Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
23.07.2018 / 22:07:21

В продолжение темы. Борис Грабовский. Шаг в будущее. Место рождения телевидения – Ташкент!


Имя Бориса Павловича Грабовского, к сожалению, теперь известно далеко не всем. Но оно тесно связано с событием мирового масштаба в истории науки – открытием телевидения. Да и человек это был интересной судьбы, большого творческого мышления...

Открытие Б. П. Грабовского, сделанное в стенах тогдашнего Среднеазиатского Государственного Университета (САГУ, ныне Национальный Университет Узбекистана им. М.Улугбека), имело трудную судьбу - в годы господства командно-административной, постепенно формировавшейся тоталитарной системы, когда нередко невероятно трудно было пробиться свежей, творческой мысли, блестящему открытию. Сегодня для науки, для духовности и просветительства, для воспитания молодого поколения важно очень создание научной, объективной, подлинной истории. Большое внимание уделяется несправедливо забытым именам нашей истории, науки и культуры. И в ней свое место должны найти и оставившие добрую, светлую память имена Б. П. Грабовского, Т. А. Саидходжаева, С. И. Поваренных и других.26 июля и 4 августа 1928 года в Ташкенте – даты событий, в известном смысле положивших начало целой эре в истории человечества - эры телевидения.

Группе изобретателей во главе с Борисом Павловичем Грабовским впервые удалось передать и получить на экране «телефота» изображение (греч. теле – далеко, фото - свет) движущегося трамвая – ташкентского трамвая! О Борисе Грабовском с полным основанием можно сказать, что он был из тех людей, про которых говорят -он опередил своё время… Попытавшись приблизить будущее и оказавшись во многом непонятым, и сам Б. П. Грабовский, и его идеи, талант, творческая и жизненная энергия остались не до конца реализованными и востребованными обществом. Но это был шаг -в будущее!

Однако приоритет первых разработок и практического создания электронной телепередачи принадлежит Центральной Азии…. Вдвойне приятно для работников Национального Университета Узбекистана помнить, что Борис Грабовский был лаборантом тогдашнего САГУ, где он получил первые навыки экспериментальных исследований. Именно здесь он работал тогда, когда им была создана и проверена на практике первая в мире реально работающая система электронного телевидения. Хочется выделить главное! Работу над системой электронного телевидения осложняло многолетнее господство в истории создания телевидения оптико-механической системы. Сам первый проект передачи заранее подготовленных изображений по проводам еще в 1843 г. предложил английский механик А.Бен. Несколько позже были созданы аппараты для передачи неподвижных изображений по проводам итальянца аббата Д. Казелли.

Уже во второй половине XIX века идеи телевизионной передачи изображения на расстояние (без проводов, в т.ч. движущихся изображений) выдвинули португальский ученый А. де Пайва профессор университета в Порту, работавший одно время во Франции, и русский биолог П. И. Бахметьев, бывший позднее профессором Софийского университета; но создать такие системы на практике не удавалось. В 1884 г. немецкий инженер П. Нипков (Нипкофф) создал простейшую механическую передающую систему - весьма отдаленный прообраз современного телевидения (т.н. «диск Нипкова»). Позднее системы механического телевидения получили развитие в Великобритании, США и России. Например, довольно широко в научных кругах были известны работы немецкого физика Г. Гейслера. Но долгие годы в области телевидения господствовала только оптико-механическая система. Все предлагавшиеся и создававшиеся на рубеже XIX - XXвв. системы (Дж. Берда -Англия, Д. Михали -Германия, Ч. Дженкинса - США, Л. С.Термена, А.А. Чернышева, В. А. Гурова, В А. Бонч-Бруевича в России) были при всех различиях системами механического телевидения, где и четкость, и дальность передачи были очень ограниченными.…

Заметим, что современное телевидение, позволяющее передавать изображение движущихся объектов высокой четкости на большие расстояния, базируется на принципиально ином научном подходе - это система электронного телевидения. Впервые идея электронного телевидения, включая применение для приема изображения электроннолучевой трубки (которую в прошлом называли катодной, а сейчас все знают, как кинескоп), была высказана в 1907 году профессором Технологического Института (Санкт-Петербург) Б. Л. Розингом. В 1911 году он впервые осуществил прием и передачу неподвижных изображений геометрических фигур (причем прием передачи был основан на принципах электронного телевидения; но для самой передачи изображения он использовал механическую систему развертки изображения). Среди первых в этом плане области были и разработки К. Ф. Брауна, А. К. Суинтона, Э.Г. Шульца. Именно внимательно изучив работы своих предшественников, Грабовский пришел к выводу, что путь механических установок устарел и бесперспективен. Не Грабовский, конечно, автор идеи, научного, теоретического обоснования принципов электронного телевидения, но именно он первым в истории он сконструировал и собрал действующую модель полностью электронной телевизионной системы. Система Б. П. Грабовского - «телефот»- был основан на применении не только системы электронного приема изображения, но и включал в себя электронную систему его передачи. Иначе говоря - это было именно о электронное телевидение. Первая реально работающая система электронного телевидения была создана Б. П. Грабовским.

Борис Грабовский родился в семье ссыльного украинского поэта Павла Арсеньевича Грабовского, участника выступлений против царского режима на Украине, 26 мая 1901 г. в Тобольске. После смерти отца Борис Грабовский с матерью, Анастасией Николаевной, переехал в Харьков. Анастасия Николаевна, активная участница оппозиционных выступлений против самодержавного режима, резко выступала против царского правительства, и семья Грабовских в Харькове долгое время находилась на нелегальном положении. Анастасия Николаевна сыграла большую роль в развитии у еще совсем юного сына интереса к технике. И с юных лет он проявлял себя как талантливый изобретатель. (Мать рано познакомила его, в частности, с оружием. Уже в 6 лет он умел стрелять из «Смит-Вессона», а в 10 - из «Винчестера». «Мать говорила, что это у меня наследственное, - вспоминал через много лет Грабовский, - её дед и прадед были изобретателями и охотниками, страстно любившими оружие».)

Еще в детстве Борис Грабовский научился изготовлять взрывчатые вещества для фейерверков. последствии, говоря о своих главных изобретениях, Грабовский всегда называл винтовку, дающую первоначальную скорость пули 4000 м/сек, как одно из самых значительных своих изобретений. О другом его изобретении - виброфосфенном аппарате «Камертонный телефот» для видения слепых - тоже можно сказать, что оно «родом из детства». Рядом с Грабовскими в Харькове жила и работала артель слепых. Частые наблюдения, общение с ними позволили Грабовскому прийти к выводу - слепые могут видеть свет через кожу лба. Хотя - как и почему - он не знал.В 1925 году он выдвинул теорию о светочувствительности кожи лба человека - о фосфенах (это считается атавизмом), и предложил конструкцию аппарата для слепых под названием «Камертонный телефот» (виброфосфенный аппарат «Гном»). Грабовский был и изобретателем оригинальной конструкции летательного аппарата- «орнитоавтожира», основанного на принципе «хлопающих крыльев». Грабовский был автором многих интересных и подробно разработанных изобретений – т. н. «жабры» для человека, экономичные электробатареи и др., был прекрасным лектором и рассказчиком, и автором нескольких научно-фантастических романов. Но это - в будущем, а пока, учась в гимназии, он увлекался физикой и химией, любил что-то конструировать и мастерить.

В 1917 году Грабовские переезжают в Киргизию (Кыргызстан). В поселке Токмак Борис Павлович позднее несколько лет прослужил артиллеристом. Демобилизовавшись, он переезжает в Ташкент, с работой в котором и связаны главные изобретения Грабовского. Вначале он работал здесь обмотчиком динамо-машины в Ташгортраме, а после поступает на учебу и работу в САГУ. Хотя у Грабовского не было специального образования в то время, талантливейшему самоучке доверяли самые сложные исследования.

Однажды, подбирая нужную для работы литературу, он наткнулся на изобретение американца Дженкинса, построившего механический аппарат, с помощью которого передается на расстояние изображение движущейся руки. Эта, по тем временам фантастическая разработка, захватила Грабовского. Грабовский начинает работу по созданию аппарата электронного телевидения, где и передача, и прием изображения были бы основаны на принципах электронного телевидения. Особенно заинтересовали его работы Б.Л. Розинга. Осенью 1925 года он и помогавшие ему на первом этапе работы по созданию «телефота» саратовские ученый-физик, электротехник и конструктор В. И. Попов и математик Н. Г. Пискунов встретились в Санкт-Петербурге (в те годы Ленинград) с профессором Розингом. Б.Л. Розинг высоко оценил работу молодых ученых и изобретателей и помог им добиться разрешения на проведение экспериментальных опытов по созданию аппарата на ленинградском заводе «Светлана». 4.Высокую оценку работе Б. П. Грабовского дали профессоры А.А. Чернышев – будущий академик, В.Р. Бурсиан, К. Арсентьев, будущий акад. Л.И. Мандельштам и др.

Первые эксперименты оставили горькие воспоминания в душе Грабовского. Аппаратура и комплектующие части оказались низкого качества. Опыты окончились неудачей...Не переставая, однако, верить в осуществление своей идеи и веря в перспективность именно электронного телевидения, предложенного Розингом, Грабовский возвращается в Ташкент. Он активно участвует в общественных организациях – Ассоциации инженеров, ИТС, Обществе рабочей технической инициативы (ОРТИ), Обществе друзей радио (см., в частности заявление Б.П. Грабовского в Комитете по делам изобретений). Помощь Грабовскому оказывалась и Ташкентской Ассоциацией изобретателей, в работе которой участвовал Грабовский. Здесь судьба свела его с Иваном Филипповичем Белянским. («Мой Санчо Панса от науки» - в шутку называл его Борис Павлович). Благодаря стараниям Белянского, молодым ученым-изобретателям удалось добиться содействия со стороны общественных организаций ИТР и ученых Узбекистана (в т.ч. межсекционного бюро инженеров и техников, ассоциации инженеров), а также некоторых руководителей Узбекистана С.У. Насырбаева, и др.), и получить в 1928 г. необходимые средства на проведение новых исследований, новых исследовательских работ над «телефотом». 30 июня телефот Грабовского был запатентован (патент №5582). Кстати, еще в 1926 г. в журнале «Наука и техника» в статье изобретателя электронного телевидения Б. Л. Розинга «Новейшие достижения в области дальновидения» была дана высокая оценка проекту Грабовского.

На сей раз эксперимент полностью удался. В присутствии ряда ученых и представителей инженерно-технической общественности в июне 1928 г. было успешно получено на основе электронной системы передачи движущееся изображение на экране. Сначала аппарат был опробован в доме Грабовского (на Шейхантауре, д.74 по улице Бала-мечеть, позднее Навои, 199) в присутствии известного ученого А.Т. Баранцева, хозяйки дома Хамзахон, которая была увлечена изобретением Грабовского и всячески ему помогала, проф. САГУ Н.Н. Златовратского, Н.Г. Пискунова, инженера Визгалина, О. Копытовской и семьи Грабовского (жены - Л. Жегуновой-Грабовской, бывшей секретаршей-машинисткой у Розинга - дочери питерского архитектора, ее брата и сестры). Б. П. Грабовский и И.Ф. Белянский смогли передать свет, а затем изображение руки. К этому времени изобретатели получили еще один патент №1733 на изобретение устройства для электрической телескопии. Это было рождение электронного телевидения.

Через несколько дней, 26 июля, уже при помощи участвовавших в подготовке испытаний К. Сливицкого, В. Ичалова и др. было проведено официальное испытание телефота. Передача была проведена в присутствии представителей научно-технической общественности и комиссии, которую возглавлял проф. САГУ Н.Н. Златовратский, в которую входили еще 5 человек, включая председателя Среднеазиатского ОРТИ (Общества рабоче-технической инициативы) Михальского 26 июля из здания тогдашнего Среднеазиатского округа связи, а прием осуществлялся в лаборатории испытательной станции. У передатчика находился Белянский и два члена комиссии, у передатчика – Грабовский, пред. комиссии проф. Златовратский и три члена комиссии. Передача увенчалась полным успехом. Было хорошо видно движущееся изображение Белянского, поворачивающего голову, шевелившего губами и. т. д. Между местом передачи и местом приема было расстояние примерно в 20 метров. Правильность теории Розинга была подтверждена созданием в Ташкенте реально работающего прообраза электронного телевизора, была осуществлена первая электронная телепередача (Хотя первая передача движущегося изображения – ножниц – была, как указано, раньше,).4 августа вновь было проведено испытание, приемник был установлен на крыльце кинотеатра «Хива», на экране впервые было видно изображение ташкентского трамвая (шедшего по Алексеевскому переулку и Ленинградской улице). Среди тех, кто присутствовал при эксперименте (а он проводился для слушателей лекции), были известный затем писатель А.В. Станишевский (Азиз Ниалло), В. П. Ичалов, К.Э. Мухаммедов, О.И. Копытовская и др.

Но сложным и тяжелым был дальнейший путь открытия. Аппарат затребовали в Москву. Его с величайшей осторожностью упаковали в ящики и погрузили в товарный вагон. Но состав почему-то вместо Москвы отправился во Владивосток. Проехав через весь Союз, и все-таки в конце концов прибыв к месту назначения, «телефот» представлял из себя груду битого стекла и железа. Грабовский и Белянский пытались требовать от железной дороги возмещения ущерба, но тщетно. Казалось «злой рок» преследовал «телефот». Все, что от него в итоге тогда осталось - это патент и авторское свидетельство. Грабовский отнюдь не был кабинетным ученым. Он продолжает исследования, обращается в самые разные инстанции. Но жесткой командной системе не слишком нужны были талантливые люди из «дальних национальных окраин». Не слишком (может быть, боясь конкуренции), склонны были поддерживать Грабовского и некоторые профессора, работавшие в области телевидения, такие, как П.В. Шмаков, в то время -активные сторонники механических систем телевидения. Куда бы ни обращался Грабовский, нигде его идеи не находили ни реальной поддержки, ни понимания. Исчезли папки с описанием системы, многие рукописи и фотографии. Вновь и вновь многое восстанавливал Грабовский.

Грабовскому мешали не только сторонники механического телевидения (уже заходившего в тупик), изобретателей даже обвиняли в расточительстве госсредств, хотя многое Грабовский и Белянский делали своими руками и за свой счет. А тратившиеся ими средства выражались в сотнях, максимум тысячах необходимых рублей; заметим, создавший и с пользуя работы изобретателя В.К. Зворыкина, в начале 30–х гг. пригодную для эксплуатации телевизионную систему американец Д. Сарнов потратил на ее создание около 50 млн. долларов). Однако вплоть до первой половины 30-х гг. в бывшем Союзе господствовали сторонники механического телевидения (даже, например, в 1932 г. из почти 784 тыс. рублей, выделенных на развитии телевидения, на разработку электронного телевидения было выделено лишь около 100 тыс. рублей, остальное – на исследования в области оптико-механического телевидения). Несмотря на помощь, которую оказали Грабовскому и Белянскому в Узбекистане в изготовлении новой совершенной трубки в Германии на заводе «Телефункен», Нарком внешторг с большим трудом, но согласился выделить средства. Но репрессивные органы – ОГПУ – категорически отказали в загранпаспорте, командировка в Германию была запрещена и отменить этот запрет тогда никто в Узбекистане не мог. В атмосфере нарастающего недоверия, подозрительности и даже угроз работы были прекращены. В 1931 году он предпринял последнюю попытку заинтересовать ряд ученых и руководителей своим изобретением. Но, высказав целый ряд замечаний, некоторые специалисты, не веря в возможности телевидения, назвали «телефот» «бесперспективным аппаратом». Заметим, что испытание аппарата «телефот» было заснято на киноплёнку, которая демонстрировалась в 1928- 1929 годах в Ташкенте, Фрунзе, Алма-Ате, а также на межведомственных совещаниях в Москве, во время лекций Б.П. Грабовского об изобретении им метода передачи изображения движущихся предметов электронным путём. Сохранились документальные материалы и воспоминания очевидцев испытания аппарата. Однако сам аппарат Грабовского не сохранился. Он разбился во время его транспортировки в Москву.28 ноября 1929 г. ЦБСИ ВСНХ решило собрать межведомственное совещание ответственных представителей 17 учреждений. Совещание состоялось 7 декабря 1929 г. Протокол его не сохранился, но имеется воспоминание канд. экономических паук, доцента Баранцева А.И., который присутствовал на этом совещании В нём Баранцев писал: “…мы присутствовали на этом межведомственном совещании при обсуждении вопроса об изобретении Б.П. Грабовского «телефот» – прибор для передачи движущихся изображений на расстояние”, мы видели киноплёнку, передающую движимые изображения (трамвай и идущих по улице людей). Мы рассматривали протоколы опытов первого изображения движущихся предметов и другие материалы, относящиеся к изобретению Грабовского Б.П. (чертежи, схемы и др.). Я помню, что этот вопрос и все материалы были переданы в ЦБ РИС ВСНХ СССР для дальнейшей реализации этого изобретения… «Но ни ВСНХ СССР, ни другие организации ничего не сделали в тот период для “дальнейшей реализации”. Убедившись в том, что поддержку своей работы над аппаратом они не получат, Грабовский и Белянский решили закрепить свой приоритет. 30 сентября 1930 г. Б.П. Грабовский и И.Ф. Белянский получили дополнительный патент № 16733 на изобретение устройства для электрической телескопии. Действие дополнительного патента было установлено на срок до 29 сентября 1945 г.Не сумев в 1930 г. восстановить в Москве свой аппарат, Грабовский и Белянский прекратили совместную работу над телефотом. Как писал в своих воспоминаниях 18 декабря 1968 г. Белянский, “в 1930 году, когда изобретательством заниматься было (в силу создавшихся условий) трудно и невозможно, Грабовский и я решили покинуть Ташкент». Белянский уехал в Ленинград, а Грабовский сперва в Сочи. Там он продолжал работу над чертежами нового варианта телефота.

Зимой 1931-1932 года Грабовский приехал в Ленинград по приглашению декана электротехнического факультета связи ленинградской Военно-технической Академии РККА. Он привёз с собой чертежи нового варианта телефота. Его зачислили инженером, и учебная часть факультета поручила ему взять на себя ответственность и руководство по изготовлению действующих установок механических систем с дисками Нипкова. Грабовский не согласился работать над аппаратом механической, а не электронной системы «телефот». Он поехал к профессору Розингу, чтобы он помог убедить начальство ВТА, что этот аппарат более перспективен, чем механический вариант, но от жены Розинга он узнал, что профессор был арестован ОГПУ и сослан в Котлас. Это сообщение потрясло Грабовского, он пал духом и заболел. Командование Академии освободило его от занимаемой должности по болезни, так закончилась его попытка реализовать «телефот» в те годы. Вот тогда он и уехал во Фрунзе (ныне Бишкек – М.В.) к матери, где продолжил изобретательскую деятельность, но в других направлениях. Через 3 года после Грабовского была создана и испробована систем электронного телевидения, созданная работавшим в США американским изобретателем русского происхождения В.К. Зворыкиным на деньги миллионера Д.Сарнова. Создание заново электронной системы заняло время и в бывшем Союзе, но только в феврале 1935 года была создана полностью электронная качественная система группой инженеров и техников во главе с Я.А. Рыфтиным и Б.Круссером. Но, если бы не остановка на какое-то время работ по электронному телевидению в конце 20-х годов, если бы не активная, достойная лучшего применения сил, борьба против высококачественных новых телевизионных систем - не было бы заторможено (пусть и не сильно) наступление «телевизионной эры».

Во Фрунзе Грабовский поступил на механический завод заведующим электроцехом. Здесь он организовал намагничивание магнитов для магнето тракторов. Здесь Грабовский продолжал работать над различными изобретениями, получив ещё12 авторских свидетельств, выданных Комитетом по делам изобретений и открытий и больше 50 заявочных свидетельств. В 1945 г. Грабовский окончил физический факультет педагогического института и готовился защитить кандидатскую диссертацию. Решением Высшей аттестационной комиссии освобожден от сдачи кандидатских экзаменов за изобретательские заслуги. Прошло много лет… Начиная с 1963 года был проявлен большой интерес к изобретению Б.П. Грабовского и И.Ф. Белянского. К ним стали приходить письма от соответствующих тогдашних советских и зарубежных учреждений о закреплении за ними приоритета изобретения “аппарата для электрической телескопии”. Одним из первых было письмо Технического управления Государственного Комитета по радиоэлектронике от 25 декабря 1963 г., в котором сообщалось: Ваш приоритет на получение движущегося изображения с помощью “аппарата электрической телескопии” не оспаривается, а факт выдачи патента юридически закрепляет приоритет изобретения 30 ноября 1964 г. Узбекский республиканский совет Общества изобретателей и рационализаторов выдал Грабовскому почётную грамоту, в которой отмечалось, что инженер-физик Грабовский Борис Павлович “практически создал в 1928 г. в Ташкенте первую телевизионную электронную установку «радиотелефот», который лёг в основу развития телевидения” 21 мая 1965 г. в письме Министерства связи Киргизскому республиканскому совету того же общества говорилось что работы Грабовского Б.П. по созданию опытной установки для передачи движущегося изображения расцениваются как начальные шаги по пути практической реализации идеи электронного телевидения, основоположником которого является Б.Л. Розинг. Учитывая прогрессивность работ Грабовского Б.П. для периода только ещё зарождавшегося электронного телевидения и в свете этого их историческое значение, министерство связи считало бы целесообразным отметить заслуги тов. Грабовского Б.П. и готово поддержать мероприятия, которые будут проводиться местными организациями по этому вопросу” Указом Президиума Верховного Совета Узбекистана от 21 октября 1965 г. Грабовскому Б.П. и Белянскому И.Ф. за изобретение аппарата электронно-лучевого способа передачи и приёма изображения на расстояние, а также испытание этого аппарата в столице Узбекистана – Ташкенте 26 июля 1928 г. было присвоено почётное звание «Заслуженный изобретатель Узбекистана».

Остается только пожалеть, что «телефот», положивший начало эре электронного телевидения, так и остался в плане его широкого использования, применения для Грабовского несбыточной мечтой, его «журавлем в небе». После приезда в1932 году Борис Павлович Грабовский вскоре после смерти ребенка переехал в г. Фрунзе (ныне Бишкек), где жила его мать. Он работал на одном из заводов, а в 1937 году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета, который закончил уже после войны, в 1945 г. по специальности «физика». В годы войны с фашизмом Грабовский работал инструктором в школе противовоздушной и противохимической обороны. Но страсть к изобретательству и новаторству не покидала его. Красноречивое свидетельство этого - 50 заявочных свидетельств, 12 патентов и авторских свидетельств. Говорят, что талантливый человек - талантлив во всем. Если от матери Грабовский унаследовал любовь к технике и оружию, то от отца - литературные способности. Он писал научные статьи и захватывающие фантастические повести и рассказы. В конце своей жизни Грабовский (о котором, кстати, не раз писали в журналах и газетах) и его жена испытывали серьезные материальные затруднения. Оба они находились на инвалидности по состоянию здоровья. Правда, Грабовский получал персональную пенсию республиканского значения - 70 рублей. Но двум престарелым и больным людям этого не хватало. На свое обращение в Совет Министров тогдашней Киргизской ССР об увеличении размеров пенсии Грабовский получил категорический отказ..

13 января 1966 года, в городе Фрунзе (Бишкек) Борис Павлович Грабовский скоропостижно скончался от инфаркта миокарда. В октябре 1965 г. во французском журнале «Телевисион» появилась статья президента Международной ассоциации по радиотехнике и электронике Э. Айсберга, в которой было прямо указано: «Фактически 100 % электронная телевизионная система, использующая трубки с катодным лучом как для передачи, так и для приема, была предложена еще в 1925 году тремя изобретателями: Б.П. Грабовским, Н.Г. Пискуновым и В.И. Поповым…». Заканчивалась статья словами: «К несчастью, это замечательное изобретение не было оценено по достоинству в годы, когда использовалась с успехом механическая система телевидения. По этой причине десятилетием позже ее пришлось снова изобретать. Так проходит земная слава». Французская газета «Электроник актюалите» откликнулась на кончину в 1966 г. Бориса Грабовского статьей «Смерть пионера телевидения». Уже после его смерти, в 1966 году была создана специальная правительственная комиссия, в работе которой активное участие принимал и И.Ф. Белянский. Члены комиссии, работая с личным архивом Белянского, столкнулись с интересным фактом, который трудно как подтвердить, так и опровергнуть. И.Ф. Белянский считал, что техническая документация, касавшаяся «телефота», попала в свое время не в архив, как «следовало бы», а за границу. Подчеркнем -в 70-х годах жена Б. П. Грабовского по его предсмертному желанию - передала весь его личный архив именно в Ташкент, в Центральный Государственный Архив Узбекистана, где он хранится и по сей день и еще ждет своих настоящих исследователей. Телефот работал - и успешно работал! Тому есть много свидетельств. Но пока Б. П. Грабовский безуспешно боролся с негибкой бюрократической системой за приоритет своего изобретения, дававшего славу стране, сами исследования в области электронного телевидения,, естественно продолжались и в 30-е гг. появились новые телевизионные системы. Но, тем не менее, автор примерно 60 изобретений, Б. П. Грабовский внес немалый вклад в развитие науки и техники.

Много позже, в 1971 г. 20 января Бюро отделения общей физики и астрономии союзной Академии наук, возглавляемое известным физиком академиком Л.А. Арцимовичем, специальным постановлением признало роль Б. П. Грабовского и его соратников в развитии электронного телевидения и проведении 26 июля 1928 г. первой телепередачи в столице Узбекистана с помощью электронного телевидения. Было отмечено, что открытие Грабовского «оказало влияние на развитие электронного телевидения», что Грабовский и его помощники «доказали осуществимость телевидения на основе применения электронно-лучевых приборов». Специальным письмом от 16 апреля 1971 г. Департамент научной информации ЮНЕСКО, его директор П. Наву высоко оценили ценность и заслуги Грабовского и Белянского в развитии электронного телевидения, а 7 июня 1971 г. Международный Союз Прессы по радиотехнике и электронике (УИПРЕ) выдал свидетельство «о неоспоримости заслуг Грабовского и Белянского, осуществивших первую в мире телевизионную передачу с помощью электронных телевизионных устройств в 1928 г. …» (УИПРЕ, президент Е. Айсберг). Еще раньше в №6 Бюллетеня Международной организации радио и телевидения за 1969 г. было подробно рассказано о работах Грабовского. Но его уже не было в живых….Система механического телевидения была доведена до высоких степеней совершенства в рамках возможностей механического телевидения Бердом в Англии, А. А. Чернышевыми Л.С. Терменом в Москве. П В. Шмаков вместе с В. И. Архангельским осуществили 28 апреля и 2 мая 1931 г. т.н. телевизионную радиопередачу. И. И. Адамян выдвигает идею цветного телевидения, осуществленную Дж. Бэрдом в США, но на основании механических систем светофильтров. Да, в 30-е гг. американский ученый В. К. Зворыкин-кстати, ученик Розинга- (а в России примерно чуть позже С. И. Катаев -вместе с Константиновым) осуществил передачу электронного телевидения (вскоре – и цветного), но это никак не умаляет заслуг Грабовского и его приоритета. В. К.

Про созданный и действовавший в Ташкенте и ныне вошедший в состав Музея истории связи Ташкенте при филиале Центра научно-технического творчества молодежи общественный музей электронного телевидения имени Б. П. Грабовского (инициатором его создания и первым директором был один из сподвижников Грабовского- К.К. Сливицкий). Его имя по праву можно поставить в один ряд с другими выдающимися изобретателями человечества, поскольку современное общество трудно представить без электронного телевидения как важнейшего источника информации, фактора культурной жизни, развития коммуникаций современного мира. Интереснейшим источником по истории электронного телевидения являются сегодня материалы личного фонда Б.П.Грабовского в Центральном государственном архиве Республики Узбекистан (ЦГА РУз) ф. Р-2562, личный фонд Б.П. Грабовского. Немало интересных архивных источников и в находящемся также в ЦГА РУз фонде его сподвижника К.К. Сливицкого Р-2558. К.К. Сливицкий известен как специалист в области радиотехники и, главное, как один из участников проведения первых в мире успешных испытаний- передач электронной телевизионной системы в Ташкенте. Конечно, материалы, касающиеся «телефота» Грабовского, хранятся не только в этих фондах и не только в ЦГА РУз; ряд интересных материалов, связанных с выступлениями Грабовского и его докладами, связанными с работой над «телефотом», в общественных организациях, есть, например, в документах ЦГА научно-технической и медицинской документации Республики Узбекистан, особенно в фонде 393– Бюро научных обществ Туркестана. В заключение хочется отметить, что сейчас уже имеется немалая число работ, посвященных изобретению Б.П. Грабовского. Это отдельная тема, а здесь отметим бегло лишь исследования, об этом писали И.П. Захаров, А.Е. Пресняков, в Узбекистане эти вопросы исследовали Н.П. Динько, Ф.Анварбек, Т.В .Котюкова, отчасти автор этого сообщения; ряд работ написано израильским автором М.И. Вексельманом (он публиковался и в интернет-альманахе «Письма о Ташкенте»), из других авторов можно назвать И.Н.Давыдову ; в интернет- альманахе «Центральная Азия» 26 ноября 2003 появилась, например, статья А. Меламеда «Кто же папа «телефота»? Узбекский след в истории создания телевидения»; недавно появился материал А. Юровского. «От первых опытов - к регулярному телевещанию. 1905 - 1957» «TVMUSEUM.RU» (Музей радио и телевидения в Интернете). Творческий Центр ЮНЕСКО; в Тюменской области, где родился в Тобольске Б.Грабовский, появилась серия работ М.Шаманенко в 2006 г. под общим названием «Чудо дальновидения».Особо хочется отметить и появление ряда работ украинских авторов, таких, как И.Найдис «Кто украл телефот» // Мигдаль-Times: журнал. — Одесса, 2007. — № 89.и Ю.А. Рубченко «Грабовский Борис Павлович и его «Телефот». Мифы и реальность UK8AIE (2007). При всем том, что названные авторы расходятся в отдельных оценках и походах- в этих работах одно общее- безусловное признание огромных исторических заслуг Грабовского, восхищение его талантом…Ряд важных архивных документов и других материалов был опубликован ещё в сборнике, изданном в 1989 г. в Ташкенте издательством «Узбекистан»- «Б. П. Грабовский – изобретатель «телефота». Сборник документов. Составители: М. Л. Вайс, П. А. Агафонов. Под редакцией и со вступительной статей В. А. Урвалова. Научный консультант Т. Г. Рахимов.

В этом году написана выпускная итоговая работа на направлении «Архивоведение» Б.Зияевым, посвященная исследованию архивных фондов Б.П. Грабовского и К.К. Сливицкого в ЦГА РУз., как источников по истории электронного телевидения. Память о выдающемся изобретателе жива…

 

Валерий ИОФЕ,

Национальный Университет имени М.Улугбека, кафедра источниковедения и архивоведения





Другие материалы рубрики

23.07.2018 / 11:34:02

Beeline предлагает максимальное общение с новым тарифным планом Bravo MIX

Beeline объявляет о запуске нового тарифного плана Bravo MIX. Теперь при ежемесячной абонентской плате в 11 500 сум, абоненты получат 500 минут для общения внутри сети, 100 MB,и 500 MB для Facebook, Odnoklassniki, Instagram, Telegram, WhatsApp и Viber. Далее...

22.07.2018 / 22:59:04

Международный пресс-клуб провел пресс-конференцию на тему: "Приём - 2018: прозрачность, честность, справедливость и инновационные подходы"

21 июля 2018 года на сессии Международного пресс клуба состоялась расширенная (в форме видеоселектора) пресс-конференция с участием руководства Министерства высшего и среднего специального образования на тему "О процессе подготовки к вступительным экзаменам и приёме в учебные заведения в 2018-2019 учебном году". Далее...

22.07.2018 / 22:00:44

Университет Инха в г. Ташкенте покажет процесс вступительных экзаменов в онлайн режиме

Университет Инха в г. Ташкенте (IUT) предоставит возможность всем желающим в режиме реального времени наблюдать за вступительными экзаменами, которые пройдут 19 и 20 июля 2018 года. Далее...

21.07.2018 / 22:49:25

Во Франции открыт Торговый дом Узбекистана

В Париже состоялась церемония открытия первого Торгового дома Узбекистана во Франции. В мероприятии приняли участие министр внешней торговли Узбекистана Ж.Ходжаев, посол нашей страны во Франции С.Рустамбаев, председатель правления АО "Узтрейд" Д.Кадиров и вице-президент Торгово-промышленной палаты регионов Франции П.Кашли. Далее...

21.07.2018 / 22:43:28

Экзамены Специализированной школы имени Мухаммада ал-Хоразмий будут транслироваться в онлайн режиме

Специализированная школа по углубленному изучению предметов направления информационно-коммуникационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий проведет онлайн трансляцию вступительных экзаменов в 5 класс, которые состоятся 23 июля 2018 года. Далее...





17.04.2024 / 14:29:09
Театр-студия имени Марка Вайля "Ильхом" представляет репертуар недели
 
17.04.2024 / 10:23:49
В столице республики с большим успехом продолжается Международный фестиваль оперы и балета "Тошкент бахори". Его программу украсила новая версия оперы великого итальянского композитора Джакомо Пуччини "Богема"
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте