Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.12.2020 / 19:04:42
Молодёжный театр в Москве: миссия выполненаС 16 по 22 ноября в столице России проходил 2-й Фестиваль русских зарубежных театров. Организаторами форума были Министерство культуры, Союз театральных деятелей Российской Федерации, Росконцерт, Академия народной музыки при поддержке программы «Большие гастроли». Нашу страну на этом форуме представлял Государственный молодёжный театр Узбекистана. И выглядел, по общему мнению, достойно. Как это было, узнаем из первых уст. Рассказывают директор Молодёжного театра Хасан Салихов и замдиректора Ирина Хилкова. ВОПРЕКИ И БЛАГОДАРЯ В Москве продемонстрировали свои работы шесть театров из Абхазии, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. Спектакли проходили на сценах двух московских театров – «Et Cetera» под руководством Александра Калягина и «Современник». Кроме показов спектаклей, насыщенная программа фестиваля включала в себя мастер-классы и деловые дискуссии по актуальным для театрального сообщества вопросам. А перед театром «Et Cetera» была развёрнута фотовыставка «Русские театры за рубежом. Вчера и сегодня». Сам факт проведения мероприятия такого уровня сегодня, когда вся жизнь проходит с оглядкой на коронавирус, а противоковидные ограничения работают лучше всяких «железных занавесов», – уже почти фантастика. Фестиваль состоялся вопреки зловредному COVID-19, который всех разъединяет, и благодаря воле и таланту организаторов, которые смогли объединить участников. И, прежде всего, благодаря энергии и подвижничеству Елены Николаевны Булуковой, заместителя генерального директора «Росконцерта». Возможность после нескольких месяцев монотонного, серого пандемийного существования встретиться в реале и увидеть, что мир всё-таки цветной, убедиться, что искусство сильнее надоевшего всем вируса, – это настоящий праздник для всех участников прошедшего форума. Наверное, скептики могут возразить: ради чего всё это – преодолевать тысячи километров, рисковать здоровьем? Ведь есть онлайн-площадки, где всё можно и показать, и посмотреть. Конечно, интернет – это здорово, его возможности почти безграничны. Но театр не может существовать без живого общения глаза в глаза, без обмена энергией между артистами и публикой. И реальные встречи в зрительном зале не заменят никакие высокие технологии. КВЕСТ-ЭКСПРОМТ – На этот фестиваль мы попали неожиданно, почти экспромтом. – рассказывает Ирина Юрьевна Хилкова. 14 ноября мы должны были вылететь на Волковский фестиваль в Ярославль и приуроченные к этому фестивалю гастроли в Иваново и Кинешму. Там, в старейших российских театрах, мы должны были показать «Первую любовь Ходжи Насретдина» по Тимуру Зульфикарову. Но вмешивается вторая волна пандемии: за неделю до начала закрывается Иваново, а через день Ярославль. Что ж, распаковываем чемоданы… Но всё меняет ночной звонок. Елена Николаевна Булукова, с которой я сотрудничаю не первый год, приглашает нас в Москву.
От таких предложений не отказываются – надо очень быстро перестраиваться. Времени на раскачку нет, а положение – сложное. Заболел исполнитель главной роли и главный режиссёр театра Обид Абдурахманов. А значит, нужно было оперативно решить не только вопросы с билетами, но прежде всего, определиться, с каким спектаклем «Молодёжка» будет достойно выглядеть на фестивале. За сутки напряжённых споров решение было найдено. Директор театра Хасана Салихов остановился на мольеровской комедии «Лекарь поневоле», который почти 30 лет назад поставил Наби Каюмович Адурахаманов. С именем этого мастера, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, связаны самые яркие страницы нового этапа в жизни театра. Но всё могло сорваться в последний момент… Когда в безумной спешке готовили поездку и покупали билеты, не учли один момент. Оказывается, чтобы вылететь в безвизовую Турцию, а организаторам удалось взять билеты только на стыковочный рейс, нужен загранпаспорт, которого нет ни у одного из артистов. Положение спас неравнодушный сотрудник «Хаво Йуллари» Он оценил ситуацию, понял, что под угрозой срыва значимое, имиджевое для страны мероприятие. Паззл сложился, артисты прилетели в Москву. Вот такой получился квест «Долети до Москвы». Только препятствия в нём пришлось преодолевать не выдуманные, а вполне реальные. «Мы всегда знали, что Узбекистан – надёжный партнёр. С вами можно идти в разведку!» – услышали артисты «Молодёжки» от организаторов фестиваля, когда наконец-то прибыли в Москву. ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ Только на спектакле нашего театра зал был переполнен (за это, кстати, «Современник» могли наказать, но обошлось), а многим желающим билетов не хватило. Поддержать соотечественников пришёл и советник по политическим вопросам Посольства Узбекистана в РФ Закир Заитов. – Сказать, что нас принимали хорошо, не сказать ничего. Такую живую, тёплую атмосферу в зале не объяснить только ностальгией по родному Ташкенту (а ведь не было массированной рекламной кампании), – говорит Ирина Хилкова. Артисты играли, как в первый раз, с таким куражом, которым отличаются обычно только премьерные показы. Актёрские флюиды буквально прошивали зал насквозь. Что творил на сцене Бобур Юлдашев, как Фатима Режаметова обыгрывала сценическое протранство «Современника» – зрители на протяжении 2,5 часов смеялись до слёз! Эффект был таким, как будто благородное вино многолетней выдержки, заиграло, заискрилось, словно молодое шампанское. – А ещё «Лекарь поневоле» набрал 200 тысяч просмотров в Интернете, – говорит директор Молодёжного театра Хасан Салихов. Безусловно, нас очень обрадовало такая неподдельная зрительская любовь (некоторые наши бывшие земляки потом даже пришли к гостинице нас проводить). И мы очень гордимся высокой оценкой нашей работы, которую дали профессионалы из оргкомитета фестиваля. Найденные почти 30 лет Наби Абдурахмановым художественные приёмы и выразительные средства прекрасно работают и сегодня. Спектакль смотрится свежо и современно. Особенно на контрасте с авангардисткими экспериментами, которыми постоянно «радуют» режиссёры новой формации.
– То, что мы играем на сцене «Современника» – очень знаковое для нас событие, ведь ровно год назад, в ноябре, артисты театра этого московского театра гастролировали в Узбекистане и играли на сцене «Молодёжки!» А теперь мы – в гостях у коллег.. – Хочу отметить, – продолжает Ирина Юрьевна – насколько артисты Молодёжки влюблены в свою профессию. Как они чётко и слаженно отработали. Им поставили задачу, они собрались и сделали всё по максимуму. Показали себя, как хорошо отмобилизованное воинское подразделение (на войне, как на войне – коронавирус враг коварный и непредсказуемый). «ЗАКУЛИСНЫЕ» РЕШЕНИЯ – Поездка оказалась на редкость насыщенной и результативной. Речь не только об официальной программе, о мастер-классах, в которых мы участвовали вместе с директором театра Хасаном Салиховым, но и о неформальных, закулисных встречах. В кулуарах, спонтанно решались серьёзные вопросы. Как, например, решение о наборе целевого узбекского курса в Щепкинское училище. Когда ректор «Щепки» Борис Любимов (с которым мы оказались рядом на конференции) объявил, что в будущем году набирает абхазский курс, я не сдержалась: «Как абхазский, а узбекский?!» Все рассмеялись, а Любимов ответил: «Почему нет? Всё возможно. Если ваше Министерство культуры подтвердит заинтересованность, я с удовольствием наберу узбекский курс. Давайте созвонимся и будем вместе решать этот вопрос». Или совершенно невероятная встреча с известным российским театральным и кинорежиссёром (пока не буду называть его имени), который дал принципиальное согласие поставить спектакль в нашем Молодёжном театре.
– В общем, этот визит в Москву стал глотком свежего воздуха, вытащил нас из режима полусонного постковидного существования. Мы с Хасаном Равшановичем (а он очень креативный, увлечённый человек и прекрасный артист) приехали домой просто возрождённые, с «подзаряженными батарейками», с запасом энергии, с интересными предложениями, с желанием работать, радовать зрителя новыми пьесами, новыми режиссёрскими именами.
Беседовала Виктория СЕЙФУЛЛИНА. Фото предоставлено Ириной ХИЛКОВОЙ и Хасаном САЛИХОВЫМ.
|
|