Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
19.05.2021 / 08:45:11

МАНАС ЛЕВИЕВ: Жизнь в ритме вальса


У Народного артиста Узбекистана Манаса Беньяминовича Левиева была особая любовь к вальсам.  Он считал, что именно через эти душевные ритмы можно в полной мере передать радость жизни, ее гармонию и красоту.

И действительно, творческое наследие Левиева, включающее 11 музыкально-сценических произведений, музыку к 12 спектаклям, 7 кинофильмам, множество кантат, песен отличает не только богатый национальный колорит, но и мелодичность, особая плавность, присущая вальсовым ритмам.

Композитор Манас Левиев, внесший колоссальный вклад в развитие национальной музыкальной культуры Узбекистана, снискал своими произведениями искреннюю любовь народа. Биография Манаса Левиева также удивительна, как и многогранность его таланта.

 

ДЕТСТВО

В 1910 г. большая семья Беньямина Мурдухаевича и Блории Шоломовны Левиевых переехала из Самарканда в Наманган — один из старинных городов Узбекистана, известный своими многолюдными базарами, восточной архитектурой, культурным многообразием и музыкальными традициями.

Именно здесь 25 июля 1912 г. в их семье родился седьмой сын, которому родители дали имя Менаше (Манас). Увлекся музыкой Менаше очень рано. Да и могло ли быть иначе: несмотря на то, что профессиональных музыкантов в роду не было, музыке в этой семье отводили большое место! Старшие братья Манаса Рубен и Эзро стали учить его игре на музыкальных инструментах – дутаре, нае, дойре. Мать будущего музыканта хорошо пела и вечерами устраивала с сыновьями домашние импровизированные концерты. Послушать их часто приходили соседи, знакомые, друзья семьи. Особенно ждали зрители выступлений младшего сына – Манаса, виртуозно исполнявшего узбекские и таджикские песни и танцы.

 

УПОРСТВО В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ

В 1920 г. 8-летнего Манаса Левиева приняли в узбекскую школу, где он начинает посещать свой первый музыкальный кружок и скоро становится ведущим солистом школьного ансамбля узбекских музыкальных инструментов.

А в 1922 г. семья Левиевых возвращается в Самарканд, где Манас учится сразу в двух школах – узбекской “Туран” и школе № 26, где обучались дети бухарских евреев. Учиться в двух школах одновременно было трудно, но он упорно шелк цели, опираясь на помощь учителей и новых школьных друзей. Его увлекали литература, история, русский язык, неудержимо притягивала музыка. Как вспоминал сам композитор, Самарканд со своими древними памятниками зодчества, ремесленниками, торговыми рядами, а в особенности музыкальной и театральной культурой “стал для меня живительным источником духовного формирования”.

Безудержная любовь к музыке и страсть к познанию ее тонкостей в 1933г. приводит Манаса в Ленинградский музыкальный техникум им. М.П.Мусоргского. Приезд в город на Неве и впервые услышанный симфонический концерт, где исполняли произведения Чайковского и Бетховена, перевернули душу Левиева. “Я дал волю слезам, – вспоминал композитор о том концерте, – все во мне было взбудоражено, долго не мог успокоиться. Этот концерт запомнился мне на всю жизнь. В те дни я ходил окрыленный и воодушевленный встречей с творениями великих композиторов”.

Настоящим праздником для молодого композитора стало исполнение прославленным оркестром Ленинградской филармонии его симфонической поэмы “Нурхон”, посвященной памяти узбекской актрисы Нурхон Юлдашбаевой. Именно с этим произведением он поступил в Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова на композиторское отделение, а на экзамене, который принимал М. Гнесин, поэму Левиева на фортепиано сыграл сам Д. Шостакович. Экзаменаторы одобрительно отозвались о произведении и удостоили его наивысшей оценкой.

 

ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Когда началась война, Левиев – на тот момент студент V курса консерватории – подал заявление в армию. Узнав об этом, ректор консерватории и преподаватели настаивают на том, чтобы Левиев забрал заявление, потому что учебное заведение эвакуируется в Ташкент. Но Манас непреклонен. Он ушел добровольцем на фронт, попав в 265-й пулеметный батальон. Через три месяца в районе Петродворца под Ленинградом был тяжело ранен в бою, и чуть не лишившись слуха, был направлен в ленинградский госпиталь, а затем демобилизован в Ташкент. Однако именно в госпитале родилась первая военная песня Левиева “За Ленинград”, которая потом часто звучала на фронтовых концертах. Произошло это так: композитор Шостакович, узнав, что его ученик, раненый, контуженный, потерявший слух, находится в госпитале, помчался туда. Выяснив, что Левиева увезли для лечения слуха в Военно-медицинскую академию, оставил записку. Она так приободрила солдата-музыканта, что он принялся сочинять песню о Ленинграде, и она стала первой песней Левиева на русский текст.

Возвратившись в Узбекистан, М.Левиев активно включился в культурную жизнь столицы. Общение с выдающимися музыкантами, дирижерами, композиторами, артистами, прибывшими в Узбекистан, оказалось неимоверно полезно для профессионального развития и творческой работы молодого композитора М.Левиева. Со свойственным ему светлым, солнечным восприятием мира, оптимизмом, неукротимой энергией, помноженной на талант, композитор создает сочинения одно за другим: песни, марши, музыку к спектаклям. Вместе с военно-патриотическими и лирическими песнями, которые рождались в соавторстве с Г. Гулямом, А. Каххаром, Х. Алимджаном, К. Яшеном, он пишет музыку к драме “Джалолитдин”. В 1945 г. Левиев осуществил свой замысел, возникший еще в годы учебы в Ленинграде: создание народного узбекского балета “Сухайль и Мехри”. В 1949 г. появляется его искрометная музыкальная комедия “Золотое озеро” на либретто А. Уйгуна.

 

НОВЫЙ ЭТАП. ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ

В 1955 г. Манас Левиев становится ответственным секретарем правления Союза композиторов Узбекистана. В это время он активно участвует в работе художественного совета Узбекского телевидения и радио, сотрудничает с концертными организациями республики, театрами им. Мукими, Хамзы. Его превосходные песни, прозвучав впервые с экрана, сходили на концертную эстраду и прочно входили в быт узбекского народа. В 1960 г. М. Левиев пишет музыку к художественному фильму “Об этом говорит вся махалля” режиссера Ш. Аббасова. Инструментальный вальс, неоднократно звучащий на протяжении всего фильма, приобрел широкую популярность и стал визитной карточкой композитора. Это поистине жемчужина узбекской музыкальной классики ХХ в. Музыкальная драма “Тополек мой в красной косынке”, созданная в 1978 г. по одноименной повести Ч. Айтматова, еще одно из ярких творческих достижений композитора.

 

 

 

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ НАПОСЛЕДОК

Манасу Левиеву была дарована долгая творческая жизнь. Рядом с ним всегда находилась, берегла его покой, поддерживала творческий дух, и сама была источником вдохновения Шушана Шимуновна Абрамова, женщина удивительно приятная, улыбчивая, влюбленная в своего избранника, в его искусство, в его творческий мир. Фельдшер по специальности, она сумела создать мужу подлинный семейный уют и прекрасную творческую обстановку. Они скончались почти в один год: Манас — 12 мая 1990 г., Шушана — 26 мая 1991 г. Так уж устроен мир, что если кто-либо из супругов, проживших долгую жизнь в любви и согласии, покидает этот мир, то вскоре следом уходит и другой.

 

РУСТАМ АБДУЛЛАЕВ,

Заслуженный деятель искусств, председатель Союза композиторов и

бастакоров Узбекистана, лауреат Государственной премии, профессор:

“Музыка Манаса Левиева магически привлекает необыкновенно ярким мелодизмом, душевной красотой, ясностью мысли и богатством лирики чувств. Она является прекрасным классическим образцом для молодого поколения, имеет огромную духовно-нравственную и эстетическую ценность в воспитании патриотизма, гуманизма и интеллекта”.

 

ЮНУС ТУРАЕВ,

ведущий специалист в области вокальной культуры, Заслуженный артист Узбекистана, профессор:

“Манас Левиев – это один из самых ярких, узбекских композиторов классиков, непревзойденный мастер песенного жанра. Музыку к замечательному кинофильму “Очарован тобой” написали три композитора – три неразлучных друга: Мутал Бурханов, Икрам Акбаров и Манас Левиев. Я исполнял песни Манаса Левиева в концертных программах в Узбекистане и на зарубежных концертных сценах, где слушатели встречали их с огромным интересом и восторгом”.

 

Журнал “УЗБЕКИСТАН”, 2020 год, 4-номер





Другие материалы рубрики

14.05.2021 / 19:07:24

Марсель Марсо: "Чародей молчания" и "Поэт тишины"

Его называли "поэтом тишины", "чародеем молчания", говорившего языком сердца. На сцене он провел 60 лет – практически целую жизнь, создав неповторимый образ Бипа – всемирно известного символа Франции. Блестящая игра талантливого мима поражала каждого, кто хотя бы один раз видел его выступление. Все эти слова относятся к "Пьеро ХХ века" Марселю Марсо. Далее...

05.05.2021 / 22:55:01

Ко мне идут, чтобы влезть в любимое платье, а меняют весь образ жизни. Евгения Балтаева о своем любимом деле

Евгения Балтаева уверенно реализует себя в нескольких ипостасях: она телеведущая, автор проекта "Стройняшки Евгении", фитнес-тренер, диетолог, предприниматель и любящая мама и жена. Каждому из этих направлений она отдает всю себя, и, как сама признается, делает это играючи. Далее...

03.05.2021 / 20:05:36

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ... (размышления о творчестве и личности Батыра Закирова в дни его юбилея)

Вникать в творческие и личностные свойства незабвенного Батыра Закирова и весьма непросто – и, как может показаться, - достаточно легко... Слишком н е о б ы ч е н и весь его личностный и творческий облик. Слишком особую. ни с кем не сопоставимую нишу занял он в искусстве не только нашей благодатной земли и её народа, но и далеко за ее пределами. Далее...

27.04.2021 / 20:02:39

ВСЕ О СЕСТРАХ БЕРРИ. КЛЭР

Двухголосое женское ( мужчины, по моему мнению, представлены всего одним дуэтом Саймона и Гарфанкела и русскоязычным -5Nizza- Пятница) звучание в музыке всегда привлекает благодарного слушателя, если оно с достойным репертуаром и в мастерском исполнении. Далее...

14.04.2021 / 19:33:31

Жить и творить согласно девизу: "Верона не сдаётся!"

Александр Владимирович Евсеев родился 14 апреля 1987 г. в семье военнослужащих. Живёт в Чирчике Ташкентской области. Выпускник ТашГИК. Стихи пишет с 2004 года. Далее...





18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 
08.12.2024 / 14:40:58
REGENERATION PROJECT ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОЙ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ REGENERATION ART SPACE С TASHKENT CITY MALL
 


17.12.2024 / 18:01:06
Алексей Франдетти назначен художественным руководителем ГАБТ им. Алишера Навои
 
17.12.2024 / 12:24:31
В Ташкенте завершились премьерные показы оперы великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя "Tamerlano". И это стало большим событием в культурной жизни нашей столицы
 


22.12.2024 / 14:26:22
В рамках Большого фестиваля в честь 10-летия образования Государственного симфонического оркестра Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева, состоялся концерт Камерного оркестра "Туркистон" с участием музыкантов из США
 
17.12.2024 / 10:52:56
Студенты из Узбекистана покорили сердца уханьцев
 


12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 
12.12.2024 / 13:22:20
В российском издательстве "Ридеро" вышла из печати книга ташкентского писателя Галины Ширяевой "Сказания пери Иман"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте