Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.01.2024 / 11:43:14
Старые темы в новом году. Дом-музей Сулеймана Юдакова. Семинар "Литэффект" при Союзе писателей Узбекистана в январе 2024 года собрался уже после всех сказочных праздников.Но нас-то, конечно, интересует, не вопрос о существовании Деда Мороза на самом деле и не обрядовость крещенских гаданий, а литературная традиция описания рождественских чудес, разнообразие портретов Мороза. Семинаристы попробовали изложить и свои версии новогодних сюрпризов. Дедушка Мороз у Муниры Бабаяровой получился лукавым, готовым участвовать в человеческих розыгрышах, но в тоже время умеющим посочувствовать (рассказ «Дед Мороз есть»). А традиционное заглядывание в окна в рождественскую ночь у Галины Ширяевой вылилось во встречу героя с близким человеком, ушедшим из жизни (рассказ «Рождественское чудо»). Будет ли этот сюжет и дальше разрабатываться в литературе, если искусственный интеллект уже сейчас подбрасывает нам фантастические возможности по воспроизводству не только речи, но и облика человека? Небольшое эссе «Воспоминание из детства» Шаиры Башировой дало повод поговорить о ценности мемуарной литературы. Зачем фантазии и искусственное закручивание сюжетов, если реальность преподносит нам такое многообразие фактов, что не только осмыслить, но и описать их уже большая и необходимая работа. Потомкам должны остаться не только наши сказки, но и наше видение действительности. Ташкентский поэт, член Союза российских писателей и Союза писателей Санкт-Петербурга Алексей Кирдянов вряд ли ожидал, что предложенный им на обсуждение цикл стихов «Лирико-философские размышления» вызовет столь бурный поток мнений. Январь за окном разрешает нам и пошутить. Потому предположим, что носовский Незнайка срифмовал бы «поэт» и «котлет», а Знайка возразил бы: «Нашел бы поэт/ На всё в мире ответ». Но, увы, на «всё в мире» ответы не находятся. Не все смыслы, заложенные автором, считываются читателем, и, как правило, еще и интерпретируются по-разному. Вот и выпускай после этого свое творение «в люди» – что читатель обнаружит в обнаженной искренности автора даже Создателю вряд ли известно! Так и закруглилась наша тема рождественских чудес на том, что творчество – всегда СОтворчество. А нам, авторам, можно лишь скромно надеяться, что оно произойдет… Впрочем, еще можно твердо верить: это чудо – взаимопонимание писателя и читателя – неизбежно…
Ангелина ОДНОЛЬКО
|
|