БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
Создать хорошую книгу совсем непростая история. Порой на это уходят годы. Нужно иметь не только глубокие знания по избранной теме, но и хорошо ориентироваться во времени, ближайшем окружении главного героя. Тем более о событиях давно минувших дней и жизни художника прошлого столетия Елены Коровай и ее коллег , имена которых остались в истории живописи. А речь идет о поистине уникальном этносе бухарских евреев и совершенно удивительных и глубоких по содержанию картинах, которые созданы на эту тему. Но это далеко не все. Чтобы такую книгу потом издать , тем более в Москве, а ты живешь совсем в другой стране... Все эти задачи автор-составитель этого издания Рафаэль Некталов решил на самом достойном уровне. Издание подготовлено Фондом Марджани (Москва) при поддержке Фонда Ицхака Мавашева (Нью-Йорк) и группы других спонсоров — частных лиц, имена которых названы уже в начале книги. К написанию статей по главной теме были привлечены крупнейшие ученые и специалисты разных стран. Вот так невозможное становилось возможным благодаря практически неимоверным усилиям Р.Б. Некталова. Прошедшие с большим успехом презентации этой книги сначала в Москве, а потом в Нью-Йорке свидетельство большого успеха данного издания.
А теперь из чего складывался этот успех в плане литературном. Как пишет во вступлении к книге Валерий Дымшиц, «по мере того , как запоздалая, но заслуженная слава приходила к работам замечательной художницы Елены Коровай, перед глазами любителей искусства раскрывался удивительны мир бухарских евреев Самарканда». И надо сказать, что первая часть книги посвящена не только ей , но и другим художникам , чье искусство вдохновляли не только бухарские евреи , но и красочный мир городов Узбекистана того времени. Говоря об этом он отмечает следующее: « Кроме нее самой в материалах первого раздела речь идет о писателе и художнике Николае Каразине, проложившем дорогу русской рецепции бухарских евреев в Средней Азии (статья Э. Шафранской), а также замечательных живописцах Петре Котове (статья М. Филатовой), Юлии Разумовской (статья Б.Эргашева), Григории Улько (статья А.Улько), Максе Бирштейне (воспоминания художника), чье творчество связано с этим регионом». И это весьма весомое добавление . Эти статьи тоже надо читать и не торопясь.
Вторая часть сборника дополняет и расширяет первую. Это различные исследования об истории и культуре бухарских евреев и истории изучения этой культуры, сбору и хранению ее памятников в музейных коллекциях. Обратимся к конкретным примерам. Это исследование А. Кагановича о положении бухарских евреев в 1920-1930-е годы. Эта тема расширятся и дополняется его же великолепной монографией «Друзья поневоле: Россия и бухарские евреи», 1800-1917». Работы Т.Емельяненко повествуют об истории фотографирования бухарских евреев и их костюмном облике на фото конца 19-начала 20 веков. Обращает на себя особое внимание статья о жизненном и творческом пути Елены Коровай , написанная Екатериной Ермаковой и Тиграном Мкртычевым - «Женщина, боявшаяся звезд». И тут столько подробностей , что мимо просто не пройдешь. Это тоже надо читать. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что Государственный музей искусств им. С . Савицкого является хранителем совершенно уникальной, очень большой коллекции картин Е. Коровай.
Об этом наше первое интервью - с доктором искусствоведения, археологом, историком искусства ,специалистом по Средней Азии, директор музея им. И.Савицкого — Тиграном Мкртычевым
Тигран Константинович, хотелось бы узнать ваше мнение о данном проекте и о том, как в творчестве Елены Коровай находит отражение тема жизни бухарских евреев в прошлом веке?
- Этот проект очень интересен тем, что организаторы сумели собрать в одной книге более 20 различных исследований для того, чтобы осветить два аспекта - творчество великолепной художницы Елены Коровай- с одной стороны и культуры бухарских евреев Средней Азии с другой. Их объединяет вместе то, что в творчестве Елены Людвиговны есть серия картин, которая посвящена бухарским евреям. Это не просто сборник уникальных материалов. Я бы сказал, что это коллективная научная монография. Это и живопись, и творчество замечательной художницы, в которых нашла отражение глубокая культура этого народа за многие века. И я считаю, что создание этого проекта является важным событием.
Очень важно, что он объединил творческие и научные силы из самых разных мест, начиная от Израиля и кончая Америкой. У нас в музее оказалась эта уникальная серия совсем не случайно. Савицкий хорошо понимал значение творчества Коровай . Художник, собиратель, директор музея сделал тогда невозможное возможным и уговорил Коровай отдать свои картины в музей, а такой шаг обеспечивает человеку путь в вечность. Теперь есть возможность показать эту книгу самой широкой общественности везде и всюду.
Рафаэль Некталов был мотором всего этого проекта. Потому, выступая в Ташкенте недавно на Конгрессе Культурного наследия Узбекистана, я сказал, что в этом проекте есть два героя. Это Елена Коровай и Рафаэль Некталов.
Невозможно оторваться от чтения статьи известного искусствоведа, ученицы и преемницы основателя и первого директора Государственного музея искусств Каракалпакстана им. И.Г. Савицкого - Мариники Маратовны Бабаназаровой (31 год на посту директора). Тем более, что она называется «Из истории создания коллекции произведений Елены Коровай в Нукусском музее». Каждое благое дело имеет свое начало и свой конец. Так вот, как пишет автор статьи, Савицкий начал музейное собирательство в Москве в 1966 году именно с круга художников, с которыми у него сложились общие интересы и увлечения в Самарканде. Его занимала в первую очередь среднеазиатская тематика в искусстве. Среди этих художников была и Елена Людвиговна Коровай. Активная участница многих выставок художников-узбекистанцев 1930 годов, Коровай оказалась в забвении в 1950-1960-е годы, после того как в 1946 году вместе с дочерью перебралась в Москву. Видя отчаянное положение талантливого мастера , прозябающего в нищете, Савицкий, как и в других случаях, которых было великое множество на его собирательском поприще, уговорил художницу отдать свои картины в музей Каракалпакстана. Коллекция произведений Елены Коровай в нукусском музее, состоящая из 480 живописных и графических работ , является самой полной и разнообразной.
Книга «Елена Коровай: Иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре». Мнение Мариники Бабаназаровой
Выход в свет и презентации этой книги в Москве и в Нью-Йорке вызвали большой резонанс в ученом мире и в арт- сообществе. Думаю, что имею полное право напомнить историю появления этого замечательного труда, о котором высказались многие читатели и участники презентаций. Весной 2015 года Рафаэль Некталов впервые оказался в Нукусе с важной миссией. Как он сообщил при нашем знакомстве, его настоятельной просьбой к организаторам его поездки было посещение нашего музея, Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, о котором он много слышал. Понимая, что Рафаэль Некталов представляет Конгресс Бухарских евреев и к тому же издает его печатный орган Bukharian Times, я повела его в зал с картинами Елены Людвиговны Коровай, посвященными жизни бухарско-еврейской общины Самарканда 1930х годов.
Рассказала ему о художнице, ее судьбе и о том, как эти картины попали к нам в музей, о нашей дружбе с ее дочерью, Ириной Георгиевной Коровай, большим другом музея. Поведала о большом успехе полотен у зрителя, не только в стенах музея, где творчество Коровай находится в постоянной экспозиции с конца 1960-х годов, но и на многочисленных зарубежных выставках музея. Рафаэль был в восторге и сказал, что это потрясение для него и что ничего подобного он нигде не видел. Вскоре вышла статья в упомянутой газете, а уже в конце 2015 года Некталов обратился ко мне с просьбой написать статью в этот сборник, которая должна была стать его основой. И хотя сам Р. Некталов рассказал об этом в книге, мне хочется напомнить, что тема этой великолепной публикации возникла и осуществлена именно благодаря Нукусскому собранию.
Вся книга, начиная с суперобложки, изобилует иллюстрациями картин и рисунков из музея имени И.В. Савицкого, где представлено так масштабно и разнообразно эта тематика. А вся коллекция творчества художницы в музее насчитывает почти 500 работ, являясь самой большой и исчерпывающей. Впервые опубликована и переписка матери и дочери Коровай с основателем музея, И.В. Савицким, которая раскрывает эти личности и дает представление о формировании нукусской коллекции. Сейчас многих в мире интересует именно эта часть истории прославленного музея.
Интерес инициатора сборника так разгорелся, что от первоначальной идеи он перешел к раскрытию темы в историко-этнологическом аспекте общины бухарских евреев Узбекистана, что несомненно обогатило сборник и сделало его весомее. В ходе подготовки сборника мне доставило большое удовольствие оказывать содействие Р. Некталову в решении вопросов допуска к архивам музея исследователей и фотографов, получения разрешений Минкульта на воспроизведение работ Е.Л. Коровай, а самое главное -оповестить дочь художницы, И.Г. Коровай, о проекте Р. Некталова, которая вспомнила мечту матери о том, чтоб хоть один бухарский еврей оценил ее творения. Это случилось за полгода до ухода из жизни Ирины Георгиевны, у которой мы побывали с моей сестрой, Ириной Нурмухамедовой в феврале 2018 года, о чем она рассказала в своем выступлении на московской презентации. Как хорошо, что мы все успели порадовать ее.
Не очень давно в Ташкенте отмечалось 100-летие основания Государственного музея искусств Узбекистана. Многочисленным любителям изобразительного искусства была представлена очень впечатляющая выставка лучших картин этого музея , которая называлась «Авангард сквозь пространство и время». Отличным дополнением к этому вернисажу стал раздел, в котором были представлены из фондов музея , можно сказать, уникальные произведения из коллекции Великого князя Николая Констатиновича .
В те же дни в Галерее изобразительного искусств Узбекистана была открыта совершенно удивительная выставка картин из нукусского музея имени Савицкого «Таинственный авангард». Все это нам позволило снять в те дни , в 2019 году, документальный фильм «Авангард. Пространство. Время». Его премьера состоялась в зале Министерства культуры Узбекистана.
Редактором фильма была известный искусствовед, руководитель секции критики Творческого союза художников Узбекистана Эльмира Ахмедова. Как нам рассказала Эльмира Рахимовна, получив книгу о Коровай в подарок, она долго не могла от нее оторваться. И теперь ей есть , что сказать об этом издании и ее создателях.
Мнение о книге Эльмиры Рахимовны Ахмедовой
Как все интересно складывалось… я получила в подарок книгу «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре», о которой узнала от директора музея им. Савицкого Тиграна Мкртычева. . Это было Нукусе, в музее Савицкого, где находится самая большая и лучшая коллекция произведений Елены Коровай.. Вот это все вместе совпало и сподвигло меня к «быстрому прочтению», а это более 300 страниц интересного и серьезного материала. Благодаря объемной, научно-искусствоведческой книге, теперь действительно заполняется огромная лакуна в наших представлениях не только о непростой жизни и искусстве Е. Коровай, но и о духовной и художественной культуре бухарских евреев в широком историческом контексте. Прежде всего - это замечательный проект, который охватывает огромный пласт культуры, материал совершенно мало изученный и поданный в интересном
широком формате, который восполняет большой пробел, а также позволяет по-новому взглянуть на историю бухарских евреев.
Установочный для всей книги характер имеет предисловие: «Другие евреи. Текст и контекст» Валерия Дымшица, которое определяет общность тематики, широкий горизонт рассматриваемых в книге искусствоведческих, культурологических, философских проблем. Все статьи, входящие в это издание, написаны на высоком исследовательском и литературном уровне и читаются с большим интересом. И не только тексты - даже названия статей, как например, «Женщина, боявшаяся звёзд», «Обширный мир, отрада глаз…» или «Самаркандская легенда о летающем еврее» и др., привлекают внимание читателя. Действительно, ощущаешь радость погружения в представленные авторами уникальные материалы - по истории, этнографии, музыке, живописи, фотографии.
Огромная благодарность Рафаэлю Некталову за осуществление этого проекта , я думаю, он многие годы вынашивал эту тему, сумел найти единомышленников, заинтересовать их и издать книгу вместе с Фондом им. Марджани при поддержке Фонда Ицхака Мавашева. Книга прекрасно издана, хорошо проиллюстрирована. Мне хорошо запомнились слова Рафаэля Некталова после его встречи с картиной Елены Коровай «Красильщики»: «Она отвечала моему внутреннему убеждению в том, каким должен быть образ бухарских евреев в искусстве. Я словно заново утвердился в своей собственной идентичности и, неожиданно для себя, в эту минуту подвёл итог собственным представлениям о жизни моих предков».
Выражаю огромную благодарность всем, кто принимал участие и оказал содействие в публикации этой книги!!!
Об этой книге можно много писать и говорить. Она того заслуживает. Побольше бы таких изданий. От имени нашего сайта Культура Узбекистана мы тоже выражаем благодарность ее автору - составителю Р.Б.Некталову и другим создателям этого проекта.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz