Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.02.2021 / 20:33:11
12 ворот Ташкента – новый космический бренд столицыТашкент, как и многие города в мире, имел в своей городской стене ворота, через которые осуществлялись деловые, культурные и торговые связи со всем миром. Ташкент обладал особым числом ворот. Их было двенадцать. Из столиц государств мира на настоящий момент этот факт присущ только Ташкенту.
Для культурного ренессанса правительство страны в ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ В «ГОД ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ» 220 пунктом определило возрождение 12 ворот Ташкента одним из приоритетных проектов этого года. https://lex.uz/ru/docs/5260791 .
К сожалению, ни один вид исторических ворот не сохранился до нашего времени ни в рисунках, ни фотографиях, ни в текстах историков того времени, так как эти ворота не относились к шедеврам зодчества. Это были всего лишь ординарные укрепленные проходы в виде арки из самана и пахсы в глинобитной городской стене. Сами двери, сделанные из сосны и обрамленные кованым железом, аналогично и повсеместно использовались во входных воротах замков, крепостей, бастионов всего мира. Соответственно, оригинальности для туристов и, тем более, образовательного процесса для местной молодежи при новом строительстве без определенной новаторской идеи они нести не смогут. Для возрождения необходимо новое мышление с современным подходом.
Дело в том, что в истории осталось нечто большее, чем вид ворот – это уникальное местоположение ворот относительно друг друга. Самым поразительным совпадением является максимальное соответствие расположения 12 ворот Ташкента 12 основным звездам зодиакальных созвездий. Учитывая то, что Государственный Флаг Узбекистана имеет образ 12 звезд космического цикла «Мучал», на основе этого подхода к новому имиджу ворот можно будет формировать самый привлекательный бренд столицы.
Таким образом, связав расположение 12 ворот с главными звездами солнечной эклиптики, мы можем продолжить развитие этого проекта следующим образом: Как известно, средневековый Ташкент был поделен на 4 административно-территориальные единицы – даха. Их названия – Шейхантаур, Бешагач, Кукча, и Сибзар. Каждая даха управлялась аксакалом. Даха Шейхантаур имела 3 ворот в городской стене – Кашгар, Коканд, Коймас. Даха Бешагач имела также 3 ворот – Бешагач, Камолон, Самарканд. Даха Кукча обладала своими 3 воротами – Кукча, Чагатай, Сагбан. И, наконец, даха Сибзар располагала 3 воротами – Сагбан, Корасарай, Тахтапуль.
Все даха совместно могут символически отражать четыре части света – Восток, Юг, Запад и Север, а дороги от каждых ворот соответствовать направлению на цивилизации, которые располагаются в этих частях света. Все даха сообща могут символически отражать четыре времени года – Весну, Лето, Осень и Зиму, то есть астрономические процессы поворота планеты относительно Солнца.
Мы предлагаем в оформлении дверей каждых ворот в виде резных барельефов использовать историю культурных обменов между Ташкентом и всеми цивилизациями мира, из которых шествовали караваны и посещали нашу древнюю столицу.
Далее, к каждым из 12 ворот примыкала та или иная махалля, которым была присуща традиционная направленность занятий жителей по специализации ремесла – ткачество, литейное дело, кожевенное дело, медное дело и т.д. Мы предлагаем в оформлении стен каждых ворот использовать историю этих ремесел, а именно - в виде резных барельефов на стенах показать все тонкости профессии древних мастеров от заготовки до готового изделия, запечатлев для потомков секреты умения устозов.
Рядом с каждыми воротами мы предлагаем установить скульптуры прославленных ташкентских мастеров разных ремесел в процессе их работы и вокруг них - скульптурные произведения их мастерства.
Ташкент подразделяется на 12 районов. В каждом из них есть свои исторические места древних поселений людей. Вот их список (с Севера на Юг):
Поскольку в истории не сохранился ни один вид из 12 ворот, мы предлагаем применить единственно возможный подход к возрождению 12 ворот Ташкента – использовать в создании нового облика центральных портальных входов всех ворот элементы вышеуказанных архитектурных строений исторических мест древних поселений, соответствующих направлению дорог от ворот. Только такой выбор образов ворот может быть наиболее правильным и гармоничным.
На основе этого, мы предлагаем для каждых из12 ворот с боковых сторон возвести небольшие участки городских стен (по10-12 метров к каждой стороны ворот и вплотную к ним прилегающих). Эти участки стен будут имитировать стены всех вышеописанных древних поселений, они будут сделаны из материала присущего этим стенам в древности и иметь общий вид архитектуры, присущий этим поселениям в древности. В самих стенах мы предлагаем создать освещаемые ниши, за стеклом которых будут размещены найденные различными экспедициями предметы быта и культуры всех перечисленных городищ и поселений Ташкентского оазиса. Эти предметы культуры и быта могут вместо оригиналов также экспонироваться в виде копий на основе голограмных инновационных технологий.
Таким образом, на месте каждых ворот образуется уникальный запоминающийся комплекс сооружений, состоящий из собственно ворот, ориентированных на определенную культурно-историческую область, дверей этих ворот, содержащих историю культурных контактов, участков древних стен, сохраняющих в себе элементы культуры всех древних городских поселений и скульптуры всех прославленных мастеров в процессе их работы.
Возле каждых ворот можно проводить любые мероприятия, состязания, конкурсы и фестивали, касающиеся истории этого района города в связи с остальными 11 районами и на этой основе всесторонне освещать и возрождать историю того необычного культурного города, каким является Ташкент.
Данные предложения поддержаны кругом крупных ученых нашей страны, среди которых Г.А. Пугаченкова, М.С. Булатов, Э.В.Ртвеладзе, М.И.Филанович и другие. В практике воплощения также можно применить разработки и Т. Нуруллина.
В заключение хотелось бы в юбилейный год привести слова Алишера Навои из его бессмертной поэмы «Сабъаи Сайёр», где наиболее точно освещается тема связи ворот, цивилизаций и космоса.
«Тянулись от столицы семь дорог. По ним народов двигался поток. Дороги эти длинные вели К столицам всех семи частей земли. В начале каждой из семи дорог Воздвигнуть было решено чертог» …Тогда цари семи частей земли К согласному решению пришли: Усердье проявив, молясь творцу, Они построят каждый по дворцу — Изящества он будет образцом, Творения сияющим венцом, …Прошло немного времени, и вот Величественны, как небесный свод, Окрашены в различные цвета, — Дворцы готовы: прелесть, красота Сюда из райских перешли садов, И стали семь дворцов — семи цветов!
Читая эти замечательные стихи, мы захотели память об этом великом поэте перенести на новые реалии. И сделать уже не семь, а двенадцать ворот, которые могут стать одним из самых узнаваемых брендов нашей столицы для всего мира. Любовь и Юрий Тиора
|
|