Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.12.2023 / 11:13:27
"Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса"… 220-летний юбилей Фёдора Тютчева отметили в ЛТО "Данко"Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; Блещут хрустали... А.Фет То, что шаги скрипели по свежему снежку – это точно. На улице – 11 градусов ниже нуля, а мы спешили в музей-квартиру Сулеймана Юдакова на очередную встречу. Да, можно было перенести её на другой день, но не в этот раз. Мы торопились встретиться с нашим другом Армануш Гегамовной Маркарян – поэтом, публицистом, художником. Она с 1998 года постоянный и теперь уже почётный член ЛТО «Данко». С 2013-го по 2020-й год –бессменный руководитель нашего литературного объединения. Редактор четырёх поэтических сборников стихов ташкентских поэтов: «Созвучие» (2014), «Струны души» (2017), «Двадцать вёсен» (2020), индивидуального сборника ташкентского поэта С. В. Колмакова «Россыпь жемчужин» (2015). Её стихи и статьи публиковались в газетах «Вечерний Ташкент», «Зеркало», «Молодёжь Узбекистана», «Берлик», «Гармония», на сайте «Культура Узбекистана». Многие годы жизнь Армануш Маркарян была наполнена участием в международных выставках, концертах, различных проектах, благотворительных акциях. Принимала участие и в марафонах по бегу, ходьбе! Умело организовывала культурно-массовые мероприятия, в том числе индивидуальные шоу-программы с выставками авторских картин серии «Энерджи арт». Лауреат международного конкурса бардовской песни и поэзии в г. Ходжикенте (2015). Беседа о житье-бытье А. Маркарян вдалеке от нас на новом месте была увлекательной. Казалось, не было этих лет разлуки, всё, как и прежде: уютная комната музея, дорогие друзья, негромкий разговор. Вдалеке от любимого Ташкента и появилось на свет у Армануш Гегамовны стихотворение «Мы любим наши города»: Мы любим наши города, жизнь речкой в них текла, Лучи струились из окна – в них комната светла. Ценили в нём мы каждый двор: нам дорог и знаком, И в переулке друга дом и сад, что за углом.
Мы любим наши города с их утренней зарёй, Когда встаёшь ты по утрам с её ночной мечтой, Когда полночная луна, свет звёздный в сентябре, И мать кричит: «Все по домам, конец вашей игре!»
В которых детская пора и яблоня в цвету, И не хватало ночи, дня нам на игру в лапту. А там и юность косы вьёт и первые цветы, Что дарит тот, кто стал высок, но он с тобой на «ты».
И цвет сирени под окном, у мыслей с сердцем спор, И вспоминаешь школьный бал и первый школьный сбор. И всё проходит, но всегда есть в памяти года, Хранимые века: мы любим наши города!
Второе её стихотворение написано на слова Ф. И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса»… … Идёт всё в жизни чинно, мирно, На сердце круглый год весна, И сад благоухает дивно, Румянец не сошёл с лица… Вот и открыли мы страницу календаря, посвящённую творчеству Фёдора Ивановича Тютчева – знаменитого русского поэта, дипломата и публициста, автора более 400 стихотворений. 5 декабря ему исполнилось 220 лет со дня рождения. Его родители Иван Николаевич и Екатерина Львовнастарались дать детям хорошее образование. Фёдору Ивановичу повезло с наставниками и учителями: Н. А. Хлоповым и С. Е. Раичем – поэтом и переводчиком, знатоком древнегреческого, латыни, итальянского языка. Годы усердного обучения не прошли даром, и в 14 лет юного Тютчева принимают в Общество любителей российской словесности. Вот, что пишет о Тютчеве Иван Сергеевич Аксаков: «…учение не было для него трудом, а как бы удовлетворением естественной потребности знания. В этом отношении баловницей Тютчева являлась сама его талантливость». В 1821 году, раньше положенного срока, он окончил Московский университет. И вот уже в 1822 году он зачислен в коллегию иностранных дел. Стремительный карьерный рост до должности внештатного атташе русской дипломатической миссии в Баварии. Однако же Фёдор Иванович продолжает писать стихи, публикацией которых занимался российский журнал «Галатея» и альманах «Северная лира». А в 1854 году поэт опубликовал свой первый сборник стихов. В эту книгу вошли произведения разных периодов. Стихотворения Фёдора Тютчева стали классикой отечественной литературы. О его лирике литературовед, культуролог Юрий Михайлович Лотман писал: «Семантика поэзии Тютчева отличается большой сложностью. Если привычная картина в истории литературы состоит в том, что отдельные поэты и целые литературные направления переходят от одного типа смыслообразования к другому как от этапа к этапу, то для Тютчева характерно, часто в пределах одного стихотворения, совмещение самых различных и исторически несовместимых семантических систем. Одни слова у него несут барочно-аллегорическую семантику, другие связаны с романтической символикой, третьи активизируют мифологический пласт значений, оживляющий черты глубокой древности, четвертые с исключительной точностью и простотой обозначают вещный мир в его предметной конкретности». Он условно делит творческую биографию Тютчева на три периода. Согласно его исследованиям, до середины 1820 года юношеские стихи поэта были во многом подражательными и близкими по стилю к поэзии XVIII века. С середины 1820 по 1840 год Тютчев пишет оригинальные произведения, в которых чувствуется сплав русской оды, европейского романтизма и пантеизма. После наступает десятилетний перерыв (1840 – 1850). В последнем периоде, с 1850 по 1970 год, поэт создаст свой пронзительный «Денисьевский цикл». В стихотворении «15 июля 1865 года» поэт пишет: Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
Но не только любовная лирика отобразилась в стихах Тютчева, было написано множество политических стихотворений, кратких, ёмких, точных и необычайно талантливых. Кто не знает знаменитых строчек, написанных в 1866 году: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Афанасий Афанасьевич Фет, день рождения которого тоже 5 декабря, писал о своих ощущениях после прочтения стихов Тютчева: «Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в тёмном переходе Колизея и смотрел на звёздное небо. Крупные звёзды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине ещё тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева». Фаузи Мухамеджанов продолжил тему чтением стихов «Есть в осени первоначальной…», «Люблю глаза твои, мой друг»: Люблю глаза твои, мой друг, Но есть сильней очарованья: Он закрыл этот листок календаря памятных дат, исполнив романс Тютчева «Я встретил вас…» и рассказав историю написания этого стихотворения, музыку к которому написал Леонид Дмитриевич Малашкин. Данковцы дружно подпевали ему. Валентина Показанец прочитала стихи А. А. Фета «Соловей и роза» и собственного сочинения «Когда разверзлась земля». Сергей Мартыненко – свои стихи «Пришла любовь из темноты», «Богатый». Лариса Мартыненко подарила всем улыбку стихами А. Курышева «Ворона», «Кот». Поэт, писатель, публицист, член СЖ Узбекистана Гуарик Багдасарова прочитала два стихотворения из своего авторского сборника «Левитация» (Т., 2015) на зимнюю тему: А я, быть может, первый снег? Ты – дождь осенний, поздний? Я из того дождя произошла, Чтобы растаять и уйти в тебя. То дождь, то снег перемежают воздух И танец вьют двух душ – слепой и розный. А завтра ранний луч смахнёт с лица земли Следы родства, случайного соитья. В обличье новом явится весна Без памяти о прародителях. Вопреки зиме Я вся сиянье дня, похмелье лета. Оно меня от утра отделило И вечера, замедлившего ход. Какой сегодня ясный небосвод!
Я в двух мирах живу отныне. Реальность подавляет грёзы, То уступает шаловливой Музе И заполняет мир дыханием весны.
Мечтами дурью голову кружу. Лазурным небом стойко дорожу. В распаде зимнем верно лета жду И в предвкушении весны… дышу. Со стихотворением «Вопреки зиме» у Гуарик Багдасаровой связаны тёплые воспоминания о заслуженном журналисте Узбекистана, члене СП Узбекистана Мукарраме Мурадовой (1949–2005), написавшей вступительное слово к её первому поэтическому сборнику «Близкое эхо», вышедшему в Ташкенте в 2003 году. Своё предисловие М. Мурадова назвала строчкой стихотворения «Я вся сиянье дня» и сравнила поэтический дар Г. Багдасаровой со стихами армянской поэтессы ХХ века Сильвы Капутикян (1919–2006) и великой узбекской поэтессы восточного Ренессанса Зебуннисо (1639–1706). В знак благодарности Гуарик Багдасарова посвятила М. Мурадовой стихотворение, где есть такие адресные слова: «Живём, на разных языках творим, / Но сердцем вы понять меня могли. / Так понимал Есенин Саади / и Гёте плакал над стихом Хафиза…». Это посвящение вошло в первый сборник «Близкое эхо». Автор свою книгу с благоговением подарила талантливой женщине Востока, пробившей зелёный свет для Гуарик Багдасаровой в большую литературу и издательский мир безо всяких личных просьб и чьих-либо рекомендаций – по зову души, ведь «Поэты — все единой крови» (С. Есенин). Завершил стихотворный круг Георгий Близняков, прочитав из четвёртого номера журнала «Звезда Востока» стихи Рано Юсуповой «Как перед снегом тишина…», «Опять зима». У нас давно появилась хорошая традиция на встречах данковцев читать вслух стихи современников, публикующихся в этом журнале. На этом закончилась наша очередная встреча. В тот день была погода почти как в моём стихотворении «Белая тишина»: …Стужа крепче обнимает, Тихо льдинками звенит. По полям Зима шагает, Сон морозный ворожит... Но хочется добавить: но лишь до времени, до солнца…
Руководитель ЛТО «Данко» при РКЦ Узбекистана Татьяна Грушина Фотографии автора
|
|