Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.07.2021 / 14:39:14
Народная артистка Узбекистана Гульнара Маваева: "Красота спасёт мир!"Балерина, танцовщица, педагог и наставник Народная артистка Узбекистана Гульнара Маваева в свой замечательный юбилей полна творческих идей и проектов. Как балерина и танцовщица Гульнара Маваева на протяжении многих лет радовала зрителей яркими партиями в классических балетах на сцене Государственного Академического театра оперы и балета имени Алишера Навои, образы созданные ею в узбекских народных танцах очаровывали и завораживали зрителей не только родного Узбекистана, но и многих стран мира. Как педагог Гульнара Маваева воспитала не одно поколение талантливых учеников, среди которых Народные и Заслуженные артисты, руководители, педагоги, продолжившие дело своего наставника. Беседовать с замечательной артисткой, чей острый ум восхищает, а взгляды удивляют современностью и актуальностью не просто удовольствие, но и своего рода школа, настоящий мастер-класс. - Гульнара Низамовна, на сколько лет Вы себя ощущаете? - Я - на девяносто. У меня нет конкретного ощущения лет. Есть воспоминания, пройденные годы, какие были периоды – тяжёлые, счастливые, радостные, трудолюбивые… Моё отношение к людям, хорошее отношение ко мне... Я ощущаю, что мне девяносто, потому что воспоминания не позволяют забывать ничего – всё в памяти. - Как менялось Ваше отношение к искусству на протяжении творческого пути и что повлияло на развитие и становление Вашей личности? - Например в десять лет я любила балет, любила музыку, любила читать, особенно любила сказки, и жила в такой эйфории – что всё в жизни хорошо. А когда в жизни в семье случаются тяжёлые события человек становится серьёзнее. Когда я попала в детдом в 5-6 лет и поняла, что меня оставили без родителей, я сразу повзрослела, стала старше. Я переживала ощущение одиночества пока не нашла себе хороших подруг. Клара Юсупова, Фатима Насырова, Раиса Хаджисаидова – мы подружились сразу и на всю жизнь. Когда находишь себе хороших друзей, настоящих подруг, появляется надежда. Это поддерживает жизнь, понимаешь, что надо стараться, надо трудиться, ощущаешь поддержку подруг. Очень помогали педагоги - Валентина Иосифовна Вильтзак, Зинаида Николаевна Афанасьева, Софья Николаевна Тулубьева, Нина Александровна Довгели, которая дала нам хорошее вращение. Эти педагоги развивали нас профессионально, расширяли кругозор и привили нам любовь к профессии. В Москве на меня повлияло отношение моих педагогов, моих московских подруг, это – Марина Кондратьева, Варя Потапова, Нина Чистова, Нина Фёдорова, Мила Богомолова. Они относились ко мне хорошо и признавали меня способной танцовщицей и хорошей ученицей, так же, как и педагоги. Поэтому мне легко всё удавалось в московском хореографическом училище. - Как Вы – классическая балерина стали одной из ярких проникновенных исполнительниц узбекского танца? - Пока я училась в балетной школе у Уста Алима Камилова я не так осознано ощущала узбекский танец. Я регулярно ходила на уроки, старательно исполняла движения, как полагается по школьной программе. А Мукаррам Тургунбаева очень обижалась. Она тогда сказала: «У тебя есть душа, у тебя есть суть, тебе надо работать». А я уехала в Москву. Когда я вернулась в 1951 году, Мукаррам-опа начала со мной работать, занимая меня во всех узбекских спектаклях. Затем, началась сольная работа - с «Шалуньи». Она нашла во мне что-то особенное, чтобы научить меня узбекскому танцу и научила любить его, любить каждое движение, которое я исполняю. Мукаррам-опа объясняла мне значение каждого движения. Исса Ходжаев играл, а она каждый ритм разъясняла – «Вот ты девочка, вот ты вышла» … Она показывала мне, и я за ней бегала, а она потом рассказывала мне сюжет «Вот ты водичку взяла, брызгаешь водичкой, вот ты радуешься…», так она каждое движение мне поясняла. Совсем другое было в бухарском танце, в «Лязги» – другие замечания, другой характер. Так Мукаррам-опа подготовила меня в 1953 году к фестивалю Всемирной молодежи в Бухаресте, где я получила Первую премию и Золотую медаль за исполнение узбекского танца «Пилля». Постепенно мой репертуар расширялся - Мукаррам-опа поставила мне семнадцать танцев с которыми я выступала и в Узбекистане, и во многих странах мира. - За продолжительную сценическую карьеру все ли планы Вам удалось реализовать? - Многие роли остались не воплощёнными, особенно в узбекских балетах, не все танцы исполнены. Я увлеклась преподавательской работой. Меня позвала Зинаида Николаевна Афанасьева (художественный руководитель хореографического училища). Я пришла в хореографическое училище, и мне дали класс. Зинаида Николаевна очень хорошо ко мне относилась, и сказала: «Я тебе дам класс, будешь вести урок, у тебя хорошая школа - ты ученица В.И. Вильтзак, Н. А. Довгели, ученица М.А. Кожуховой». Я стала вести уроки, ученики меня полюбили. Вначале я просто поправляла своих учениц, объясняла и показывала движения, как говорила об этом В. И. Вильтзак, Зинаида Николаевна - я их копировала. Зинаида Николаевна делала мне много замечаний, очень правильных, очень методически грамотных, я ещё не всё понимала в методике. Но у меня такого не было, чтобы я была просто урокодателем. Провела урок и всё – нет… Я оставалась после урока, ждала, когда ученики освободятся, водила в пустой зал, читала им книги, и говорила, в чём заключается наше искусство - балет, танец, как его надо любить, как надо танцевать. Что удивительно, в нашем Ташкентском Хореографическом училище никто никогда не собирался бегом уходить домой. Дети любили свою школу и были все там, потому что педагоги и по профессиональным предметам, и по общеобразовательным были наикультурнейшие люди, высококвалифицированные педагоги. Ещё в годы обучения в Москве Мария Алексеевна Кожухова, подруга Вагановой, сказала мне: «Если ты пойдёшь со своей головушкой преподавать после пенсии, то обязательно езжай на стажировку в Ленинград на курсы для педагогов». Осознание профессии педагога пришло именно тогда, когда я прошла обучение у Веры Сергеевны Костровицкой в Ленинграде. Она разложила мне методику чётко по-Вагановски. Как надо сочетать движения, как надо методически грамотно разогревать мышцы. Как выстраивать урок. Кроме того, мы изучали такие предметы как: анатомия, психология, этика, эстетика, фортепиано - у меня до сих пор сохранились все лекции, тетради. У нас были замечательные педагоги – А.А. Бахрушин, Целиковский, М. М. Коган, В. Н. Костровицкая и другие. – То есть Вы считаете, что личность педагога во многом определяет личность ученика. - Обязательно. У нас в Ташкенте были такие педагоги, как Лидия Глебовна Фаина Моисеевна, Мира Гидальевна, Людмила Александровна, Антонина Гавриловна, которые безумно любили искусство, которые никогда не пропускали ни одного балета, репетиции, генерального прогона и ходили со своими учениками. Это очень много значит. Когда педагоги общеобразовательных предметов передают любовь к искусству и любовь к своему предмету – литературе, географии, физике, математике… Они так рассказывают об этом и учат так – зачаруешься. - Сейчас уже Ваши ученики преподают и в хореографическом училище, и в Государственной академии хореографии. Вам доставляет радость делится своими знаниями? - Ещё как! Я так радуюсь, что своих педагогов вспоминаю, даже иногда интонациями их говорю. Для меня радость – заинтересованность учеников в своей профессии, их желание развиваться. Я стараюсь отдавать свои знания, отвечать на конкретно поставленные вопросы. – Что Вы могли бы пожелать молодым педагогам и студентам для того, чтобы достичь своей цели, поставленной задачи? – Молодым педагогам бы я посоветовала как можно больше изучать мировую хореографию, как можно больше смотреть телевидение, выступления интересных артистов, коллективов, интернет тоже даёт возможность увидеть много материалов. Обязательно изучать психологию, анатомию, этику, эстетику. Если есть эти знания – легче будет работать с детьми, студентами. Хореография это – красота человеческого духа, культура человеческого тела к которой мы стремимся. Красота спасёт мир! Сегодня с замечательным юбилеем поздравляют всеми любимую и бесконечно уважаемую Гульнару Низамовну родные, близкие, коллеги и ученики с самыми тёплыми и искренними пожеланиями здоровья и долгой творческой жизни.
Преподаватель Государственной академии хореографии УзбекистанаКари-Якубова Е. А.
|
|