Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.11.2021 / 12:29:57
В Нью-Йорке состоялась презентация уникального издания "Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре", или Когда невозможное становится возможнымБорис Бабаев После окончания Недели культурного наследия Узбекистана в минувшем сентябре моя домашняя библиотека пополнилась новой и весьма ценной книгой, о которой хотелось бы рассказать подробнее и представить ее должным образом посетителям сайта Культура Узбекистана. Этот подарок я получил от ее автора - составителя, американского общественного деятеля, музыковеда, публициста и журналиста Рафаэля Некталова. Хотя это довольно увесистый том, от него совершенно невозможно оторваться. И вот почему. Во-первых, это издание, которое приятно взять в руки. Сразу обращает на себя внимание супер-обложка, на которой мы видим одну из лучших картин прекрасного русского художника 20 века Елены Коровай (1901-1974) - «Портной» из цикла «В бывшем гетто». И отпечатано оно на самом достойном уровне в одной из типографий города Тверь. Книга получила очень высокую оценку ученых и специалистов на презентации в Москве.
Можно сказать, что книга восполняет этот пробел. Одна из задач - воссоздание широкого контекста времени, когда жила и творила Елена Людвиговна Коровай. Для этого возникла необходимость дополнить книгу очень важными во всех отношениях материалами. Автор вступительной статьи подробно останавливается на каждой статье, которые как-бы дополняют друг друга. Так работа Рубена Назарьяна, посвященная возникновению «европейских кварталов» Самарканда, через историю архитектуры, рассказывает и историю русской колонизации Средней Азии, и бухарско-еврейской общины Самарканда. Важным дополнением к истории архитектуры той эпохи служит описание дома Калонтаровых, в котором есть небольшой, но очень впечатляющий музей истории бухарских евреев Самарканда, сделанное Светланой Жуковой.
Интервью для сайта Kultura.uz Тамара Санаева, журналист Книга "Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре" явилась для меня откровением. Видела ее работы в музее имени Савицкого в Нукусе, несколько картин привозили на выставку русского авангарда в Ташкент. Пройти мимо них было невозможно. Они притягивали как магнит магией розовых («Бухарские (розовые) женщины») или голубых тонов ("Красильщики-кустари"). Благодаря этой книге узнала подробнее о поездках художницы в Ташкент, Ашхабад, Бухару, Самарканд, о периоде жизни в Средней Азии и среднеазиатском периоде творчества Елены Коровай, когда она создает серию живописных работ "В бывшем гетто". Эти картины из жизни бухарско-еврейского квартала начала 30-х годов просто удивительны. В этом еще раз убеждаешься, читая в книге статью автора-составителя Рафаэля Борисовича «Почему Коровай. Бухарские евреи в русской культуре». Но прежде скажем, что им проделана очень большая подготовительная работа по осуществлению этого поистине уникального книжного проекта. Что же привело его к такому решению? Вот как Некталов пишет об этом в своей статье : «Ни одна из картин Коровай не оставила меня равнодушным: все было мое, до боли родное - лица, краски, композиция. Произошло полное погружение в среду, включавшую мельчайшие детали быта и жизни моих предков.
ШАХНОЗ АБДУЛЛАЕВА, художник Елена Коровай является одним из тех мастеров живописи, которые меня, как художника, вдохновляют. Что касается коллекции музея Игоря Савицкого, я думаю, картины Коровай - из ее жемчужин. Она прошла большую хорошую школу, попала в знаменитую авангардную струю. Самаркандский период, конечно, судя по ее работам, отличается тем, что она отходит от каких-то декоративных элементов. В цикле картин о жизни бухарских евреев того времени меня особенно поражает их драматичность. Особенно меня волнует картина «(«Бухарские (розовые) женщины»». Я вдохновлялась в работе, смотря на эту картину. Ее героини такие впечатляющие, необыкновенно нежные, в них чувствуются очень живые души.
Три статьи посвящены в книге музейному делу и коллекционированию.Одна из них представляет образы бухарских евреев на почтовых открытках России. Собирал эту коллекцию в течение многих лет известный ташкентский историк и писатель БОРИС ГОЛЕНДЕР. И вот что он рассказал мне о проекте Рафаэля Некталова. Должен сказать, что этот небольшой народ, бухарские евреи, он исключительно интересен во всех отношениях - этнографическом, культурном, историческом. Велик их вклад во многом, я бы сказал. Это удивительный народ, который заявляет о себе на протяжение нескольких тысяч лет. А так как число их небольшое, а вклад огромный, то совершенно недостаточно в литературе об этом написано. Не только на русском языке, но и на английском, на иврите, на языке идиш. Недавно я видел большой библиографический справочник, и там информации о них было мало. В этой книге данные вопросы достаточно хорошо отражены. Дело в том, что мы недостаточно оцениваем вклад этого небольшого народа в культуру Узбекистана и культуру всей Средней Азии. Это касается и национального музыкального наследия. К примеру, Шашмаком сохранен во многом благодаря певцам и музыкантам-бухарским евреям. И естественно, когда мне поступило предложение от создателей книги дать свой материал, то я с большим удовольствием сделал это. В нем говорится о том, как отражена фотография в иллюстрациях старинных изданий, начиная с 15 и до начала 20 века. Это касается и художественной стороны. Много сделали и художники - бухарские евреи. Тут переоценить невозможно, потому что художественное начало в этом народе во многом удивительно.
Я продолжаею листать страницы книги "Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре". В следующей статье расскажу о том, почему здесь невозможное становится возможным. Продолжение следует.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|