Кто-то коллекционирует почтовые марки. Кто-то редкие, юбилейные монеты. Вызывающие галстуки собирают стиляги. Нувориши – дорогие авто, газеты-пароходы и футбольные клубы. Меломаны – редкие аудиозаписи и плакаты кумиров. Я же просто «собираю» людей искусства. Точнее знакомства с ними - интересными, неповторимыми и самобытными. И в моей огромной, уже, коллекции – режиссёры, писатели, актёры, художники, театроведы и композиторы. Мне везёт - коллекция настоящая, без «подделок» и «фальшивок». Все знакомства – достойные, значимые и дорогие. Очень многие в нашем институте ГИИК Узбекистана. Но больше десяти лет назад мне, действительно, о-о-о-о-чень крупно посчастливилось. Я пополнил своё «собрание» знакомств с сегодняшним именинником профессором кафедры «Режиссура кино, ТВ и радио», заслуженным деятелем искусств Республики Узбекистан Махкамом Махамметовым. Настоящий раритет, 1935 г. выпуска. Я оказался с ним на III-ем курсе вышеназванной кафедры, у режиссеров с русским языком обучения. Махкам-ака после долгих «передач» этого курса из одних нерадивых педагогических рук в другие, не менее нерадивые, начал вести у них специальность, я – «Актерское мастерство». С наших первых дней знакомства, точнее, с первых рукопожатий - крепких, искренних и доброжелательных, я понял в моей коллекции – новый, ценный «экземпляр». Махкам Махамметов был на редкость заботливым и внимательным педагогом, которого по-настоящему уважали и которому искренне верили студенты. Но при этом он - честный и принципиальный в своих оценках, когда сталкивался с откровенной халтурой, дилетантством и ленью. Его энергичности могли бы позавидовать большая половина вчерашних студентов-нынешних молодых специалистов института.
М.Махамметов выпускник отделения «Режиссура драмы», легендарного педагога ТГТХИ И.В.Радуна. С 1978 по 1982 г.г. главный режиссёр Сырдарьинского областного театра и главный режиссёр РТЮЗа – всего около 40 спектаклей и постановок в разных театрах не только Узбекистана. А еще у М.Махамметова уникальная практика на отечественном ТВ. С 1966 г. , то есть практически с самого становления Республиканского ТВ, он был его главным режиссёр. На его счету более 20-ти сериалов, в том числе первый отечественный - легендарные «Кунгил кучалари» и бессчетное количество телеспектаклей, передач, программ, концертов и массовых праздников, парадов и шествий. В 80 годы М.Махамметов вернулся в стены родной альма-матер, чтобы здесь делиться на новой кафедре «Режиссура кино, ТВ и радио» своими знаниями. Щедро и без остатка делясь своим невероятным человеческим и художественным опытом. Но при этом Махкам-ака никогда не давил на студентов своим «бронзовым» авторитетом, званиями, количеством «поставленного и снятого», полным собранием статей о нём и своими книгами, чем, кстати, часто грешат многие педагогические «мэтры» нашего института. Он старался научить, пусть методом неизбежным проб и ошибок, но – самостоятельному познанию профессии режиссёра. Старался, чтобы каждый его ученик нашёл, точнее, обрёл свой неповторимый почерк – язык, свой «голос с экрана». «Вашим педагогом был Махкам Махамметов? Вам, ребята, очень крупно повезло!» - до сих пор говорят его многочисленным студентам на съемочных киноплощадках, ТВ-павильонах и радиостудиях. Среди его выпускников такие имена как Х.Кахрамонов, Ю. Хайдаров, Э.Нормуродов, М.Бабаджанов, А.Азизов, Ш.Юлдашев, М, Эркинов, А.Шахобитдинов, Ю.Туйчиев, А.Сафаев, Ш.Халиков, Б.Мирпулатов, А.Ильхомжонов и многие, многие другие. Ирония и лиризм, ответственность и лёгкость на подъём, смелость и рассудительность, внимательность и требовательность. Кажется, многие качества взаимоисключающие. Но только не у него. Цельная, большая, натура, сейчас, особенно отчетливо понятое мной, уходящей эпохи. Эпохи людей, переживших тяжелое, послевоенное детство, вязкие годы ожидания развитого социализма, мясорубку перестройки и не потерявшие ни своей человеческой веры, ни верности профессии и не разменявшие своих педагогических принципов. Выживший сам и всегда готовый протянуть руку поддержки другим. Такой он был. Ни разу не предавший, не смалодушничавший, ни отсидевшийся в «окопах». Сколько раз он шёл своей бодро-шаркающей походкой на самый верх, чтобы отстоять кого-то - незаслуженно забытого, напрасно обиженного или несправедливо оговорённого. Всегда ради кого-то, но никогда для себя.
А еще он мог бы заслуженно носить негласное, к сожалению, довольно редкое сегодня, многим неизвестное, звание «КнигоЛюб» института. Ведь его личная коллекция начитывала (кроме «ежедневного» чтива) почти тысячу книг и изданий по искусству. С десяток своих, настоящих и что важное - написанных своею рукой, а не заказанных у кого-то или скачанных в интернете. И всё это он читал, смотрел, изучал, анализировал и доносил до студентов до самого своего последнего дня. Уже будучи тяжело больным после инсульта и понимая неизбежность происходящего он жил - пронзительно и полно. За несколько дней до его ухода мы с коллегами кафедры поехали к нему в гости. Сидели, долго разговаривали, вспоминали былое, фантазировали о будущем без карантина. Видно было, как физически тяжело ему даётся беседа. Но ни слова о себе, своих болячках и недугах. Об институте, родной кафедре и оставленных из-за карантина студентах - что нового, что хорошего и наоборот? О многочисленных коллегах и друзьях, в гости к которым на ежемесячные сборы он приезжал даже на инвалидной коляске. О буднях телевиденья, чьим нынешним сомнительным рейтингам и форматам он сильно огорчался. Прямо до слез. И о славных годах становления этого вида искусства, которому он посвятил большую часть своей жизни и души. Размышлял вслух, спорил, смеялся и верил, что увидимся ещё…
И если бы мне сегодня, спустя два года после его ухода доверили сравнить его с каким-либо литературным персонажем, я бы, не раздумывая, сравнил его с героем Мигеля Сервантеса де Сааведры - Дон Кихотом из Ла Манчи. Не колеблясь ни на секунду, повесил бы на входе в его любимую институтскую аудиторию Б 3-2, вместо нынешней формальной «золочёной» вывески, другую - «Здесь творил Махкам Махамметов – Бесстрашный Романтик Театральной Педагогики, один из последних Рыцарей Экранного Искусства, Благородный Идальго кафедры «Кино, ТВ и радио Режиссуры». На правах благодарного Санчо Пансы, конечно. Которому сегодня очень не хватает своего Дон Кихота. Незаменимого никем. Самого Человечного Человека. Которому сегодня, 20-го мая 2022 года могло бы исполниться 87 лет…
Кудрявцев А.Н.