Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
02.08.2021 / 20:35:15
Продолжаем листать страницы журнала Zoom. Представляем вниманию посетителей сайта статью "Тамара Ханум. Царица танца-несравненная и многоликая"Нынешней весной исполнилось 113 лет со дня рождения выдающейся актрисы, танцовщицы и певицы, народной артистки СССР, лауреата Государственных премий, незабвенной Тамары Ханум. Желание написать об этой легендарной личности у меня зрело давно. И хотя о ней уже многое сказано и показано, хотелось вновь обратиться к ее образу, раскрыть малоизвестные факты из ее жизни, о том, каким она была человеком вне сцены. Действительно, ничего в жизни не происходит просто так. Именно в эти дни судьба свела меня с удивительным человеком, в жизни которого встреча с Тамарой Ханум стала судьбоносной. Это ее ученица, известная танцовщица, солистка Узбекской государственной филармонии Гульчехра Юсупова. Встретившись у нее дома в уютной гостиной за чашкой ароматного чая, разглядывая архивные фотографии, я провела несколько незабываемых часов, слушая воспоминания о событиях прошедших лет, когда, словно ветви, переплелись две судьбы – прославленной артистки и совсем юной девушки, которых объединила одна большая любовь к танцу. - Какой была первая Ваша встреча с Тамарой Ханум, и как Вы стали ее ученицей? - Когда я впервые с ней встретилась, мне было 16 лет. В то время я училась в хореографическом училище. Тамара Ханум всегда была моим кумиром, и встреча с ней была для меня знаковым событием и, конечно, чудом. Меня переполняли эмоции. После концерта мы окружили ее. У меня тогда были очень длинные косы, наверное, поэтому она обратила на меня внимание и сказала, чтобы я никогда их не отрезала. Спустя какое-то время мы вновь встретились, и тогда она предложила мне поехать с ней. В семилетнем возрасте я потеряла маму, Тамара-опа стала для меня не просто наставницей, но и второй мамой, самым близким и дорогим человеком. С тех пор я в составе сопровождавшей ее группы артистов ездила на все концерты, а в перерывах между ее номерами, я выходила на сцену и танцевала. Путешествовать с ней было безумно интересно. Ее всегда окружали люди искусства, известные мастера сцены, знаменитости. Каждая поездка превращалась в праздник, потому что у нас в купе всегда было много народу, устраивались концерты, велись задушевные беседы. Она была щедрым и отзывчивым человеком и всегда помогала людям. Когда я занялась сольной карьерой, Тамара-опа мне очень помогала. Рекомендовала меня ведущим танцовщицам того времени – Мукарраме Тургунбаевой, Розие Каримовой и Вилоят Акиловой. Вместе с Галиёй Измайловой они мне поставили несколько танцев разных народов. Тамара-опа лично занималась вопросом костюмов и аксессуаров. Надо сказать, что в работе она была очень строга, никогда не хвалила, напротив, говорила, что нужно еще больше работать. Да, она была требовательна, и в первую очередь – к себе. И ей было неважно, кто среди зрителей, для нее было не важно, взрослые сидят в зале или дети, простые люди или знаменитости… Как-то ее попросили выступить в детском саду. И, несмотря на то, что зрителями были дети, Тамара-опа тщательно готовилась к выступлению, как если бы это был концерт на большой сцене. -Юнус Раджаби говорил о ней: «Тамара – редкое явление в нашем искусстве и в искусстве вообще». В чем ее уникальность? - Многие великие люди награждали Тамару Ханум разными эпитетами, и это не случайно. Ее репертуар насчитывал более 500 песен на 86 языках. Она много ездила по стране. побывала во всех, даже в самых отдаленных уголках Узбекистана, где собирала фольклорные песни и танцы, а затем воплощала их в своих выступлениях. Она создала новый сценический жанр, когда танец и песня образуют целый драматический спектакль. За свою творческую жизнь Тамара Ханум побывала с гастролями во многих странах мира. Ей аплодировали во Франции, Германии, Великобритании, Румынии, Болгарии, Польше, Китае, Монголии, Албании, Австрии, Индонезии, Пакистане, Норвегии, Иране, Индии, Афганистане. И всюду, где бы ни выступала, она вызывала восхищение и любовь зрителей. Тамара-опа всегда очень тщательно работала над каждым номером, изучала язык, быт, нравы, обычаи того или иного народа. Она умела передать тончайшие нюансы национального фольклора и особенности народного танца любой страны. Тамара-опа говорила: «Когда народ становился мне понятен, близок, я начинала схватывать «на лету» особенности говора, мелодию интонаций, колорит движений. Это означало: я не только поняла народ, но приняла его в свою душу – полюбила». Исполняя песни народов мира, она помогала своим зрителям понять и полюбить их культуру. Поэтому, наверное, ее и называли послом мира. -Творческий путь Тамары Ханум длился более 60 лет. Посвятив свою жизнь служению искусству, она стала настоящим символом узбекского народного танца и оставила бесценное наследие. В чем оно заключается? - Человек всегда стремится оставить после себя свое продолжение. Кто-то – хороших детей, а кто-то свое профессиональное мастерство, передавая опыт и дело всей своей жизни следующему поколению. В этом смысле у Тамары Ханум богатое наследие, у нее прекрасные дети и внуки, а среди ее последовательниц – народные артистки Галия Измайлова, Мукаррама Тургунбаева и сотни других учеников, с которыми она щедро делилась своим мастерством, опытом, учила их любить народное искусство и дала им путевку в творческую жизнь. Я ее последняя ученица. Она говорила, что в меня вложила все, что умела и знала. Тамара Ханум оставила богатое творческое наследие. Вместе с Мухитдином Кари-Якубовым она организовала этнографическую труппу в Фергане, ставшую впоследствии основой Государственного музыкального драматического театра. Будучи его солисткой, она пела и танцевала, играла ведущие роли в музыкальных спектаклях, играла в драматических и других постановках. Параллельно она вела организационную работу, была балетмейстером, сама рисовала эскизы костюмов и шила их, оформляла инсценировки своих вокально-танцевальных представлений. Она была во всем первая, всеми узнаваема и любима, каждый народ, чью песню она исполняла, считал ее своей. Именно поэтому Тамара Ханум является истинно народной артисткой, обладательницей большого и самобытного дарования, заслуженно считается выдающимся мастером и создателем узбекской хореографической школы. Наследием Тамары Ханум является и уникальная коллекция сценических костюмов народов мира, в которых она когда-то выступала. Это настоящие произведения искусства. И у каждого своя история. Например, китайский костюм подарен ей самим Мао Цзэдуном в 1952 году во время ее гастролей в Китае, арабский – Гамалем Абдель Насером, монгольский – маршалом Чойбалсаном, индийский – Джавахарлалом Неру... -Что Тамара Ханум считала главным в танце? Что хотела сказать своим зрителям? - У нее были очень выразительне руки и мимика. Ее завораживающая поэзия жестов, грациозные танцы, таящие в себе часть народной души, можно сказать, составили бесценное жемчужное ожерелье танцевального искусства, что стало одним из наиболее ярких и значительных явлений в его истории. В танце она большое значение придавала мимике, взгляду, считала, что в танце главное душа, а потом уже техника. Поэтому над мимикой и движением рук она работала очень тщательно и долго, пока не достигала нужного результата... Как-то после выступления к ней за кулисы пришла знаменитая Айседора Дункан и, не веря своим глазам, попросила пересчитать ее шейные позвонки и ощупать кисти рук, так как была убеждена, что танцовщица с нормальным телосложением не способна исполнять столь фантастически гибкие движения. -Какой она была в жизни, и что стало для Вас примером и хорошим опытом? - Тамара-опа всегда нам говорила, что главное – работать, работать и работать. Она никогда не останавливалась, где бы ни была – постоянно работала над собой и требовала этого от других. Она очень следила за собой. Ей было уже за 80, но маникюр, макияж и прическа, красивый наряд и туфли на высоких каблуках – это то, без чего она не выходила на улицу. Очень большое внимание уделяла внешности, всегда была ухожена и нас учила одеваться со вкусом и хорошим манерам. Она любила рассказывать анекдоты, причем с таким удовольствием, что хотелось ее слушать бесконечно. Она любила читать, писала хорошие стихи, их у нее было немало, даже хотела издать сборник. Тамара-опа была очень эрудирована, аристократична, знала несколько языков, прекрасно готовила и была гостеприимна. Она была уникальной личностью, человеком безграничного таланта, поразительного трудолюбия и целеустремленности. Своим искусством она несла радость людям, вызывая интерес и уважение к культурам разных народов. И все, кто ее знал, вспоминают о ней как о великодушном человеке, умевшим любить людей, быть преданным другом, хорошим наставником. Интервью записалаДильбар Бабаджанова
|
|