ( именуемого нашим народом Искандаром) и героической попытки восстания патриотов народа против всесильного захватчика – были раскрыты в этом либретто и с должной образностью, и с драматургической динамикой. И выдающийся композитор И. Акбаров создал на основе этого либретто оперу, которая много лет с успехом шла на сцене нашего театра. Ее поставил знаменитый Роман Тихомиров, в то время – клавный режиссер Мариинского театра, народный артист России.И многие мастера создали в ней яркие, запоминающиеся образы. Сейчас наш театр готовит новую версию этой оперы, которую пожелал воплотить замечательный мастер, народный артист России, главный балетмейстер театра Андрис Лиепа. Юбилейная дата Батыра Закирова заставляет нас еще пристальнее вглядеться в черты личностного и творческого облика незабвенного Батыра Закирова. И с удовлетворением признать, что и вне любых дат его творчество, намного опередившее свое время в особенностях своих удивительных свойств – было и остается одним из самых выдающихся достижений не только в масштабах Узбекистана – но и в безбрежности мировых культур, среди которых оно по праву занимает свое высокое, глубоко индивидуальное и ни с кем не делимое место...
Андрей СЛОНИМ Заслуженный деятель искусств Узбекистана, Режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои
|
|