Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.12.2021 / 21:15:14
Будьте добры!.. Часть 1... «Будьте добры!». Эта короткая фраза столь прочно укоренилась в лексике, что её первоначальный глубокий смысл как бы несколько стушевался, стёрся. А в упрощённой заболтанности нынешней разговорной речи её употребление стало всё более редким, почти раритетным. Всё реже и реже звучит она сегодня. Случайность – или недобрая закономерность? Между тем – давайте вспомним, когда исконно принято её употреблять. «Будьте добры, посмотрите, пожалуйста, не пришла ли на моё имя посылка?» – просит кто-то в почтовом отделении. «Будьте добры, подскажите мне, пожалуйста, который час?» – такой вопрос задают, когда забыли часы и нужно точно узнать время. Таких примеров по разным поводам мы могли бы привести множество. И везде внутри этой фразы – не всегда осознаваемый, но вполне явственный призыв к другому человеку БЫТЬ ДОБРЫМ... ... Время неуклонно вершит свою непрерывную и динамичную поступь. И в его шагах отчетливо прослеживается то многое и важное, что привнесено в жизнь нашей страны за последние годы. Несмотря на множество и общемировых, и частных сложностей, на не отступающую в мире уже второй год пандемию, несмотря на обилие объективных и субъективных проблем в совершенствовании жизни нашего государства и его многонационального народа – неизменно и явственно ощущаются новые явственные и ощутимые шаги нашего молодого государства на пути его становления. Многое хочется осмыслить и осознать заново, вникая во многие, далеко не всегда простые тонкости и детали. Это особенно важно и нужно и в дни прихода главного и замечательного общенародного праздника нашей страны – 30-летия Независимости Узбекистана. Во многое необходимо с особой тщательно вдуматься в эти дни. Разумеется, вспомнив и знаковое интервью нашего Президента Узбекистана Шавката Миромоновича Мирзиеева газете «Янги Узбекистон» об итогах и проблемах последних пяти лет развития нашего государства. Как и о том, что ровно 4 года тому назад состоялась его историческая встреча с представителями творческой интеллигенции нашей страны. Мне довелось не только участвовать в этой встрече, но и высказать руководителю нашего государства благодарность за особую заботу о развитии культуры и искусств в Узбекистане. И одновременно, согласно протоколу – поделиться некоторыми размышлениями о наиболее важных проблемах этого необыкновенно важного и необходимого процесса. На страницах «Звезды Востока» я уже подробно писал об этой встрече, и позволю себе вкратце вновь вспомнить некоторые важнейшие её черты. Эту замечательную встречу я помню до мельчайших деталей. Вспоминаю, как приятно удивила сама её необычайная деловая атмосфера, оперативность оценок и намечаемых планов, динамичность прогнозирования и восприятия того, что на данный момент является реальностью. На редкость много наболевших задач было, что называется, смело, «в упор» выставлено тогда Шавкатом Миромоновичем перед всеми нами. С удовлетворением было отмечено многое положительное и существенное. Но, пожалуй, даже с ещё большей конкретностью были чётко очерчены ждущие своего решения проблемы. Отмечу еще раз, что подобной встречи и её замечательного внутреннего содержания, динамики принятия решений и непосредственности прямых деловых контактов с каждым собеседником – я не припомню, пожалуй, за всю историю Независимости нашей страны. Поощряя позитив, наш Президент жёстко критиковал застойность и медлительность, непонимание истинности проблем, бессилие устаревших и отживших форм и руководства, и борьбы с недостатками. И важнейшим положением прозвучало утверждение Президента Узбекистана о том, что произведения искусства, культуры, литературы, духовности и просветительства в Узбекистане никогда не будут превращены в бизнес. Много существенного и важного было аргументировано приведено и сказано нашим Президентов и в его недавнем интервью газете «Янги Узбекистон». И о непростом, но поступательном развитии страны, и о, пожалуй, самом главном – о том, что по законам государственной гармонии органичен и плодотворен важнейший принцип, к которому стоит стремиться всегда и во всём - не народ для государства, а государство для народа. И этот основополагающий принцип требует коренного пересмотра сознания и тех, кто по долгу руководит многими процессами, и тех, кто своей энергией и трудом вершит эти процессы. ... Да, последние пять лет жизни Узбекистана миновали отнюдь не в безмятежном спокойствии. Сложные и неоднозначные события вершились и вершатся в окружающем мире. Не всегда просто и гладко шло и идёт решение многих и социальных, и жизненных проблем. Это – понятная объективная реальность в жизни любого, а в особенности – молодого государства. А ворвавшаяся в нашу жизнь полтора года тому назад грозная пандемия поистине взломала все привычные устои и принципы былой нормальной жизни. И весь мир в целом, и наша страна в упор столкнулись и с грозным недугом, и с трагическими потерями близких. А мастерство и мужество медиков ежеминутно боролось и борется поныне с этим трагическим недугом, возвращая к жизни многих и многих наших друзей и сограждан. Знаменателен и фундаментальный Указ Президента «О мерах по дальнейшему повышению роли и значения сферы культуры и искусства в жизни общества», который со всей твердостью расставил все принципиальные позиции и вехи в совершенствовании влияния культуры и искусства на души людей, на их возвышение и приобщение к истинным идеалам. В этом Указе со всей полнотой утверждается возвышение значения творческой деятельности театров, концертных организаций, музеев, библиотек. И ещё раз подтвердилось положение о том, что искусство не может быть бизнесом. В контексте наших сегодняшних размышлений это утверждение особенности значимо. Особого внимания были удостоены и творческие Союзы, получившие не только обновленные принципы деятельности, но и прекрасные новые здания, в котором вершится их творчество – Союз композиторов и бастакоров, Союз писателей, Академия Художеств. Заслуживает пристального внимания и уже получившая достаточную известность и уважения деятельность Зааминского семинара молодых писателей. Очень значимо, что он был основан в минувшие годы именно по инициативе Шавката Миромоновича Мирзиёёва еще в период, когда он возглавлял Джизакскую область Все эти годы под руководством маститых мастеров литературы молодые писатели получают на этом семинаре уроки мастерства и совершенствуют свои творческие данные. ... И даже в самый напряженный и сложный период, когда на мир обрушилась пандемия – забота Главы нашего государства и руководства Узбекистана об искусстве и культуре выразилась в самом полном объеме. Несмотря на неимоверно непростые и в первый период особенно непредсказуемые условия, в период вынужденной работы на изоляции все труппы театров Узбекистана трудились с полным сохранением положенных окладов. Стоит ли говорить о том, насколько трудны были условия работы каждого солиста оперы или балета в выынужденной изоляции! Постоянные «саморепетиции» дома по разучиванию и исполнению вокального материала, индивидуальные тренинги артистов балета на протяжении почти 7 месяцев показали огромную ответственность и преданность делу. И эта забота, вне всякого сомнения, сказалась в том, что уже к октябрю коллектив ГАБТ имени А. Навои органично вошел в основы привычных форм и успешно представил зрителю две обширные и разнообразные концертные программы к открытию сезона. А затем, вынужденно считаясь с необходимостью ограничения и числа зрителей, и плотности участников сценического действия – мы очень активизировали работу Малой Сцены, позволившей задумывать и осуществлять композиции спектаклей-концертов на основе романсового и песенного творчества композиторов Узбекистана и мира. Зритель, старающийся четко соблюдать необходимые условия в количестве 60-70 человек в «шахматной» рассадке, очень полюбил эти необычные композиции, в которых раскрывалось мастерство и опытных, и самых молодых солистов. И целая серия премьер, концертов, оригинальных проектов как на основной исторической сцене нашего театра, так и в Музыкальной гостиной – осуществилась и родилась , вопреки всем неблагопрятным условиям. А артисты и зрители получили благотворные встречи и взаимоотдачи творческих энергий, даря взаимно и творчество, и Добро... «Будьте добры!..». Да, в непростое, противоречивое время с драматично ощутимым дефицитом истинной доброты и человеколюбия выпало жить нам и всему миру людей. Мы это осознаём, как будто, совершенно отчётливо. Быть может, не всегда умея разобраться, вникнуть – но на уровне сознания и подсознания однозначно ощущаем всю неимоверную сложность проблем и противоречий сегодняшнего мира. И, пожалуй, с особенной остротой приходит ощущение того, что все острейшие перипетии в судьбах мира, происходящие, как будто, достаточно далеко от нас – являются нашему осознанию вовсе не «где-то там», а и в непосредственно приближенном к нам расстоянии, и одновременно – именно в НАШЕМ круге восприятия и проблем. Круг этот оказывается вовсе не «малым», не ограниченным – а достаточно обширным в особом пространстве своего воздействия на души людей. И одна из наиболее больных и опасных проблем на этой орбите – проблема международного терроризма, опасного не только в своей основной сути, но и пагубно влияющего на многие молодые души. Именно тем, что навсегда и без остатка убивает в них и доброту, и сострадание к ближнему, превращая человеческую особь в бездушного носителя смерти, разрушений и распада... Сравнительно недавно мне довелось участвовать в очередном заседании нового и весьма интересного клуба «Интеллектуал», который несколько месяцев тому назад был создан по инициативе нашего виднейшего журналиста и общественного деятеля Бориса Бабаева. Круг людей – и разных, и весьма индивидуальных в своем интеллектуальном восприятии жизненных явлений непосредственно и живо обсуждал многие насущные проблемы жизни и мира. И естественно, что одним из наиболее острых вопросов был связан с поистине глобальной проблемой международного терроризма. Каждый из своеобразных участников этой встречи высказал своё понимание этой драматичнейшей проблемы, обрисовал пути, по которым некоторые представители молодёжи стран, где основной религией является ислам – по вербовке активной агентуры становятся участниками террористических группировок. Тема эта во всей полноте ее сложности и многоступенности – была необыкновенно остра и актуальна. В тот вечер известный журналист-публицист Виктор Михайлов детально и подробно рассказал о постоянной и напряженной деятельности возглавляемого им ННО «Центр изучения региональных угроз». Со всей остротой необычайной серьезности проблемы вскрывались пути и механизмы вербовки молодежи для обучения и служения впоследствии в различных террористических организациях. Во всей полноте предстала проблема подлинного зомбирования сознания определенных кругов молодежи в целях превращения их в сознательных и послушных служителей различных «священных войн». Социальные, религиозные корни этой проблемы предстали во всей ясности, вся сложная сеть систем подготовки будущих террористов предстала во всей своей ужасающей осязаемости. и впечатлили глубиной и невероятной сложностью поставленных проблем. Но произнесём снова не формально, а сохранением главного смысла фразу «Будьте добры!». И рискнём посмотреть на эту сложнейшую сеть неотвеченных вопросов и нерешенных задач и с совершенно иной, быть может – несколько непривычной, но, безусловно, – основополагающей стороны. Ведь террорист начинается вовсе и отнюдь не с того момента, когда он берет в руки автомат или гранату и идет совершать убийства. Все эти истоки берут свои начала в самых ранних годах формирования юного человека.. Нет! – я далёк от неразумного стремления огульно и неразумно осудить большинство молодежи – как нашей, так и других стран. В их числе - множество интересных, одарённых, перспективных и, что важнее всего – истинно добрых ребят, которые уже сейчас увлечённо и с полной отдачей энергии души конструируют, изобретают, делают открытия в математике и физике, радуют талантливым творчеством на различных конкурсах, поражают новизной осмысления многих явлений. Речь сейчас о полярно другом! Но именно это «другое» нередко пагубно влияет и на раскрытие способностей, и на индивидуальность натуры. Имя этого «другого» - опустошение души, озлобление натуры... ...Вот, по сути, с чего многое в этом недобром процессе берёт начало. В силу привычного и типичного «синдрома постоянной занятости» родителей, они не имели достаточного времени общения со своим ребёнком. И не научили его с первых лет его жизни видеть в живом существе некое особенное и чудесное творение природы со своими устремлениями и внутреннимм миром. А сам он ввёл в привычность бездумно лицезреть просто некую особь, которую легко пнуть ногой, ударить, а нередко – просто так лишить жизни. Иными словами – не научили БЫТЬ ДОБРЫМ. Не улыбчиво-«добреньким», а мудрым, зорким, пытливым и настроенным на восприятие излучения душ своих ближних (как людей, так и – животных, ведь наш мир неразрывно связан и с ними!), а не только на замкнутость личных желаний и устремлений. Не научили пытаться понять и сложные, и простые проблемы родных и близких. А распознав их – со всем участием и устремлённостью пытаться помочь, изменить порой труднейшие ситуации и обстоятельства. И непременно суметь направить энергию своей души на помощь и поддержку любого существа в мире. И вот в пагубной и ложной гордыне своего ощущения «в центре» мироздания рождается очередной обделённый добротой маленький эгоист. Отнюдь не пугающий монстр, внешне – обыкновенный ребёнок. Но пребывает он или она в центре только своих желаний, которые всё более «раздуваются и пухнут» как надуваемый шар. Понятно, что уже не дано этой человеческой особи увидеть в сидящем на газоне котёнке или щенке самобытное и интересное создание... Создание со своей красотой и грацией, создание живое и хрупкое в своем противостоянии трудностям жизни, создание, которое может искренне полюбить и хранить верность, которое имеет свой мир, далеко не всегда понятный и разгаданный... Создание, которому свыше подарена Жизнь как великий, но и весьма ранимый дар свыше. И дар этот необычайно хрупок и подвержен встречам с разными опасностями. А эти опасности с убийственной примитивностью и бессмысленностью могут эту жизнь прервать... Душа такого ребёнка становится пустой – ведь доброта в нём – увы! – не поселилась. Именно из этой пустоты души рождается пошлое и опасное осознание своей «вседозволенности», которое и будет толкать юную человеческую особь вначале на малые, а потом и – на гигантские преступления. Потеря душой осознания добра и сострадания как высшей и благодатной формы взаимообщения со своими собратьями в мире приводит к ощущению своего несокрушимого и неуклонного кажущегося «главенства» надо всеми иными. Неумение почувствовать чужую боль и проблемы рождает черствость духа, а затем –и ожесточённую агрессию. И становится абсолютно всё равно, с кем «сводить счёты» - а механизм этот начинает всё более страшное и беспредельное своё движение... Есть и иные корни этого этапа опустошения – они ещё глубже и зловреднее. Ведь если в детстве ребёнку сказали уже недобрые и неразумные родители: «Эта кошка старая, она нам НЕ НУЖНА – давай ее выкинем или усыпим!», и если в его душу не вкралось сомнение о ДОПУСТИМОСТИ такого исхода в принципе – то чему же удивляться далее? В отношении к животным – также прослеживается досадная утрата не только человеческих, но и высших принципов. Нет – я абсолютно далёк от того, чтобы осуждать КАЖДОГО представителя молодежи за жестокость и равнодушие к животным. Ценю и уважаю многих молодых, кто истинно любит многочисленных наших кошачьих и собачьих «сограждан» и с удовольствием делает их любимыми членами своих семей и домашнего уюта. С удовлетворением наблюдаю и беззаветный труд множества молодых волонтеров по сохранению жизни и здоровья бездомным животным и устройству их для постоянного жительства в семьи, где им рады, и где они встретят и любовь, и поддержку. Но немало, к великой боли и сожалению, и иных примеров. Не так давно мы видели в сетях интернета, как попавшие в объектив видеосъемки подростки... вешают на дереве собаку (!!!) – просто так, без причин! Что это, как не представший во всей устрашающей неприглядности и пагубности подлинный апогей подобного беспредела и извращения духа? А если говорить об высших устоях истинной духовности – то как же пагубно и безвозвратно забывают многие наши сограждане и жители дальних краев о том, что сам великий Пророк Мухаммед, как известно, увидел во время молитвы, что на одной из пол его халата улёгся кот и спокойно задремал. И Пророк совершил нежданное. Он... ОТРЕЗАЛ ПОЛУ СВОЕГО ХАЛАТА, чтобы не тревожить сон животного! Как говорится – комментарии излишни... Чему удивляться, когда такой уже вполне духовно искалеченный подросток проявляет бессмысленное и беспощадное зверское насилие по отношению к однокласснику? Казаться «супером» ведь в сто раз проще, чем настроить душу на восприятие и понимание проблем ближнего. Насмотревшись в примитивных киносюжетах на кажущееся «всесилие» таких «одноклеточных», безчувственных и тупых «крутых», он начинает сводить жестокие и пустые счёты со своими сверстниками, нанося болезненные, а подчас и смертоносные удары направо и налево, по сути – не ведая, что творит. Исподволь и незаметно в душе происходит полное и необратимое отмирание и исчезновение таких определяющих основ, как СОСТРАДАНИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОДЕЙСТВИЕ людям, которые в этом нуждаются и которым вполне можно было бы помочь. Где же скрываются первоистоки этого? Они ведь– куда страшнее и серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. Когда-то . в детстве, придя к родителям со своими ещё детскими, но серьезными проблемами, он встретил равнодушное и недоброе «отстань, мне сейчас НЕ ДО ТЕБЯ!». А чуть позднее в другом случае, не сумев решить заданную на уроке задачу, услышал : «Ну да, ты – бездарь, у тебя никогда ничего не получится!» или – что еще хуже – встретился со злобным и слепым физическим наказанием, позднее от родительского бессилия вошедшим в систематичность. И.. как и следовало ожидать, - ответное озлобление и опустошение души в невероятной степени усилило свой поток. Далее вариантов этих искривлений – предостаточно. Вот один из вариантов – по глупости и неумению общаться, юный человек начинает оскорблять своих учителей и сверстников. А «мудрые» родители, тоже ни вникающие в глубину проблем – начинают яростно защищать... своего отпрыска, грозя и сверстникам, и учителю некими карами. Тем более, если эти родители по тем или иным обстоятельствам оказываются и материально высокообеспеченными, и имеющими «поддержки» на высоких уровнях. Именно так возникает новый уровень этой «пирамиды зла» – ощущение полной БЕЗНАКАЗАННОСТИ своих диких варварских выходок...
Продолжение следует Журнал «ЗВЕЗДА ВОСТОКА» №6 за 2021 год Андрей СЛОНИМ
|
|