Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
02.08.2018 / 21:34:36
Мариника Бабаназарова. "Беседа обо всём!"В уютном тенистом дворике — многофункциональном арт-пространстве Культурного центра Human House на улице Маломирабадской, (бывшей Ивлиева) 30 июля 2018 г. к вечеру собралось много любителей изобразительного искусства — друзей музея им. И.В. Савицкого в Нукусе. Среди них было много молодых музейных работников, студенческой молодёжи и, конечно, нашего пытливого брата – работников СМИ. Всем хотелось пообщаться с известным искусствоведом, бывшим директором Государственного музея искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе (1984-2015) М. М. Бабаназаровой, когда она проездом из Нукуса остановилась на один день в столице и согласилась побеседовать обо всём с поклонниками изобразительного искусства. Художественный музей в Нукусе был создан в 1966 году стараниями художника Игоря Савицкого, который приехал в Узбекистан в 1950 году и навсегда увлекся местной археологией, этнографией и культурой. С 1984 года после смерти Савицкого музей, ныне носящий его имя, возглавляла Мариника Бабаназарова. С ней связывается широкая мировая известность, которую музей получил в конце 1980-х годов. Основную часть музейной коллекции, собранной Игорем Савицким, составляют произведения мастеров русского авангарда. Выдающаяся коллекция живописи включает в себя работы таких звезд первой величины, как Роберт Фальк, Любовь Попова, Александр Шевченко, Александр Осмеркин, Василий Чекрыгин, Климент Редько, Николай Ульянов, Алиса Порет, а также интереснейших художников, работавших в Узбекистане в 1920-х-1930-х годах, — Александра Волкова, Александра Николаева (Усто-Мумин), Михаила Курзина, Виктора Уфимцева и многих других. И.В. Савицкий, по воспоминаниям М. Бабаназаровой, был не просто тонким ценителем и собирателем живописи, но и хорошим художником, учившимся у Роберта Фалька (самое полное собрание которого, разумеется, тоже в Нукусе). Собственные работы Савицкого сейчас выставлены в одном из залов музея. Как у многих других переехавших художников, его стиль и краски со временем меняются, становятся ярче и насыщеннее, на них появляется бездонное синее небо, характерное для Средней Азии. На состоявшейся презентации тому подтверждением были иллюстрации его солнечных азиатских пейзажей. Но в самом расцвете живописной карьеры, по словам Мариники Маратовны, он сделал свой выбор в сторону коллекционирования, так как не мог больше разрываться на две ипостаси своей напряжённой творческой деятельности. М. Бабаназарова вспомнила замечательный фильм о Савицком: The Desert of Forbidden Art («Пустыня запрещённого искусства»). Фильм снимали американцы и не-американцы Amanda Pope, Tchavdar Georgiev и другие. В общих словах, этот фильм можно описать так, как это сделал GRANART на фейсбуке: «Это рассказ об уникальном человеке и уникальной коллекции, собранной его трудами... о коллекции живописи русского и раннего советского авангарда, подобной которой нет ни в одном музее мира. Основатель коллекции, художник, археолог и коллекционер Игорь Савицкий совершил настоящее чудо — он вывез из Москвы и других городов Союза свыше 30 тысяч работ забытых, заклеймённых в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего советского авангарда. Его расчет оказался верным — вдали от столицы запрещенные и неугодные советской власти полотна обрели шанс на жизнь». Подробный биографический рассказ о «сумасшедшем» фанатичном собирателе авангардной живописи и предметов национального прикладного искусства — И. Савицком, влюблённом в каракалпаков и их декоративное искусство, подкреплённый слайд-панорамой, — был прерван вопросом слушателей о дальнейшей судьбе бывшего директора музея. В 1983-1984 годах — М. Бабаназарова была учёным секретарём и главным хранителем Каракалпакского государственного музея искусств в Нукусе (в настоящее время — Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого). С 1984 г. по сентябрь 2015 г. — директор Каракалпакского государственного музея искусств. Она возглавила музей после смерти его основателя, друга её отца, академика Марата Нурмухамедова --Игоря Савицкого. Во время более чем тридцатилетнего директорства Бабаназаровой музей получил мировую известность и метафорическое название «Лувр в пустыне» — за уникальную (вторую в мире) коллекцию русского авангарда в неожиданном для иностранцев месте, окаймлённом со всех сторон тремя пустынями. М.М. Бабаназарова — заслуженный работник культуры Республики Каракалпакстан, кавалер ордена «Дустлик» и кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 2013). Неожиданный уход на пенсию М.М. Бабаназаровой «по собственному желанию» в канун столетнего юбилея музея И.В. Савицкого 24 августа 2015 года вызвал большой резонанс, в том числе среди жителей узбекской столицы. Тогда спешно созванная инвентаризационная комиссия вдруг заявила, что картины «Женщины, собирающие тюльпаны» Карахана, «На отдыхе» Гана, «В ауле» Кашиной, «Виноградник» Трусова, «Портрет женщины в шляпе» Сафронова — подделки. За три последующих года, — рассказала М.М. Бабаназарова, — штатный коллектив музея сменил трёх директоров, потерял многих профессиональных реставраторов высокого класса и даже пережил в июле этого года происшествие, повредившее несколько бесценных экспонатов, среди которых дорогостоящая картина А. Шевченко «Баба с вёдрами». Именно строительная компания, установившая систему, — сообщила М. Бабаназарова, — будет компенсировать стоимость реставрации работы. Готовность помочь и выслать специалиста уже выразил московский Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ). Мариника Бабаназарова не скрывает, что, работая с Игорем Савицким, она сама стала подвижницей. Она, реставраторы Альвина Андреевна Шпады с 1967 года, а затем и Айгуль Пирназарова, которая пришла в музей в 1969 году, под руководством Игоря Савицкого создавали тот музей, который стал гордостью Узбекистана и визитной карточкой культурного облика Каракалпакстана. Они создавали и систему охраны бесценного наследия художников: чтобы вынести картину из одной комнаты музея, например, из хранилища в другую комнату в том же коридоре, предположим для реставрации или подготовки ее к выставке, составляется акт, который подписывает хранитель фонда, затем реставратор и потом утверждает руководитель. Эти картины, ковры, образцы ткачества они сами собирали вместе с Савицким, сами, вручную, бережно стирали ткани, реставрировали картины и изделия мастеров. Она возглавляла музей 32 года и сделала многое для его развития и поднятия международного престижа — организовывала зарубежные выставки экспонатов коллекции музея, учебные стажировки сотрудников музея, наладила сотрудничество с зарубежными партнёрами и спонсорами. Но главная её заслуга, по мнению экспертного сообщества, в том, что она смогла сохранить коллекцию музея в сложные для него годы. Известны случаи, когда она, буквально, вставала в дверях, чтобы помешать забрать предметы из коллекции. Многолюдную публику на презентации музея И. Савицкого в Ташкенте волновало, прежде всего, сложившееся противостояние чиновников от культуры и заинтересованной неравнодушной общественности к дальнейшей судьбе музея. М. Бабаназарова разделила со всеми собравшимися свою тревогу за сохранность уникальной музейной коллекции. Большая удача, — в ходе беседы отметила рассказчик, — что достроено новое здание музея, но его площадь ограничена и позволяет экспонировать не более 3000 работ при общем фонде хранения живописи и графики почти в 90 000 единиц (не будем забывать, что в музее выставлены археологическая и этнографическая коллекции). Среди причин увольнения Бабаназаровой назывались ее независимость и самостоятельность, активность в контактах с иностранцами, но главное — её строгий контроль над фондами музея. По мнению автора книги «Неужели кто-то вспомнит, что мы были» Ольги Ройтенберг, «Ни в одном музее пост-авангард 1920-х — 1930-х годов не собран так внимательно, так плотно и полно. Здесь немало прекрасных художников, о которых мы ничего или почти ничего не знали бы, не будь нукусской коллекции. Важно, что это всегда была работающая коллекция — даже в советское время большинство произведений находились не в фондах, а в постоянной экспозиции. Музей в Нукусе хранит не только первоклассные произведения, но и память — об Игоре Витальевиче Савицком, его создателе, о времени, в котором настоящие музейщики спасали не просто отдельные работы, но нашу историю». На встрече с М. Бабаназаровой в Ташкенте под коллективным письмом были собраны подписи неравнодушных, чтобы донести прошение до высших инстанций. — Я говорила не раз об этом: Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе – это национальное достояние, оно принадлежит всем жителям нашей страны. Общественный контроль и общественное участие в жизни музея необходимы для его полноценного существования и развития. Несмотря на все трудности, персонал ГМИ РК им. И. В. Савицкого является самым квалифицированным в области музейного дела в стране, отметила М. Бабаназарова и в заключение нашей беседы обо всём добавила: — Как бы ни сложилась моя дальнейшая карьера искусствоведа с большим опытом и стажем, для меня музей им. И. Савицкого остался родным любимым детищем. Я искренне благодарна судьбе за многолетнее подвижническое служение узбекскому народу, ибо нукусские музейные сокровища — это не частная собственность высокопоставленных чиновников. Они по праву принадлежат всему узбекскому народу и мировой общественности. В конце презентации М.М. Бабаназарова искренне поблагодарила всех тех, кто поддержал её в трудный час и вступился за неё и за судьбу музея, считая это моральным гражданским долгом. Она призналась, что мнение коллектива, который её выбирал в 1984 году, а также мнение общественности, чрезвычайно важны, ибо музей является народным достоянием. Презентация М.М. Бабаназаровой в Ташкенте вызвала в слушателях искреннее восхищение женщиной-подвижницей, которая вела себя достойно, спокойно и уверенно в своей правоте. Присутствующие любители изобразительного искусства выразили надежду, что нынешние события не навредят безупречному имиджу музея и бесценной художественной коллекции, собранной в сокровищнице Средней Азии.
Гуарик Багдасарова
|
|