...Люди-эльфы, порхающие в светлом вихре жизни, люди, проходящие сквозь время, жизненные
вехи, страны, города.
Это - Эдуард Георгиевич Жданов, наш дорогой «дядя Эдик».
Невозможно назвать вас тяжеловесно, полным именем, как и следует по паспорту : Эдуард
Георгиевич Жданов.
Невозможно поверить в тот факт, что вас, всего лишь как несколько дней, с нами навсегда
НЕТ.
Лёгкий на подъем, будто всегда пританцовывающий, бегущий, обожающий людей, художественные
выставки, праздники, стихи, музыку.
Всегда торопящийся: он тормошил, когда слишком засиживались за столом; утешал и убегал от
темы, когда слишком много говорили о печальном, когда плакали...
Он торопился жить.
Очень любил горы: Чимган, Бельдерсай, просто вдыхал в себя их величие и красоту; безумно
скучал по Узбекистану, уехав более десяти лет назад в Москву.
Скучал по Ташкенту, по летним городским базарам, по горам дынь, гранатов, по горькому
осеннему дымку чайхан, по прозрачности небесного хрусталя предгорий.
Он жил как кузнечик, как эльф: играючи, порхая, не обращая внимания на рутину жизни.
Шестидесятники - это такое первое поколение советских нон-конформистов : их старшие
сверстники вышли из «стиляжничества» с его широкими штанами, коками с бриллиантином; а
они, помладше, пройдя в раннем, полузабытом детстве через всю скудность пайков военного
времени, через чувства тревожного ожидания своих молодых матерей, ждущих мужей с фронта;
пройдя в отрочестве, обескураженные, хрущёвскую оттепель, они вырвались в шестидесятые, в
своё цветущее двадцатипятилетие.
Это были времена Парижской весны мая 68-го; начала « хиппи - детей цветов», Битлз и
«Роллингов», и, конечно время Высоцкого, почти идолоподобного, хрипящего на длинных
коричневых лентах огромных магнитофонных бобин...его стон-н-н и хрип, идущего «по канату,
натянутому как нерв»...
Дядя Эдик долгие годы работал ведущим специалистом в УзНИПИ реставрации Республики
Узбекистан и, будучи активным участником Общества киновидеолюбителей, ещё в середине
семидесятых, в самые брежневские времена съездил по нескольким европейским городам - той
манящей, настоящей, прекрасной не-иммигрантской Европы - Югославия, Италия, Австрия!
Он перечислял, как волшебную песню, названия этих стран всю свою жизнь...
Привёз оттуда самые главные свои сокровища: виниловые диски оперных арий Ла Скалы и
песни Эдит Пиаф, сдувал с них пылинки, бережно возвращая их после прослушивания в
глянцевые красочные конверты.
Его мечтой, так и несбывшейся, остался - туманный дымчатый Париж.
Эдуард Жданов принимал участие в научно- исследовательских и проектных работах по
реставрации и благоустройству территории дворца великого князя Николая Константиновича
Романова, построенного в конце XIX века в Ташкенте.
Много-много лет, всю жизнь, Эдуард изучал деятельность создавшего шедевры зодчества в
стиле «Туркестанский модерн» Алексея Леонтьевича Бенуа, с целью определения его вклада в
развитие архитектуры Туркестанского края.
В 2002 году он участвовал в Открытом фестивале “Белые ночи” в Санкт-Петербурге, который
проводило Общество российских киновидеолюбителей.
На фестивале Жданов представил фильм о памятниках архитектуры Республики Узбекистан и
копии архивных документов, а также фотографии фасадов бывшего княжеского дворца в
Ташкенте, лютеранской кирхи и дворца эмира бухарского в Кагане.
12 мая 2021 сайт www.kultura.uz в статье «Ташкентский Бенуа» опубликовал интервью Энея
ДАВШАНА с Эдуардом Георгиевичем Ждановым.
Источник: Газета «НОВОСТИ УЗБЕКИСТАНА» от 21 ноября 2008г.
Как сейчас думается, Эдуард Георгиевич был по складу своего характера, скорее всего,
прототипом Алексея Бенуа!
Наверное, он чувствовал в знаменитом архитекторе определенное родство душ: ту самую
лёгкость к перемене мест и парение над жизнью, забытье полного погружения в творчество.
Перепавшие как-то несколько сотен долларов от французского посольства на проект
сохранения культурного наследия Алексея Бенуа в Ташкенте, дядя Эдик без остатка потратил
на издание иллюстрированной книги, добавив туда много собственных средств.
Ссылка на книгу:
Жданов, Эдуард Георгиевич.
Туркестанский Бенуа / Эдуард Жданов. - Ташкент, 2008. - 84 с. : ил., портр., факс.; 30
см.
Он был абсолютно, совершенно бескорыстным.
Вне денег и всех «товаро-денежных отношений».
Весь - в поездках, походах, встречах.
Очень подробно, детально, с перечислением дат, имён, фамилий рассказывал нам о прекрасных
старинных монументах Ташкента, Бухары, Самарканда...мы иногда вникали, иногда -
отмахивались, а его сестра, обожаемая, смешливая тетя Тата кричала ему в шутку: «Эдька,
ну хватит, уже заговорил всех!»
Он ездил на травяно-зелёном ноль-шестом жигули (высший шик), ел по утрам полезную овсяную
кашу «Геркулес», делал гимнастику, много ходил пешком по любимому Ташкенту : пустяк,
пройти от «Художников» до Дархана, особенно если в музее Есенина собрались интересные
собеседники за чашкой чая и воспоминаниями!
Те годы, тринадцать лет, которые он прожил в Подмосковье, прошли- пролетели как сон.
Самое главное - это была его безумная ностальгия, ведь он находился вдали от родного
Ташкента, от «Боткина», где, приехав год назад, он впервые, сморённый сентябрьской жарой,
почувствовал себя плохо, прислонившись к оградке родных могил своих папы и мамы.
Год назад дядя Эдик «выучил компьютер на двойку с минусом», по словам тёти Таты, и
научился, ура, к нашей радости, отправлять сообщения по электронной почте.
Наладилась переписка!
Даже в электронных коротких посланиях он летел, торопился, бежал...
Мы посылали ему фото видов Чимгана, летних роз сорта «Президент», первой апрельской
клубники.
Он нравился многим, многим женщинам и очень нежно, заботливо относился к сестре Тате -
Татьяне Георгиевне Ждановой.
В Москве у него остались на сегодняшний день безутешные сестра, дочь Ульяна, двое внуков.
Не верится, не укладывается в голове его отсутствие.
Хочется все время задавать один и тот же вопрос: «Где вы, дядя Эдик?
Вы что это придумали, такое?...»
...Бабочка, проживая небольшую, но сверкающую жизнь, уходит, трепеща крыльями, в небытие,
но тем не менее влияет на глобальный ход вещей в мире.
Ваша душа сейчас, наконец-то, прохаживается в майских горах отрогов Тянь-Шаня, летит в
белых облаках, плывущих над полянами тюльпанов и эремурусов.
Из последнего письма Эдуарда Жданова (Москва, февраль 2021 года):
«...В Геликон-опере я был на концерте джазовой музыки и получил большое наслаждение.
Состав - рояль, контрабас, ударные и певица.
...Привет Альбине Витольдовне -Алле- Маркевич и ее брату Юре.
Пожелаем друг другу здоровья, а молодежи счастья и интересных встреч.
Обнимаем, Тата , Эдик».
Прощайте, дорогой наш дядя Эдик!
Ирина Брюнеро специально для сайта www.kultura.uz
Фото: Тимур Темиров