Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
04.11.2021 / 12:29:57

В Нью-Йорке состоялась презентация уникального издания "Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре", или Когда невозможное становится возможным


Борис Бабаев

После окончания Недели культурного наследия Узбекистана в минувшем сентябре моя домашняя библиотека пополнилась новой и весьма ценной книгой, о которой хотелось бы рассказать подробнее и представить ее должным образом посетителям сайта Культура Узбекистана. Этот подарок я получил от ее автора - составителя, американского общественного деятеля, музыковеда, публициста и журналиста Рафаэля Некталова. Хотя это довольно увесистый том, от него совершенно невозможно оторваться. И вот почему. Во-первых, это издание, которое приятно взять в руки. Сразу обращает на себя внимание супер-обложка, на которой мы видим одну из лучших картин прекрасного русского художника 20 века Елены Коровай (1901-1974) - «Портной» из цикла «В бывшем гетто». И отпечатано оно на самом достойном уровне в одной из типографий города Тверь. Книга получила очень высокую оценку ученых и специалистов на презентации в Москве.


Совсем неспроста книга называется "Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре". И вот строки, очень точно отражающие суть и содержание данного издания: «Но от смывающего потока времени нас спасает только память.Только возможность остановить время, вглядеться, вспомнить. Не дать исчезнуть». Они принадлежат писателю Наталье Громовой, и я обратил на них внимание во время он-лайн конференции, которая проходила не столь давно в Национальной библиотеке Узбекистана им.А.Навои, где мне довелось быть модератором. В тот день мы говорили о важном значении этой книги для современных читателей. Как пишет автор вступительной статьи «Другие евреи.Текст и контекст», доктор химических наук Валерий Аронович Дымшиц, работы Елены Коровой и сама ее личность - «камертон, определивший тональность и название этой книги».
По его мнению, драматическое столкновение традиции и модернизации определило исторический путь бухарских евреев в 20 веке. Это нагляднее всего видно на картинах Елены Коровай, которая запечатлела мир традиционного еврейского квартала Самарканда средствами модернистской живописи. Более того, он считает, что судьбы бухарских евреев и Елены Коровай в чем-то похожи: и о бухарских евреях, и об этой художнице знают гораздо меньше, чем они того заслуживают.

 

Можно сказать, что книга восполняет этот пробел. Одна из задач - воссоздание широкого контекста времени, когда жила и творила Елена Людвиговна Коровай. Для этого возникла необходимость дополнить книгу очень важными во всех отношениях материалами. Автор вступительной статьи подробно останавливается на каждой статье, которые как-бы дополняют друг друга.

Так работа Рубена Назарьяна, посвященная возникновению «европейских кварталов» Самарканда, через историю архитектуры, рассказывает и историю русской колонизации Средней Азии, и бухарско-еврейской общины Самарканда. Важным дополнением к истории архитектуры той эпохи служит описание дома Калонтаровых, в котором есть небольшой, но очень впечатляющий музей истории бухарских евреев Самарканда, сделанное Светланой Жуковой.
Как отмечает автор этого обозрения В.А. Дымшищ, изучение истории бухарских евреев за последние сто лет проделало немалый путь: развитие историографии этого народа становится самостоятельной областью истории науки, что находит существенное отражение в статье Владимира Аулова. И в ее конце автор делает следующий существенный вывод: «Рафаэль Некталов много лет шел к созданию настоящего сборника. Именно ему принадлежит идея книги, рассказывающей о рецепции бухарских евреев русскими художниками. Эссе Некталова одновременно аналитическое и очень личное, суммирует материалы, собранные под обложкой этой книги, служит ее логическим завершением».

 

Интервью для сайта Kultura.uz

Тамара Санаева, журналист

Книга "Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре" явилась для меня откровением. Видела ее работы в музее имени Савицкого в Нукусе, несколько картин привозили на выставку русского авангарда в Ташкент. Пройти мимо них было невозможно. Они притягивали как магнит магией розовых («Бухарские (розовые) женщины») или голубых тонов ("Красильщики-кустари").

Благодаря этой книге узнала подробнее о поездках художницы в Ташкент, Ашхабад, Бухару, Самарканд, о периоде жизни в Средней Азии и среднеазиатском периоде творчества Елены Коровай, когда она создает серию живописных работ "В бывшем гетто". Эти картины из жизни бухарско-еврейского квартала начала 30-х годов просто удивительны.
До Коровай русские художники тоже обращались к теме бухарских евреев. Но в творчестве Елены Людвиговны они предстают в особом поэтическом свете. Книга, особенно во второй части, рисует многогранную историческую и этнографическую картину культурной жизни бухарских евреев. Интересны также очерки о том, как исследовалась эта культура. Как весьма значимый источник о среднеазиатском периоде творчества художницы в историко-художественном и культурном контексте книга представляет несомненный интерес для историков, искусствоведов и широкого круга читателей.

В этом еще раз убеждаешься, читая в книге статью автора-составителя Рафаэля Борисовича «Почему Коровай. Бухарские евреи в русской культуре». Но прежде скажем, что им проделана очень большая подготовительная работа по осуществлению этого поистине уникального книжного проекта. Что же привело его к такому решению? Вот как Некталов пишет об этом в своей статье : «Ни одна из картин Коровай не оставила меня равнодушным: все было мое, до боли родное - лица, краски, композиция. Произошло полное погружение в среду, включавшую мельчайшие детали быта и жизни моих предков.
Так пришло осознание необходимости рассмотрения творчества Елены Коровай в самом широком историческом контексте — как наиболее яркого образца среди работ других русских художников, обращавшихся к бухарско-еврейской теме. И далее мы читаем о том, как эти размышления и творческий поиск привели его к созданию книги, о которой сейчас говорят и пишут. Давайте и мы вчитаемся в эти строки...
«Я долгие годы вынашивал идею такого сборника, на который натолкнула меня встреча с работами Елены Коровай. Казалось бы, ракурс новый, но тема была на поверхности, просто дожидалась своего часа. Собирая материал для этой книги, я решил по мере своих возможностей подытожить многое из созданного ранее русскими художниками, писателями, фотографами и обратить внимание на особый, новый взгляд на бухарских евреев, который ярко проявился в творчестве Елены Людвиговны Коровай. Взгляд со стороны позволяет отчетливее увидеть детали традиционного быта народа, а сила художественного воображения - подняться на уровень обобщения, недостаточный в случае научного подхода».
К этому стоит добавить, что Рафаэль Некталов уже много лет занимается изучением и популяризацией культуры бухарских евреев. Как он пишет в книге, его вдохновил на эти исследования более 30 лет назад известный ученый и общественный деятель Михаил Членов. В результате делается весьма серьезный вывод, что картины Коровай, посвященные евреям Самарканда и Бухары, не уступают по своей значимости для еврейского народа творениям великого голландца Рембрандта. Оба они, не будучи евреями, «смогли показать миру красоту и величие этого народа и их по праву можно назвать великими художниками, сумевшими по- настоящему раскрыть глубину еврейской души».



Интервью для сайта Культура Узбекистана

ШАХНОЗ АБДУЛЛАЕВА, художник

Елена Коровай является одним из тех мастеров живописи, которые меня, как художника, вдохновляют. Что касается коллекции музея Игоря Савицкого, я думаю, картины Коровай - из ее жемчужин. Она прошла большую хорошую школу, попала в знаменитую авангардную струю. Самаркандский период, конечно, судя по ее работам, отличается тем, что она отходит от каких-то декоративных элементов. В цикле картин о жизни бухарских евреев того времени меня особенно поражает их драматичность. Особенно меня волнует картина «(«Бухарские (розовые) женщины»». Я вдохновлялась в работе, смотря на эту картину. Ее героини такие впечатляющие, необыкновенно нежные, в них чувствуются очень живые души.
Мне очень нравиться ее работа, которая называется «Красильщики». Здесь я вижу совершенно удивительное сочетание красок Все они прекрасны в живописном отношении. Она хорошо прочувствовала, что жизнь евреев в Самарканде в тот период была достаточно драматичной. И то, что она изобразила красильщиков, портных, представителей других профессий - то, чем занимались преимущественно бухарские евреи в те времена. Когда я ездила в Самарканд, Бухару, я в той или иной степени это все видела. Все сделано очень скупыми средствами, но очень впечатляет. Она училась в свое время у самых крупных мастеров и стала одним из самых замечательных представителей среднеазиатского авангарда. Она находила отличные темы. Ее бухарская серия просто блестяща.

 

Три статьи посвящены в книге музейному делу и коллекционированию.Одна из них представляет образы бухарских евреев на почтовых открытках России. Собирал эту коллекцию в течение многих лет известный ташкентский историк и писатель БОРИС ГОЛЕНДЕР. И вот что он рассказал мне о проекте Рафаэля Некталова.

Должен сказать, что этот небольшой народ, бухарские евреи, он исключительно интересен во всех отношениях - этнографическом, культурном, историческом. Велик их вклад во многом, я бы сказал. Это удивительный народ, который заявляет о себе на протяжение нескольких тысяч лет. А так как число их небольшое, а вклад огромный, то совершенно недостаточно в литературе об этом написано. Не только на русском языке, но и на английском, на иврите, на языке идиш. Недавно я видел большой библиографический справочник, и там информации о них было мало. В этой книге данные вопросы достаточно хорошо отражены. Дело в том, что мы недостаточно оцениваем вклад этого небольшого народа в культуру Узбекистана и культуру всей Средней Азии. Это касается и национального музыкального наследия. К примеру, Шашмаком сохранен во многом благодаря певцам и музыкантам-бухарским евреям. И естественно, когда мне поступило предложение от создателей книги дать свой материал, то я с большим удовольствием сделал это. В нем говорится о том, как отражена фотография в иллюстрациях старинных изданий, начиная с 15 и до начала 20 века. Это касается и художественной стороны. Много сделали и художники - бухарские евреи. Тут переоценить невозможно, потому что художественное начало в этом народе во многом удивительно.
В этой книге, может быть впервые, так глубоко, досконально представлено творческое наследие Елены Коровай. Надо отдать должное и Игорю Витальевичу Савицкому, который смог создать «Лувр в пустыне», но и представить на самом серьезном уровне творчество Елены Коровай. Я считаю, что этот музей может организовать специальную выставку о творчестве Коровай. И я думаю, что нам еще предстоит много сделать для того, чтобы в обществе знали гораздо больше об этой диаспоре, ее вкладе в развитие культуры и искусства, о замечательных людях, которые это делали. Это хороший пример того, как надо обращаться с такого рода информацией. В данном случае речь идет о настоящем научном труде. И чем их будет больше, тем лучше.

 

Я продолжаею листать страницы книги "Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре". В следующей статье расскажу о том, почему здесь невозможное становится возможным. Продолжение следует.

 

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

 

 

 

 

 





Другие материалы рубрики

02.11.2021 / 23:08:47

Обзор журнала "Звезда Востока", № 5, 2021 г.

В "Прозе" 5 номера "ЗВ" представлены произведения очень разных литературных жанров: детективная повесть (А. Горохов "Свидетель по случаю"), исторические рассказы (Александр Петренко "Неизвестное об известных"), ремейк (Валерий Румянцев "Вот она, любовь окаянная" и фантастический рассказ (Игорь Эрнст "Приглашение на Солнечную"). Таким образом, каждый читатель найдет для себя что-то интересное, отвечающее его пристрастиям и вкусу Далее...

01.11.2021 / 19:52:16

Повсюду и всегда, с чинарами Ташкента…

Вышедшая недавно книга "Тогда, под чинарами Ташкента…" Лейлы Шахназаровой – это еще одна встреча с ее прекрасной, "дышащей" прозой, которая до сих пор была мне знакома лишь по отдельным публикациям. И вот – объединенная в цельный сборник потрясающая череда колоритных портретов, от почитаемых маститых литераторов до всезнающих столичных таксистов, – портретов, исполненных в очень нелегком жанре очерков и эссе. Но в эти малые формы автору удалось вместить многое Далее...

30.10.2021 / 22:28:53

Литературный мост дружбы соединил сегодня Беларусь и Узбекистан

29 октября в Минске в Доме литератора состоялся творческий вечер "Литературный мост дружбы". Его организаторами выступили Посольство Узбекистана в Беларуси и общественное объединение Союз писателей Беларуси Далее...

21.10.2021 / 20:57:17

210-летие Лицейской годовщины отметили в Ташкенте

Поддерживая добрую традицию, Русский дом в Ташкенте собрал возле памятника А.С. Пушкину активистов Русского Культурного Центра, школьников и студентов, поэтов, писателей, представителей интеллигенции, чтобы отдать дань памяти учебному заведению, взрастившему немало великих личностей Далее...

17.10.2021 / 14:21:38

Адель Чилякова включена в Антологию русской поэзии 2020

Недавно Российский союз писателей издал Антологию русской поэзии, в которой включил стихи нашей соотечественницы Адели Абдурахмановны Чиляковой Далее...





22.11.2024 / 21:03:22
В Галерее Академии художеств Узбекистана состоялась церемония открытия выставки картин студентов Международного Вестминстрского университета в Ташкенте - (МВУТ)"Мастерство и вдохновение"
 
18.11.2024 / 23:53:49
"Новый взгляд"-так называется юбилейная персональная выставка Ибрагима Валиходжаева, представленная в Центральном выставочном зале Узбекистана. И это именно так
 


21.11.2024 / 11:28:03
В Ташкенте проходит фестиваль французского кино
 
19.11.2024 / 15:13:51
Успех узбекских кинематографистов .Фильмы узбекских кинорежиссеров получили высокую оценку на прошедшем в Туркменистане IV кинофестивале "Куркут ота".
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


24.11.2024 / 09:23:40
"Корзинка" открыла закупочную базу в Маргилане
 
20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте