Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.06.2018 / 17:35:13
Сокровища Нукуса в Музее искусств имени И.В. Савицкого — жемчужине Приаралья (продолжение)В Нукусе я была приятно удивлена встречей с бывшим бессменным директором Государственного музея искусств имени И.В. Савицкого Мариникой Маратовной Бабаназаровой. В стенах родного музея она после своего вынужденного ухода на пенсию в 2015 году вела плановую экскурсию. Мы обнялись, поприветствовали друг друга и многозначительно обменялись понимающими взглядами: я выполнила своё обещание и наконец-то добралась до жемчужины в Приаралье. Несколько человек из нашей туристической группы подошли к бывшей директрисе музея и поблагодарили её за многолетнее служение официально непризнанному авангардному искусству ХХ века, которое, наконец, заняло достойное место в истории человеческого духа, человеческого гения. «Лувр в песках», «Жемчужина Приаралья», «Сокровища Нукуса» — как только ни называют в наши дни этот музей в народе? О Нукусском музее искусств сегодня знает весь мир, благодаря вниманию к нему ведущих СМИ европейских стран, США, Японии, Австралии, а также выставкам его произведений в Германии (1995 г.), Франции (1998 г.), Италии (2001 г.), США (2003 г.) и в России (Москва, 2017). Сегодня усиливается интерес к музейным собраниям: в день нашего посещения музея здесь было много школьников и иностранных туристов. Музей стал местом паломничества для специалистов и просто людей, интересующихся культурой и историей Средней Азии. Экспозиция музея развернулась в старом и новом зданиях. На сегодняшний день музей искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого является наиболее посещаемым объектом туризма в республике. Ежегодно музей, по словам нашего молодого экскурсовода, заведующей отделом экспозиции, Айсултан Курбановой, посещают около 70 000 человек, из которых более 3000 являются иностранцами, причём главной целью их визита является именно музей. Коллекцию музея признают второй в мире по значимости и объёму среди коллекций произведений русского авангарда, а также лучшей художественной коллекцией в азиатском регионе. Современная коллекция музея содержит более 90 000 различных экспонатов. Среди них произведения русского авангарда, картины узбекистанских художников, а также предметы народно-прикладного искусства Каракалпакстана и искусства Древнего Хорезма. В коллекции есть несколько копий экспонатов Лувра. Наша группа, помимо постоянной экспозиции, могла ознакомиться на первом этаже в старом главном здании с выставкой произведений современных узбекских художников «Три грани творчества» в рамках «Фестиваля изобразительного искусства Узбекистана»: А.Л. Тюрина, А.В. Бабаева и В.И. Енина. На выставке царила необыкновенная атмосфера: мы словно заново встретились с нашими любимыми художниками вдали от дома. Открытая 19 апреля 2018 года, выставка вызывает большой интерес у жителей и гостей Нукуса и продлится до 19 июня 2018 г. Многие туристы из нашей группы посетили в здании музея салон-магазин, где в широком ассортименте представлена сувенирная продукция местных мастеров. В ходе экскурсии мы узнали новые подробности биографии Игоря Витальевича Савицкого. Художник родился в Киеве четвёртого августа 1915 года в семье юриста. В 1941 году он поступил на учёбу в Суриковский институт. Учился у Фалька, Истомина, Ульянова, Крамаренко. Игорь Савицкий был не просто тонким ценителем и собирателем живописи, но и хорошим авангардистом, учившимся у Роберта Фалька (самое полное собрание которого, разумеется, тоже находится в Нукусе). Собственные работы Савицкого сейчас выставлены в одном из залов музея. Как у многих других художников, переехавших в Узбекскую ССР, его стиль и краски со временем меняются, становятся ярче и насыщеннее, на них появляется бездонное синее небо, которое редко можно было увидеть в Ленинграде и в Москве. Во время войны Московский художественный институт имени В.Сурикова, где учился Игорь Савицкий, со студентами был эвакуирован в Самарканд, а в 1944 году вернулся в Москву. Но уже в 1950 году в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Академии Наук СССР Савицкий оказался в Каракалпакии. Работал здесь шесть сезонов подряд. Деятельность экспедиции по изучению культуры малого народа каракалпаков настолько захватила этого человека, что он переезжает в Каракалпакию навсегда. В 1966 году Игорь Савицкий убедил власти города в необходимости создания музея. И в этом же году власти города выделили здание для музея. Савицкий был назначен его директором. Савицкий за свой счет провёл ремонт здания, отведённого под музей, и начал формировать коллекцию путём покупки произведений разных жанров непризнанных и малоизвестных художников. Одними из первых авторов, чьи произведения попали в музей, были: А. Исупов, Л. Крамаренко, Н. Ульянов, Р. Фальк, М. Волошин, Р. Мазель, А. Волков, М. Курзин, Н. Карахан, У. Тансыкбаев, В. Уфимцев и другие, ныне известные мастера живописи во всём мире. Всего за несколько лет Савицкому удалось собрать в музее одну из наиболее полных коллекций изобразительного искусства русского и туркестанского авангарда, одну из наиболее значимых коллекций декоративно-прикладного искусства Каракалпакии и уникальную коллекцию археологических экспонатов Древнего Хорезма. В сентябре 2003 года музей переехал в новое трехэтажное здание, оборудованное международными организациями, в соответствии с современными требованиями хранения и экспонирования музейных предметов. Внутри музея красочная фотопанорама напоминает об этом знаменательном событии: 12 сентября 2003 года состоялась церемония открытия нового здания музея И.А. Каримовым. Первый президент РУ высоко оценил деятельность И.В. Савицкого, его вклад в развитие культуры всей страны и похвалил работу музейных сотрудников. Среди них — Мариника Бабаназарова — директор Государственного музея искусств Каракалпакской АССР имени И. В. Савицкого. На фото рядом с первым президентом РУ Исламом Каримовым в открытой экспозиции музея она выглядит строгой, а в жизни это очень милая очаровательная женщина, всей душой болеющая за сохранение этого удивительного "музея в пустыне", который, несомненно, является одним из чудес Света. В декабре 2010 года в Государственном музее Востока прошла презентация документального фильма «Жемчужина Узбекистана», посвященного И. В. Савицкому и Государственному музею искусств, названному в его честь. Летом 2015 года назначен новый директор Государственного музея искусств Каракалпакстана имени И.В.Савицкого. Этот пост занял Максет Карлыбаев — бывший директор Научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук. Сегодня, по словам заведующей отделом экспозиции Айсултан Курбановой, Государственный музей искусств республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого продолжает лучшие традиции, заложенные его основателем. Сама смерть Савицкого 27 июля 1984 года после продолжительной болезни в больнице в Москве, сжёгшего легкие формалином, в котором он кипятил древнюю бронзу, лучше всего говорит о его подвижнической жизни. Рискуя быть причисленным к разряду «врагов народа», Савицкий собирал запрещенные произведения мастеров, названных позже авангардистами. Так он начал исследовать «туркестанский авангард», вновь открыв группу «Мастера нового Востока». Основанная в Узбекистане сибиряками Вадимом Гуляевым и Михаилом Курзиным, группа соединила художников, чьи работы впоследствии стали главными в коллекции Савицкого (Валентина Маркова, Александр Волков, Александр Николаев (Усто Мумин), Виктор Уфимцев и др.). Необычное скрещение двух традиций очевидно опрокидывало сталинскую конструкцию «народности», а факт существования независимой узбекской модернистской школы составлял альтернативу социалистическому реализму. Это был осознанный выбор коренного русского интеллигента-подвижника: активного взаимного сотрудничества с местной интеллигенцией, который позволил ему работать в том масштабе, к которому он стремился. В результате коллекцию музея пополнили 50.000 единиц произведений авангардного и поставангардного периода советского изобразительного искусства. Здесь в далёком от официальных центров Нукусе можно было увидеть то, что подвергалось гонениям в СССР в течение многих лет. В 1975 году Савицкому было предложено отобрать для его музея часть коллекции произведений искусства, переданные в дар Министерству культуры СССР вдовой Фернана Леже Надеждой Леже. Коллекция музея дополнилась десятками великолепных копий экспонатов Лувра. В 2002 г. указом президента Республики Узбекистан И. А. Каримова И. В. Савицкий был посмертно награждён орденом «За великие заслуги». Наследие И. Савицкого составляют 7.452 произведения живописи; 25.223 графики; 1.322 скульптуры; 7.562 произведения народно-прикладного искусства; 1.902 монеты; 8.618 находок археологических исследований. Его остро интересовали все проявления модернистской живописной мысли, и ему удалось разыскать и спасти от уничтожения подлинно знаковые полотна 1930–1940-х годов. Открытие выставки «Сокровища Нукуса» в ГМИИ имени А. Пушкина в Москве в апреле 2017 года прошло в первый день российско-узбекистанских переговоров, его посетили президенты обеих стран — Шавкат Мирзиёев и Владимир Путин. Ей предшествовала «последняя» московская выставка: она прошла в 1988 году в Музее Востока и называлась «Забытые полотна». Но модернизм 1930-х не был «забыт» советской властью, он подлежал разоблачению и физическому уничтожению. Позади остались десятилетия догадок и споров о судьбе коллекции, тревожные слухи вокруг недавней отставки директора, бессменной Мариники Бабаназаровой. Ситуация переломилась, но медиа- и художественная общественность как будто все ещё не находят нужных слов, чтобы сказать о культурном значении этого перелома. Во время работы выставки «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (апрель-май 2017 г.) историк искусства, один из создателей «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов в беседе с искусствоведом Екатериной Алленовой дал следующую оценку экспозиции выставки: «…Но всё это можно назвать «школами» только условно. Точно так же и этот «туркестанский авангард». Конечно, это, в общем, модернизм. А назвали его авангардом, потому что у нас применительно к искусству советского периода термин «модернизм», вообще, не употребляется, и мы как бы с ним не знакомы. А авангард — это понятно: всё, что не реализм, не соцреализм — это уже почти авангард. Примитивизм, экспрессионизм, даже сюрреализм иногда, назовите, как хотите — тут всё это намешано, и поэтому назвать это можно как угодно. …Вообще, научная и исследовательская работа над этим собранием еще только предстоит. Но хорошо, что эту выставку привезли, так как все, кто знаком с этой коллекцией, волновались за судьбу музея в Нукусе вообще. Мы же не знали, что там осталось, что могло пропасть... Ну вот, слава богу, «Бык» на месте». Гуарик Багдасарова, искусствовед Ташкент- Нукус-Ташкент
|
|