Сегодня, когда в Ташкенте с большим аншлагом идут спектакли театра "Сатирикон", возглавляемого К. Райкиным, публикую фрагмент из моей книги, где вспоминаю о великом Аркадии Райкине и молодом тогда Константине...
"Борис Бабаев. Мой путь".
Как Аркадий Райкин и Владислав Стржельчик в 1983 году покорили ташкентскую сцену, а наш коллега Рахимжан Султанов уговорил Райкина заговорить по-узбекски…
Два великих мастера сцены были тогда на самом пике своей артистической славы. В дни, когда торжественно отмечалось 2000-летие Ташкента, пригласить их на юбилейные концерты, проходившие в громадном зале Дворца Дружбы народов, казалось бы, дело невозможное. Но в ту пору «Узбекконцерт» возглавлял удивительный человек, великолепный организатор концертной жизни Ташкента Амо Рубенович Назаров, и он это смог сделать. Кстати, уже будучи на пенсии, однажды встретив меня возле радиокомитета, он сетовал, что вот, мол, Андриано Челентано в Москве гастролировал, а в Ташкенте – нет. При нем такого бы не было…
А теперь о самом главном – о приезде на гастроли в Ташкент в те незабываемые дни Аркадия Райкина и Владислава Стржельчика. В городе об этом говорили везде и всюду, ташкентцы доставали билеты, как могли, и шли на эти концерты. Мне повезло, я наблюдал за этим праздником искусства не из зала, а со сцены. И видел, как артистам все это давалось нелегко. В день они давали аж целых три концерта. А ведь оба были уже в довольно хорошем возрасте…
Чувствовалось, что «Узбекконцерт» их уговорил на такую напряженную программу. В первом отделении блистал своим мастерством и талантом Владислав Стржельчик, ведущий актер прославленного ленинградского БДТ и популярный киноактер. Роли, сыгранные им в театре, в фильмах «Адъютант его превосходительства», «Майор Вихрь», «Ханума», «Война и мир», «Блокада» и других картинах, были вершинами мастерства. Выступление Стржельчика производило большое впечатление, и его встречали и провожали аплодисментами.
Но особенно впечатляющим было второе отделение, когда на сцене появлялся великий Райкин. Что тут творилось! Это трудно передать словами. В зале все время звучали аплодисменты, зрители восторженно встречали каждую миниатюру. После каждого номера хохот стоял неимоверный. Ташкентцы благодарили всенародно любимого артиста за огромный талант, за умение преподнести миниатюру так, как никто другой.
Но зрители при этом не знали того, что видел из глубины сцены я. К публике Райкин выходил со своей неповторимой улыбкой, стройный, седой, в отличном костюме, уходя же со сцены, мгновенно превращался в старого, немощного человека, поддерживаемого ассистентами, он буквально падал на расстеленный там матрас и мгновенно засыпал до следующего выступления. Так было весь вечер, и где-то было боязно за артиста, который работал с таким перенапряжением.
Отличной наградой за терпение и долгое ожидание было замечательное интервью Аркадия Исаковича для нашего радио, где я тогда работал. Он говорил о радости встречи с ташкентской публикой, о том, как ему нравится наш город, о хорошем будущем нашего Ташкента, отмечавшего в те дни свой большой юбилей. Его выступления в те дни стали отличным подарком для горожан.
Надо сказать, что Ташкент был по-своему дорог Райкину. Отсюда во время войны, в составе фронтовых артистических бригад, он не раз выезжал, чтобы выступить с концертами для солдат и офицеров, которые вели кровопролитную борьбу с фашистами.
И еще один довольно важный эпизод, связанный с Аркадием Исаковичем и Узбекистаном, уже много позже, когда Театр Райкина приехал на гастроли из тогдашнего Ленинграда в Москву. Творческий коллектив представил москвичам свой отличный, получивший широкую известность спектакль «Его величество театр!». Мы тогда попросили нашего московского корреспондента узбекского радио Рахимжана Султанова взять для очень популярной в ту пору юмористической программы «Табассум» интервью у Райкина и прислать фрагмент спектакля. Рахимжан отлично справился с тем заданием, записал с Аркадием Исаковичем интереснейшую беседу, организовал запись всего спектакля, что было по тем временам совершенно невозможно.
Но особый сюрприз нас ждал в самом конце пленки. Райкину Султанов предложил сказать по-узбекски «смейтесь друзья, это продлит вашу жизнь». Великий артист ахнул, услышав такую неожиданную просьбу. И сказал Рахимжану Ахмедовичу так: «Товарищ корреспондент, может быть, мне встать перед вами на колени тоже?»
Коллега наш не растерялся и мгновенно ответил, что, если для радио это понадобится, вопрос не подлежит обсуждению.
И Райкин прорепетировал нужную фразу несколько раз, и сказал на узбекском языке то, что надо для нашей передачи! И это все было четко зафиксировано на той пленке.
Просматривая в интернете материалы для этого рассказа, я увидел снимок – неизвестный фотограф снял в Ташкенте Аркадия Райкина с нашей великой Тамарой Ханум.
И тут же вспомнилось, что тогда они были объединены родственными связями. Дело в том, что совсем в другие годы, в бывшем концерном зале имени Свердлова, выступал совсем молодой в ту пору сын великого артиста – Константин Райкин. В то время он был женат на Алагез Салаховой – внучке Тамары Ханум и дочери известного азербайджанского художника Таира Салахова. Такая вот преемственность поколений…
Борис Бабаев