Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.12.2023 / 18:33:34
ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК Александр СвистуновОбещала написать Александру о своих впечатлениях, о его сборнике «Воздушный замок». Давненько я не читала фантастику. В детстве увлекалась Ефремовым, братьями Стругацкими, позже Желязны, Бредбери и др. А потом, как отсекло. Поэтому, наверное, погружение в “the world of fantasy and strange characters” Свистунова было сложным. Каждый рассказ — это история больше, чем можно схватить при первом впечатлении. В отдельных — несколько параллельных и реверсивных сюжетов, и столько слоев, столько разных подтекстов, до которых, пытаясь понять, непросто добраться... Вспомнились фантастические мини-рассказы, которые публиковались в «Техника-молодежи» и которыми очень увлекалась в школьные годы. Папа ежегодно выписывал этот журнал. Более всего задел за живое небольшой рассказ «Обманка», перечитала дважды. Верила, что Игорь, охотник за мерцающими следами на Ириде, останется жив. Но…«он представил себе муху, которая безмозгло дергается, зажатая между двумя стеклами. Расстояние сокращалось слишком медленно. Игорь вдруг с удивлением осознал, что сердце его остановилось. С сухим треском лопнул комбинезон. Воздуха не стало. Игорь стремительно заскользил навстречу ласковому теплу и мягкому сумраку. Все, не успею, мелькнула короткая мысль... Вакуум-костюм висел унылыми клочьями на затихшем человеке. Сквозь неровные дыры была видна его жирная серая кожа. Он так и застыл, подтянув к себе левую ногу и выбросив вперед, по направлению к недостижимому следу, правую руку». Это про всех нас. Верящих и ищущих свои «мерцающие следы», вопреки подлючей опасности «радужных пятен», всегда в самый неподходящий момент возникающих на жизненном пути. Опасные «пятна Гардинга». И у нас так же, как у героя, ограничен запас обманок капитана Эдварда, тех самых, которые становятся частью тебя после того, как не раз тюкнет неудача и поражение. «А серебристый след, словно в раздумье, неуверенно помигал и вскоре потух, без пользы оборвав черную дорожку.» Вот и в жизни серебристые следы порою обманчиво мигают, ты встрепенешься и рванешь за ними, а они гнусно издеваючись, затухают. Но пока мы живы, жив и теплящийся в нас огонек веры и надежды, а потому вопреки горькому опыту, лишь на горизонте замаячит заманчивый серебристый след, снова забыв о прошлых ошибках, следуем за ним. …До последнего верила, впрочем, и верю, что искатели все-таки успели. В последний момент, когда уже всё… А какая восхитительная легенда о Великане из цивилизации звездных великанов, влюбившемся в прекрасную инопланетянку из шарового скопления “Неземных красавиц!” c печальным, до боли, концом. Эти двое и стали причиной появления на Ириде «радужных пятен», чертовых пальцев», снежных затмений» и «мерцающих следов». Ой, почитайте! Не пожалеете. Готовый сценарий для захватывающего фильма. Как и рассказ «Воздушный замок», из которого можно было бы создать психологический триллер, с неожиданным концом. Вспомнился почему-то «Остров проклятых» Скорсезе с Дикаприо в главной роли. Алогичная ассоциация, рассказ и фильм абсолютно из разных миров. Может быть лишь неожиданной концовкой. Интересны женские образы в рассказах Свистунова. Сильные, наделенные особым даром, очаровывающие своих возлюбленных, способные на сильные чувства. Вспомнились слова Анастасии Вертинской о то, что ведьма – это перманентное состояние души каждой женщины. Вот и Марта из «Воздушного замка» – классическая ведьма, которая «шепотом, с отключенным чип-телепатом, чтобы Олег и мыслей ее не услышал, проговорила, – наивный юноша, Какой там код Марса? Его придумал американец и очень мне помог. Хотя, наверное, есть что-то такое волшебное, здесь. Просыпаются и усиливаются земные таланты. Во мне же проснулись способности мой пра, пра, пра, бабушки, очень сильной ведьмы. Мадам Ленорман ее звали». «– Стоп! – вдруг оборвала себя Марта вслух. А если на Земле все наши способности пропадут, и я не смогу строить воздушные замки? Ну, нет! Никогда ему не признаюсь, что я не марсианка. Что ж я, не смогу изображать из себя инопланетянку? Он не должен догадаться, что я обычная земная ведьма. Для него я – Аэлита». Не лишена ведьминских начал и Алена из «Гостей». В такую, влюбившись, не сможешь забыть никогда, как обуянный «мутью белой» Зайцев: «Кто у меня в этом мире? Алена? Лена? Магдалена? Эх, скучаю я по моей доброй, ласковой Алене, которая из первого мира. Она у меня самая любимая. Но здесь я отправлюсь к Магдалене. Что ж, любовью и терпением сделаю из нее мою Алену. А если здесь Элеонора? Я же опять в туман проваливался. Ну что ж, любовью и терпением сделаю из Элеоноры мою Алену». Честно, этот рассказ мне показался несколько сумбурным, может, надо было перечитать, но сил и времени на это не хватило). Практически все герои рассказов Свистунова однолюбы, несмотря на их нехилый реестр покоренных дам. Вот и Боб из «Кляксы»: «Теперь Ева Гринберг – моя жена?! Конечно, она и ростом повыше, чем Мари, и грудь у нее на размерчик больше. На лицо красивая. Но Мари роднее была. Именно была... Где она? Ева как жена тоже хороша, надеюсь. А если Мари вернется, что я тогда делать буду? Но она не вернется, или вернется когда я уже…». Кстати, и из сюжета этой истории тоже можно было бы соорудить классный экшн-фильмец. Рекомендую, почитайте! А события в сюрреальном городке Алатаньга чем-то напоминают события в нашем родном городе, над которым тоже, словно повисла клякса, отсюда и вырубка деревьев, сносы домов и изгнание с насиженных мест их жильцов и т.п. «Клякса» виновата… Ой, из сонма коварных по-женски, и очаровательных дам, забыла упомянуть Юлю из «Кукольного театра», устроившую фантасмагорическую феерию из хроник разных эпох своему неверному супругу: «Милая у нас семейка. Я – ведьма, – Юля вплотную подошла к мужу, заглянула ему в лицо голодным взглядом, а капелька крови на прокушенной губе сделала ее похожей на вампиршу, – и муж – великий инквизитор. Сожжешь меня на костре?!». …А начать читать сборник следует (как рекомендовал мне автор) с «Полтергейста», доброй иронии. Как раз в волшебное предновогодье. А потом «Чудо по-русски», насыщенный событиями. Динамичный сюжет с неожиданными поворотами, перемещающийся между различными яркими локациями. Комедия лёгкого содержания с внешними комическими приёмами, а за ними… И именами героев под стать. Параллели из прошлого. _____ Александр, это лишь сумбурный поток сознания после прочитанного. Может потом более обстоятельно. Может быть. Об остальных рассказах при встрече. Некоторые не поняла, возможно, не доросла. Показалось, как одному из Ваших героев: «И там ничего хорошего. Все ужасно. Огонь, дым, дикие крики, безумная толпа, лошади мечутся в пожаре, ржут испуганно. Император Нерон, рыдая, взывает к своему рабу, «Убей меня, мой добрый друг». Там горит Рим, на кухне котлеты»…
Гульнора Абдуназарова-Сейтмаганбетова
|
|