Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.03.2016 / 09:34:00
Весенний вернисаж в музее Камалиддина БехзодаВ мемориальном парке-музее Камалиддина Бехзода к началу весны распустился жёлтый миндаль, декоративный алый гранат, набухли почки на олеандрах и вербах: спешит природа украсить узбекскую столицу к Международному женскому дню – 8 марта. Академия художеств Узбекистана, дирекция художественных выставок и музей К. Бехзода в унисон распускающейся природе преподнесли царский яркий подарок женщинам – традиционную выставку «Весенний вернисаж». Экспозиция произведений ведущих живописцев и керамистов Ташкента и Самарканда открылась 29 02 16 в музее К. Бехзода и вызвала к себе пристальное внимание учащейся молодёжи и любителей изобразительного искусства, журналистов и искусствоведов. На открытии выставки произведений прекрасной половины человеческого рода с приветственным словом к художницам и поклонникам их творчества выступили заместитель Председателя АХ Узбекистана Фархад Ташмухамедов, директор музея К. Бехзода Г.А. Каршиева, искусствовед Людмила Кодзаева, мастер керамики и инсталляций Назира Кузиева и многие другие. Выступавшие отметили, как особенно труден путь художника-женщины и как велико значение её искусства: «Глядя на эти работы, хочется жить, творить, любить». Искусствовед Л. Кодзаева в своём выступлении, давая высокую оценку нынешнему «Весеннему вернисажу» в целом, отметила, что женщина в Центральной Азии уже многие десятилетия идёт всегда впереди, в авангарде строительства новой жизни. Труд художника требует полной самоотдачи: откуда берутся у женщины на всё эти силы? Каждый сезон мы открываем на традиционной женской выставке новые работы и молодые имена, но для кого-то она бывает итогом долгого творческого пути к успеху. Те, кто посетил сегодня и ещё посетит до 14 марта нашу выставку, обязательно зарядится для себя новой энергией созидания добра, красоты, любви к природе и самой жизни. Эта выставка посвящена «Году матери и здорового ребёнка». Термин «здоровье» можно понимать не только в физическом, но и в духовном смысле: он свидетельствует об уровне воспитания и вложенных усилий родителей, прежде всего, матери в своих детей. Изюминкой нынешней выставки стали работы династий художников, где не одно поколение посвящает свою жизнь служению искусству и без чьих работ невозможна ни одна крупная выставка: это Рима Глаголева, Вера Нечаева, Галина Ли, Татьяна Ли и Мария Ли-Сафи, Искра Шин, Светлана Шин, Ойзода Жуманиёз, Гулнара Рахмонова, Ольга Харитонова и, к сожалению, безвременно ушедшая в конце прошлого года (29 12 15) дочь «Певца Арала» Рафаэля Матевосяна – Диана Матевосян. Дай Бог, чтобы такие династии в нашей Республике множились и продолжались. Мы рады приветствовать ташкентцев и наших гостей из Самарканда. С наступающей всех вас весной! Весна, робко стоявшая на пороге музея, полихромией ярких красок и нежных полутонов распустилась в горных пейзажах Виктории Трошиной («Скоро весна»). Натюрморты Дилором Мамедовой «Кумганы и тюбетейки» смело передавали контрастами оттенков фактуру холодной меди и тёплых шёлковых узоров на национальных головных уборах. «Кувшины с подсолнухами» были тесны для роскошных солнечных ярко-жёлтых букетов, и хотелось подставить ладони к их подножию, чтобы собрать в лодочку золотой дождь из лепестков. Керамические из белой обожжённой глины инсталляции Назиры Кузиевой, имитирующие поле одуванчиков, напоминали каждому посетителю его беспечное счастливое детство, когда от лёгкого дуновения губ белые зонтики разлетались во все стороны к неизвестным адресатам. Руки художника собрали их воедино и воссоздали в относительно твёрдом материале трогательный образ ранней весны. Нежные серебристые растительные натюрморты Татьяны Ли под общим названием «Сад хозяина» зазывали зрителей к себе своим волшебным лунным освещением. В таком саду, должно быть, гуляет Шахерезада и неутомимо рассказывает своему хозяину бесконечную сказку «Тысяча и одна ночь». Другой рукотворный живописный «Сад для мамы» Гули Рахмоновой напоминает влияние русского пейзажиста-романтика начала прошлого века Борисова-Мусатова. Художница создала романтико-лирический образ своей героини, обладающей подлинной поэтичностью. Рядом с этим садом прямо на мольберте разместился сочный декоративный натюрморт «Гранаты» Марины Пак. Эти натурально изображённые плоды на плоском расписном глиняном блюде ( лягане) с голубым орнаментом должны быть из вполне реального сада, выращенного дехканином нелёгким трудом. Их хочется просто попробовать на вкус, только жаль будет нарушить такую рукотворную красоту. Зрителей привлекли внимание праздничная жанровая картина «Маскарад» Ольги Игнатьевой и две картины Марии Коровиной из области театрально-декорационного искусства очень смелой трактовкой женского образа. На одной из них в духе постимпрессиониста Дега изображена юная балерина в белой балетной пачке и на другой - тройственный образ то ли сказочной «Русалки» из народных поверий, то ли мистической «Синей птицы» Метерлинка. Их талантливому автору М. Коровиной можно простить анатомические неточности отдельных деталей, например, в передаче рук юной балерины, но нельзя не признать её умение художественно обобщить образ и донести до зрителей всю поразительную мимолётную живость восторженного впечатления от живой натуры, которым она заряжает и нас, зрителей. Никто не мог равнодушно пройти мимо посмертной живописной экспозиции Дианы Матевосян (4 02 1950-27 12 15). Её автопортрет и три натюрморта («Баку», «Старая махалля», «Натюрморт с палитрой и кошкой») представленных на выставке, после безвременного ухода художницы воспринимаются в новом свете краткости земной жизни и вечности искусства. Такой мы и запомним Диану Матевосян, как в живописном автопортрете с белым камнем, скромной и одновременно выразительной экспозиции на нынешнем «Весеннем вернисаже» в музее К. Бехзода и оде женщине армянского классика Ашота Граши. Это стихотворение можно отнести ко всем авторам «Весеннего вернисажа», посвятившим свои работы весне, красоте и вечной молодой душевности дерзости открытий. Искусство этих художниц дарит нам Веру, Надежду, Любовь, не подвластные смерти:
«Всё в сердце женщины – любовная весна, И солнца золотистый апельсин, И откровение морских глубин, И радуга, что в небе зажжена. Погибнет в море жизни, кто один Без женщины плывёт сквозь времена. Но рядом с ней – любая даль ясна, В волне звучит орган и клавесин. Когда у женщины родится сын – Сильнее станет гордый род мужчин. Родится дочь, чтоб в чистоте святой Женою стать под девственной фатой. О. женщина, гармония и лад, Подательница жизни, дом и сад!»
Гуарик Багдсарова Фото автора и Е. Скляревского
|
|