Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.05.2021 / 08:45:11
МАНАС ЛЕВИЕВ: Жизнь в ритме вальсаУ Народного артиста Узбекистана Манаса Беньяминовича Левиева была особая любовь к вальсам. Он считал, что именно через эти душевные ритмы можно в полной мере передать радость жизни, ее гармонию и красоту. И действительно, творческое наследие Левиева, включающее 11 музыкально-сценических произведений, музыку к 12 спектаклям, 7 кинофильмам, множество кантат, песен отличает не только богатый национальный колорит, но и мелодичность, особая плавность, присущая вальсовым ритмам. Композитор Манас Левиев, внесший колоссальный вклад в развитие национальной музыкальной культуры Узбекистана, снискал своими произведениями искреннюю любовь народа. Биография Манаса Левиева также удивительна, как и многогранность его таланта.
ДЕТСТВО В 1910 г. большая семья Беньямина Мурдухаевича и Блории Шоломовны Левиевых переехала из Самарканда в Наманган — один из старинных городов Узбекистана, известный своими многолюдными базарами, восточной архитектурой, культурным многообразием и музыкальными традициями. Именно здесь 25 июля 1912 г. в их семье родился седьмой сын, которому родители дали имя Менаше (Манас). Увлекся музыкой Менаше очень рано. Да и могло ли быть иначе: несмотря на то, что профессиональных музыкантов в роду не было, музыке в этой семье отводили большое место! Старшие братья Манаса Рубен и Эзро стали учить его игре на музыкальных инструментах – дутаре, нае, дойре. Мать будущего музыканта хорошо пела и вечерами устраивала с сыновьями домашние импровизированные концерты. Послушать их часто приходили соседи, знакомые, друзья семьи. Особенно ждали зрители выступлений младшего сына – Манаса, виртуозно исполнявшего узбекские и таджикские песни и танцы.
УПОРСТВО В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ В 1920 г. 8-летнего Манаса Левиева приняли в узбекскую школу, где он начинает посещать свой первый музыкальный кружок и скоро становится ведущим солистом школьного ансамбля узбекских музыкальных инструментов. А в 1922 г. семья Левиевых возвращается в Самарканд, где Манас учится сразу в двух школах – узбекской “Туран” и школе № 26, где обучались дети бухарских евреев. Учиться в двух школах одновременно было трудно, но он упорно шелк цели, опираясь на помощь учителей и новых школьных друзей. Его увлекали литература, история, русский язык, неудержимо притягивала музыка. Как вспоминал сам композитор, Самарканд со своими древними памятниками зодчества, ремесленниками, торговыми рядами, а в особенности музыкальной и театральной культурой “стал для меня живительным источником духовного формирования”. Безудержная любовь к музыке и страсть к познанию ее тонкостей в 1933г. приводит Манаса в Ленинградский музыкальный техникум им. М.П.Мусоргского. Приезд в город на Неве и впервые услышанный симфонический концерт, где исполняли произведения Чайковского и Бетховена, перевернули душу Левиева. “Я дал волю слезам, – вспоминал композитор о том концерте, – все во мне было взбудоражено, долго не мог успокоиться. Этот концерт запомнился мне на всю жизнь. В те дни я ходил окрыленный и воодушевленный встречей с творениями великих композиторов”. Настоящим праздником для молодого композитора стало исполнение прославленным оркестром Ленинградской филармонии его симфонической поэмы “Нурхон”, посвященной памяти узбекской актрисы Нурхон Юлдашбаевой. Именно с этим произведением он поступил в Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова на композиторское отделение, а на экзамене, который принимал М. Гнесин, поэму Левиева на фортепиано сыграл сам Д. Шостакович. Экзаменаторы одобрительно отозвались о произведении и удостоили его наивысшей оценкой.
ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД Когда началась война, Левиев – на тот момент студент V курса консерватории – подал заявление в армию. Узнав об этом, ректор консерватории и преподаватели настаивают на том, чтобы Левиев забрал заявление, потому что учебное заведение эвакуируется в Ташкент. Но Манас непреклонен. Он ушел добровольцем на фронт, попав в 265-й пулеметный батальон. Через три месяца в районе Петродворца под Ленинградом был тяжело ранен в бою, и чуть не лишившись слуха, был направлен в ленинградский госпиталь, а затем демобилизован в Ташкент. Однако именно в госпитале родилась первая военная песня Левиева “За Ленинград”, которая потом часто звучала на фронтовых концертах. Произошло это так: композитор Шостакович, узнав, что его ученик, раненый, контуженный, потерявший слух, находится в госпитале, помчался туда. Выяснив, что Левиева увезли для лечения слуха в Военно-медицинскую академию, оставил записку. Она так приободрила солдата-музыканта, что он принялся сочинять песню о Ленинграде, и она стала первой песней Левиева на русский текст. Возвратившись в Узбекистан, М.Левиев активно включился в культурную жизнь столицы. Общение с выдающимися музыкантами, дирижерами, композиторами, артистами, прибывшими в Узбекистан, оказалось неимоверно полезно для профессионального развития и творческой работы молодого композитора М.Левиева. Со свойственным ему светлым, солнечным восприятием мира, оптимизмом, неукротимой энергией, помноженной на талант, композитор создает сочинения одно за другим: песни, марши, музыку к спектаклям. Вместе с военно-патриотическими и лирическими песнями, которые рождались в соавторстве с Г. Гулямом, А. Каххаром, Х. Алимджаном, К. Яшеном, он пишет музыку к драме “Джалолитдин”. В 1945 г. Левиев осуществил свой замысел, возникший еще в годы учебы в Ленинграде: создание народного узбекского балета “Сухайль и Мехри”. В 1949 г. появляется его искрометная музыкальная комедия “Золотое озеро” на либретто А. Уйгуна.
НОВЫЙ ЭТАП. ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ В 1955 г. Манас Левиев становится ответственным секретарем правления Союза композиторов Узбекистана. В это время он активно участвует в работе художественного совета Узбекского телевидения и радио, сотрудничает с концертными организациями республики, театрами им. Мукими, Хамзы. Его превосходные песни, прозвучав впервые с экрана, сходили на концертную эстраду и прочно входили в быт узбекского народа. В 1960 г. М. Левиев пишет музыку к художественному фильму “Об этом говорит вся махалля” режиссера Ш. Аббасова. Инструментальный вальс, неоднократно звучащий на протяжении всего фильма, приобрел широкую популярность и стал визитной карточкой композитора. Это поистине жемчужина узбекской музыкальной классики ХХ в. Музыкальная драма “Тополек мой в красной косынке”, созданная в 1978 г. по одноименной повести Ч. Айтматова, еще одно из ярких творческих достижений композитора.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ НАПОСЛЕДОК Манасу Левиеву была дарована долгая творческая жизнь. Рядом с ним всегда находилась, берегла его покой, поддерживала творческий дух, и сама была источником вдохновения Шушана Шимуновна Абрамова, женщина удивительно приятная, улыбчивая, влюбленная в своего избранника, в его искусство, в его творческий мир. Фельдшер по специальности, она сумела создать мужу подлинный семейный уют и прекрасную творческую обстановку. Они скончались почти в один год: Манас — 12 мая 1990 г., Шушана — 26 мая 1991 г. Так уж устроен мир, что если кто-либо из супругов, проживших долгую жизнь в любви и согласии, покидает этот мир, то вскоре следом уходит и другой.
РУСТАМ АБДУЛЛАЕВ, Заслуженный деятель искусств, председатель Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, лауреат Государственной премии, профессор: “Музыка Манаса Левиева магически привлекает необыкновенно ярким мелодизмом, душевной красотой, ясностью мысли и богатством лирики чувств. Она является прекрасным классическим образцом для молодого поколения, имеет огромную духовно-нравственную и эстетическую ценность в воспитании патриотизма, гуманизма и интеллекта”.
ЮНУС ТУРАЕВ, ведущий специалист в области вокальной культуры, Заслуженный артист Узбекистана, профессор: “Манас Левиев – это один из самых ярких, узбекских композиторов классиков, непревзойденный мастер песенного жанра. Музыку к замечательному кинофильму “Очарован тобой” написали три композитора – три неразлучных друга: Мутал Бурханов, Икрам Акбаров и Манас Левиев. Я исполнял песни Манаса Левиева в концертных программах в Узбекистане и на зарубежных концертных сценах, где слушатели встречали их с огромным интересом и восторгом”.
Журнал “УЗБЕКИСТАН”, 2020 год, 4-номер
|
|