Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.09.2021 / 01:03:37
Приношение узбекистанских художников Русскому Дому к 200-летию Ф.М. Достоевского"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом в современной политике России и Узбекистана. В наши трудные дни мужественного противостояния повсеместной эпидемии потребления и переписывания истории в редкие часы духовного озарения приходит чёткое осознание: «Нет будущего без прошлого». В этом году культурное сообщество России отмечает 200-летний юбилей Ф. М. Достоевского. В Русском Доме 16.09.21 состоялась однодневная выставка произведений профессиональных и юных узбекистанских художников – победителей конкурса иллюстраций «Красота спасёт мир», посвященного 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский (1821–1881 гг.) оставил после себя большое культурное наследие. Из-под его пера вышло множество выдающихся романов и повестей, а также рассказы, статьи, дневники. "Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая – как будто не другого кого-то читаешь, слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда", - говорил о нём его современник, русский религиозный философ и писатель Василий Розанов. Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, по ним ставились балетные и оперные постановки. В годы заочной учёбы в Институте живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина при Российской Академии художеств мне неоднократно приходилось бывать в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского в Кузнечном переулке в Санкт-Петербурге и часто видеть там выставку иллюстраций Ильи Глазунова к произведениям русского писателя. Федор Михайлович Достоевский со студенческих лет был любимым писателем Ильи Глазунова, с которым у него много общего во взглядах и мировоззрении. Художника нередко называют «Достоевским в живописи» за разработку созвучных философии писателя нравственных идей. В равной степени художника и его любимого писателя волновала тема вечной борьбы добра и зла, где поле битвы – сердце человека. Несмотря на нередкий трагический исход произведений Ф.М. Достоевского, художник называл его самым оптимистичным автором, потому что философия писателя утверждает, что человеческая душа может через покаяние обрести спасение, даже дойдя до крайней черты вседозволенности. Память о русском писателе, его творчестве, семейных отношениях бережно хранится не только в музее Достоевского в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Ташкенте. За последние годы в Республике Узбекистан придаётся особо важное значение вопросам просветительства и усилению роли книг в жизни населения. Центр народной дипломатии ШОС в Узбекистане принимает активное практическое участие в вопросах содействия налаживанию прямых связей по линии библиотек, музеев, театров и прочих культурных учреждений стран ШОС. В целях сближения народов России и Узбекистана, имеющих богатое культурно-историческое наследие, укрепления духа взаимного доверия и добрососедства Центром народной дипломатии ШОС в Узбекистане совместно с Русским домом в Ташкенте в июле этого года проведена презентация книги Фёдора Достоевского “Мудрые мысли в изречениях”, переведённая на узбекский язык авторским коллективом под руководством академика Акмаля Саидова – руководителя Центра по защите прав человека Узбекистана. Выставка в «Русском доме» и предстоящий 23 сентября 2021 г. литературный вечер в информационно-ресурсном центре имени Л.Н. Толстого, который будет посвящён детским образам в творчестве русского писателя, - продолжают приобщение к всемирному наследию ценностей «Семьи ШОС», включая богатую историю, культуру, искусство, а также укрепление межнациональных отношений и дружбы между представителями всех наций и народностей, проживающих в Узбекистане. Открывая мероприятие, координатор образовательных программ представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан Ирина Сульжина рассказала об особенностях художественного метода Ф.М. Достоевского и его значении в мировой культуре. Она подчеркнула, что произведения великого русского писателя были переведены на 170 языков и во все времена являлись мощнейшим стимулом не только для философских рассуждений, научных исследований, театральных- и кинопостановок, но и для изучения русского языка иностранцами. Инициатор проведения конкурса - сотрудник Русского Дома, талантливый преподаватель русского языка и литературы с огромным стажем Лола Шакировна Алимова - представила лауреатов художественного состязания, прикоснувшихся к творчеству великого русского писателя с целью воссоздать его сложный духовный мир в художественных образах. На выставке были представлены иллюстрации романов: «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток», а также повестей «Записки из мёртвого дома», «Записки из подполья», «Белые ночи» и других произведений большого писателя. Зрители, представлявшие собой, в основном, активистов музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», высоко оценили труд художников и подолгу обсуждали экспонаты, выставленные во дворе Русского Дома, где бил фонтан чистыми освежающими брызгами прохладной воды и ласково догорало мягкое сентябрьское солнышко на картинах молодых талантливых авторов. Вот что рассказали художники на вернисаже о своём знакомстве с великим писателем и индивидуальном творческом процессе. Самая юная 17-летняя Муниса Икромова поделилась со зрителями, что она написала воображаемый ею портрет русского писателя гуашью и сделала несколько зарисовок к страницам мрачного романа «Преступление и наказание», который она с первого раза из-за сложности содержания не смогла осилить до конца. В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Художники рискнули дать свои личные характеристики героям «Преступления и наказания» Достоевского, только исходя из их поступков и своего жизненного опыта. Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе. Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств рассчитаться с квартирной хозяйкой. Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы. Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик. Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия. Художник-карикатурист Иброхим Жиянов рассматривает «Преступление и наказание» как роман с криминальным сюжетом и глубокой религиозно-философской подоплёкой, в котором Достоевский размышляет о пагубности гордыни и показывает, что преступление не может быть залогом величия. Художник сделал два графических наброска к роману «Преступление и наказание», в которых контрастно передал раздвоение личности главного героя Родиона Раскольникова на одном рисунке через его косую тень на земле – тёмную сторону его натуры и через топор – орудие преступления – за его спиной, выделив его красным цветом. На другом рисунке он показал ангела во плоти через нежное чувство заблудшего героя к Софье Мармеладовой. Эта девушка желала спасти своего друга, несмотря на то, что сама она находилась на дне жизни. Авторы иллюстраций романа «Преступление и наказание» при различном подходе к героям Достоевского, были солидарны в одном: остросюжетность Достоевский совмещает с предвещающими экзистенциализм философскими вопросами о свободе личности — и создаёт один из самых важных романов в истории литературы. Мурод Азлярходжаев, входящий в известную группу художников Art-trio, представил иллюстрации к роману «Преступление и наказание» с осознанной незаконченностью сюжетов: в них есть драматизм положения главного героя, но нет его осуждения. Чёрный, серый и охристый, как пятна запёкшейся крови, цвета борются друг с другом в преимущественно монохромных рисунках и уступают белому листу бумаги как безграничному духовному пространству, в котором неизбежно побеждает добро, а «свобода есть осознанная необходимость» (Гегель). Для целостного восприятия творчества классика, - убеждены авторы выставки, - необходимо знать не только произведения, но и биографию писателя. Ведь жизнь творца неразрывно связана с его творением. Творчество Достоевского непосредственно связано с Санкт-Петербургом. Картины Салижона Маматкулова можно объединить темой «Петербург Достоевского». Художник населяет вымышленную северную столицу наряду с центральными героями второстепенными персонажами Достоевского на фоне ампирной архитектуры и многочисленных, задёрнутых туманом, каналов Петербурга. Художник, работая над иллюстрациями, словно погружается в магию петербургских белых ночей, рождающих непонятную тревогу и одиночество. Поражают своей красотой музыкальные цветовые созвучия колориста, которому доступны смелые ракурсы, группировки людей и ритмы композиции. Мистическая голубоватая дымка скрадывает резкие очертания домов, тают в её мареве мосты петербургских каналов и фигуры главных героев. На этих красочных листах воскресают заново князь Мышкин - образец добродетели и милосердия, бескорыстный и добрый, для окружающих из-за непонимания людьми его мировоззрения, «умалишенный человек». Настасья Филипповна - символ роковой красоты, однако из-за её попечителя с презрением относящаяся к людям. Она насмехается и издевается над ними, ей противна сама жизнь. Парфен Семёнович Рогожин прошёл путь от мелкого купца до миллионера, вся жизнь его прошла в страданиях. Он мучится от любви к Настасье Барашковой, страдает от её издевательства и унижений. Одновременно с любовью он начинает ненавидеть Настасью Филипповну, что и приводит к трагической развязке. Он убил Барашкову, и ему предстоит тюрьма. Аглая, младшая дочь генерала Епанчина, девушка прогрессивных взглядов. Ей не по душе аристократическая обстановка. Аглая стремится к героизму, к новым веяниям жизни. Мечтает вырваться из своего общества и начать новую жизнь. Кроме этих персонажей, в цветных рисунках, выполненных смешанной техникой, перед зрителями предстают сценки из «Бедных людей», «Белых ночей», «Игрока», «Записок из мёртвого дома», впервые раскрывающих в русской литературе задолго до Чехова жизнь каторжных, и многих других выдающихся произведений писателя третьей половины XIX века. График Василий Хапов, прежде чем решился написать портрет Ф.М. Достоевскго, изучил не только биографию писателя, прочитал пять его известных романов и в придачу к ним «Дневник писателя», «Записки из подполья» и попытался в своём рисунке, прежде всего, в проникновенном взгляде литератора передать весь драматизм его творческой судьбы. В этом сдержанном чёрно-белом рисунке проглядывает глубокая скорбь человека с его долгим вынужденным перерывом каторги и ссылки, тягой писателя к освещению злободневных проблем при издании журналов «Время» и «Эпоха» и философской глубиной его прозы, в частности величайшего романа «Братья Карамазовы» и «Легенды о Великом Инквизиторе» в нём — одного из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно. У каждого из художников был свой неповторимый путь к писателю, который не завершился отчётной выставкой. Ирина Владимировна Сульжина назвала этот проект масштабным и растущим, который послужит примером для дальнейшего приобщения масс к великой классической русской литературе и русскому языку. «Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность её исполнения», - говорил Ф. М. Достоевский. Василий Хапов, Мурод Азлярходжаев, Ширин Ташова, Салижон Маматкулов, Иброхим Жиянов, Муниса Икрамова руководствовались заветом писателя: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Ф.М. Достоевский). Неизменным во всех иллюстрациях остаётся главное – интерес к внутреннему миру и духовным переживаниям героев. При всём различии индивидуальных стилей, авторов выставки объединяют два момента: первые азы мастерства они получили в Республиканском художественном училище имени П.П. Бенькова; и второй - эти иллюстрации были сделаны от всей души и для души. Они дополнили и обогатили большой пласт мировой культуры, посвящённый образам Достоевского. Все победители заслуженно получили от «Русского Дома», организовавшего этот конкурс, памятные подарки в виде ценных альбомов и монографий по изобразительному искусству. Благодарные художники принесли свои работы, представленные на вернисаже, в дар Русскому Дому. Теперь на передвижных выставках в школах, колледжах, библиотеках их смогут увидеть любители русской литературы и поклонники творчества Ф.М. Достоевского. Выставка наглядно показала, что герои Достоевского продолжают вызывать неподдельный интерес читателей, пытающихся понять, какой скрытый смысл вложен в образы его героев. Выставка, в целом, выражает важнейшую гуманную идею философии писателя о том, что нет оправдания жестокости мира, в котором пролита хотя бы одна слезинка страдающего ребёнка. Состоявшееся мероприятие стало ярким примером и символом постоянного развития и расширения добрососедских отношений, направленных на расширение культурно-гуманитарного обмена между Россией и Узбекистаном, а также служит делу укрепления межнациональных отношений и дружбы между представителями всех наций и народностей, проживающих в Республике Узбекистан. Гуарик Багдасарова Фото автора, Ирины Кепановой и Темура Юлдашева
|
|