Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.12.2023 / 22:14:38
Татьяна Лиознова: судьба режиссёра "Семнадцать мгновений весны"В отличие от многих деятелей киноиндустрии этой женщине ни разу не удалось создать семью, зато она уверенно руководила огромными группами людей, участвовавших в съемках ее фильмов. А ведь в них принимали участие самые разные актеры, зачастую крайне ершистые, обладающие твердыми характерами.
И хотя лично она сняла немного картин, одни названия «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» говорят о величине режиссерского мастерства. Этим режиссером была Татьяна Михайловна Лиознова.
Татьяна Лиознова родилась в Москве, хотя родители, имевшие, кстати, довольно высокое общественное положение, были родом из Херсонской и Черниговской губерний. Отец – инженер-экономист, мать – также экономист, работавшая в Главснабе Наркомата черной металлургии. В 1941 году отец пошел в ополчение и домой больше не вернулся, сложив голову в боях, защищая советскую столицу. Мать с дочкой выехали в эвакуацию в Свердловск, а потом опять возвратилась в Москву.
По окончании школы Татьяна поступила в престижный Московский авиационный институт, но, проучившись всего полгода, поняла, что авиастроение ее не увлекает никоим образом. Девушка забрала документы и поступила во ВГИК на режиссерское отделение. Ее группу «подобрали» Сергей Герасимов и Тамара Макарова, с которыми впоследствии Лиознова плодотворно сотрудничала. Правда, в какой-то момент 19-летнюю девушку пытались отчислить, объяснив, что у нее, мол, недостаточно жизненного опыта, однако увидев ее учебные работы, оставили.
Кстати, одна из тех работ, «Танец Кармен», была впоследствии вставлена в фильм «Молодая гвардия», в котором Лиознова была помощником режиссера. После окончания института, в 1949 году, Татьяну Михайловну распределили на Горьковскую киностудию. Только вот работала она там недолго. В тот период снимали очень мало картин, кроме того, начались гонения на «безродных космополитов», среди которых евреи занимали по количеству первую строчку. Чтобы выжить, девушка на пару с матерью шили и реализовывали пошитую своими руками одежду. Но Татьяне вновь повезло. Ее заприметил поэт-фронтовик Константин Симонов и предложил ей работу в «Литературной газете». После того как прошел пик борьбы с космополитами, Сергей Герасимов взял ее к себе в работу над картиной «Освобожденный Китай». Получив определенные знания по дальнему Востоку, Лиознова на несколько лет окунулась в атмосферу китайской и корейской культур, ставя создавая пьесы и ставя спектакли по данной тематике.
Когда «борьба с космополитами» совсем сошла на нет, Лиознову восстановили на киностудии им. Горького и дали ей отделение фильмов для юношества. В этой должности, кстати, она проработала до 1982 года. До поры выступала только вторым режиссером, но в 1958 сняла первый собственный фильм под названием «Память сердца». Картина оказалась вполне достойной, но следующие ее работы вызвали настоящий фурор. Один за другим вышли фильмы «Евдокия» и «Им покоряется небо». Картина оказалась вполне достойной, но следующие ее работы вызвали настоящий фурор. Один за другим вышли фильмы «Евдокия» и «Им покоряется небо». Картина о летчиках-испытателях сразу же получила первый приз на проходившем во Франции Международном фестивале авиационных и космических фильмов.
Не менее значительный успех ожидал и ее работу 1967 года «Три тополя на Плющихе». В Аргентине на Международном кинофестивале ему присудили первую премию, да и в Советском Союзе фильм встретили очень положительно. Тем не менее, самый громкий успех ожидал Лиознову после следующей работы. В 1973 году на телеэкраны страны вышел многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны». Улицы городов страны буквально вымирали, когда на экранах телевизоров показывали его очередную серию.
Что интересно, даже немцы восприняли эту картину положительно, ведь режиссер показала лидеров воюющей Германии не в лубочном формате, а как живых настоящих людей, пусть и делающих негодные дела. Работу оценило и советское руководство. За отлично снятый фильм Лиознову наградили орденом Октябрьской революции.
Потом на некоторое время она перестала снимать, занявшись преподавательской деятельностью. Правда, выпустив вместе со Львом Кулиджановым один выпуск, Лиознова вновь возвратилась к режиссерской работе. В 1980 вышел ее двухсерийный фильм «Мы, нижеподписавшиеся». Картина, снятая в жанре социальной драмы, затрагивала общественные вопросы, а подобная тематика рассматривалась советскими цензорами очень пристально. Тем не менее, фильм вышел на экраны и вызвал большой интерес у публики.
На следующий год режиссер отошла от социальной тематики и «выдала на гора» комедийный мюзикл «Карнавал», песня из которого «Позвони мне, позвони», стала настоящим хитом. Однако социальная тематика не оставляла в покое талантливую женщину. В 1986 она закончила работу над антиамериканским трехсерийным фильмом «Конец света с последующим симпозиумом». Однако ожидаемого эффекта картина не произвела. В стране сменилось руководство, началась эпоха перемен и пересмотра политики. В итоге, по телевидению картину показали всего один раз.
А дальше пошло разрушение страны со всеми наработками советских людей. Лиозновой как коммунисту с 1962 года, члену Союза кинематографистов, а также члену антисионистского комитета было больно смотреть на происходящее. И когда Советский Союз распался, Татьяна Михайловна назвала это событие самой большой болью ее души. Понятно, что для такого человека в новом российском кинематографе места найтись не могло, да, собственно, и производство фильмов в новой России почти сошло на нет. Заслуженный режиссер тихо угасала, и в 2011 году ушла из жизни. Тело ее кремировали, а урну с прахом положили в могилу матери.
Автор: Марина Сливина
Истчоник: isralove.org
|
|