Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
21.12.2020 / 10:44:19

Маэстро Моцарт звучал в пятницу снова…


- Милочка, я б не осмеливалась на вашем месте конкурировать с великой Герц!

- Да полно, мадам, будущее покажет, кто из нас – истинно великая, а кто...

- Что такое? Вы смеете? На этом месте происходит обмен ударами, дамы колют друг друга рапирами.

- Ещё как смею!

- А вы не боитесь неприятностей? О-о-о-о!

- Я хорошо умею и сама доставлять их всяким выскочкам, кто становится на моем пути!

- Выскочкам?! О-о-о-о! Ну, берегитесь, милая!

Здесь мадам Герц роняет рапиру, выбитую из ее рук, и поднимает с пола метлу.

- Ой, милочка – как это помело Вам к лицу! Вы случайно не летаете на нём по ночам?..

Признайтесь честно, многим творческим людям знакома сия «ярмарка тщеславия», подобный диалог соперничества, который частенько возникает в любом коллективе, мало-мальски имеющем отношение к искусству. Некоторые персонажи настолько достоверны, что вызывают некоторый шок своей узнаваемостью. А ведь это действие происходит в XYIII веке! И диалог с последующим фехтованием рапирами, а далее – метлой и шваброй происходит между двумя певицами театра, - мадам Герц и мадемуазель Зильберкланг, воюющими друг с другом за почетный титул главной примадонны! А заодно и за внимание привлекательного директора театра. В общем, времена, как говорится, меняются, а порядки – все те же…

- О-о-о-о! Обе примадонны выбрасывают метлу и швабру и вновь хватают с пола упавшие рапиры. Они резко сходятся с клинками, направленными друг на дружку, но неожиданно попадают... ниже поясницы вошедшему спиной тенору Фогельзангу.

Последний истошно вопит на верхней ноте от укола, затем достает камертон: «Чистое «си»!

- Как? И вы здесь, господин Фогельзанг?

- Ваш покорный слуга, милые дамы! Вы – мои старые знакомые...

- Старые?

- О, простите, я хотел сказать – добрые знакомые!

- И вы тоже поступаете в эту труппу?

- О да! Как первый тенор и первый любовник!

- Первый? Фи! О-о-о! Ни – тенор!

- Ни – любовник!

- Это я здесь – самая, самая первая! Пою – когда хочу! Пою – с кем хочу! Хочу – пою, хочу – не пою! А гонорар – идёт! О-о-о-о!

- Ну уж – нет! Это я – первая, первейшая! Все премьеры – мои! Вся пресса – моя! Лишь я возьму вехнее ми-бемоль – от вас и следа не останется!

- Ми-бемоль?! Да у тебя его отроду не было! Перррвая – это я! О-о-о!

- Нет уж! Я! Я!Я!

- Дамы, дамы, не нервничайте. Первый – это я, тенор, Без меня ни одна опера идти не может!

Все первые, все главные… Каждый идет напролом, толкаясь локтями, не замечая, что все это «глупо и смешно»… В этом гротеске заключена суть и главная идея одноактной оперы зингшпиль-буфф «Директор театра», которая является первой частью оперной композиции «VIVA, MOZART!», третья премьера которой с большим успехом прошла в прошлую пятницу на малой сцене ГАБТа им. А. Навои.

Либретто Готтлиба Штефани, мастерски переведенное на русский язык воспринялось зрителем очень легко.

Злободневной в сюжете остается также тема финансовых ухищрений: два театральных авантюриста – директор оперной труппы господин Франк и его помощник – комедийный актёр Буфф – решили создать театральную труппу из артистов с самыми дешёвыми гонорарами. Они делают это для того, чтобы попытаться вылезти из многих финансовых проблем. И тут, как это обычно случается, помимо драки двух примадонн, появляются три молодые певицы, и, повинуясь стадному инстинкту, начинают тоже усиленно работать локтями, расчищая в создаваемом театре место для себя, где каждая тоже мечтает стать «первой и единственной»!

Но в итоге, все приходят к единству мнений, что работа и творчество гораздо выгоднее интриг и злословия.

-Давайте попробуем начать всё сначала! Мы больше не будем скандалить. Мы хотим мира и творчества. Давайте создадим наш театр. Ну, пожалуйста!

- И я, кажется, тоже решила больше не хвалить себя, а петь и радовать всех! О-О-О!

- И я как тенор, носитель любви, тоже прошу вас – давайте попробуем создать наш театр.

- Без интриг и злословия.

- Без вражды и самовосхвалений.

- Пусть в нем царят только творчество и дружба.

- А разве так бывает?

- Очень редко...

- Но мы попробуем – и обязательно получится!

Опера-зингшпиль  похожа опереточным сюжетом на водевиль, где монологи и диалоги актеров чередуются с вокальными номерами – дуэтами, трио, а в заключение - все участники спектакля исполняют дивертисмент из арий Вольфганга Амадея Моцарта.

«Маэстро Моцарт» же собственной персоной присутствовал на премьере в качестве дирижера камерного оркестра. Его роль неизменно принадлежит дирижеру камерного оркестра ГАБТа - Сухробу Раджабову.

Комедийные роли блестяще исполнили актеры ГАБТа: Господин Франк, директор театра – Хислат Камилов, Буфф, актёр – Жасур Саидов, господин Эйлер, банкир – Ришат Решитов, мадам Герц, примадонна – Анжелика Мухамедзянова, мадемуазель Зильберкланг, примадонна – Гульнар Альджанова, господин Фогельзанг, тенор – Бекзод Садыков, две певицы – Галина Голубкова и Валерия Шароватова.

Напомню, что три первых спектакля считаются ПРЕМЬЕРОЙ оперы, и эта была третьей, заключительной в уходящем году. Следующие встречи с его Величеством Моцартом будут уже в 2021-ом году…

Постановка прошла с огромным успехом, благодаря её режиссеру – заслуженному деятелю искусств Узбекистана - Андрею Евсеевичу Слониму, постановщику балетных сцен – Амине Бабаджановой и концертмейстеру - Людмиле Слоним. Все три премьеры прошли на малой сцене тетра (музыкальной гостиной) при полной наполненности зала. Надо учесть момент тщательного соблюдения медицинских мер безопасности – ограниченность числа зрительских мест – стулья были расставлены друг от друга на расстояние 1,5 метров, поэтому вместимость зала сократилась вдвое…

Спектакль небольшой – два его действия проходят в течение 1часа 20 минут, как говорится, «на одном дыхание», настолько динамичен и наполнен сюжет, и первое действие сразу же переходит во второе – «Мир образов Моцарта», являясь как бы его логическим продолжением – выступлением актеров уже созданного театра. От двух предыдущих спектаклей эта премьера дополнилась змамечательным дуэтом Сюзанны и Графини в изысканном исполнении Анжелики Мухаметзяновой и Гульнар Альджановой, выходной песенкой Папагено из оперы Моцарта «Волшебная флейта», блестяще исполненной Джасуром Саидовым. Кроме этого, Арию Принца Тамино с портретом впервые ярко исполнил  Бекзод Садыков в «полагающемся « окружении Трёх Дам. Кроме того, в первой части оперы в роли Мадемуазель Зильберкланг впервые выступала ведущая солистка оперы Гульнар Альджанова, она мягким звучанием сопрано привнесла особенный колорит…И она же изящно и обаятельно исполнила четвёртый новый номер композиции – концертную арию Моцарта «Аллилуйя».

В свободном театрализованном дивертисменте камерный оркестр исполнил репризу увертюры из оперы «СВАДЬБА ФИГАРО». И далее были представлены вокальные дуэты и арии из опер Вольфганга Амадея Моцарта следующими исполнителями, хорошо знакомыми и полюбившимися театральному зрителю: Дуэт Сюзанны и Фигаро и ариозо Фигаро: Сюзанна – Гульмира Нурметова, Фигаро – Хислат Камилов.

Дуэт Сюзанны и Марцелины: Сюзанна – Гульмира Нурметова, Марцелина – Валерия Шароватова.

Ария Графини Розины – Галина Голубкова.

Сцена и дуэт Графини Розины и Сюзанны: Графиня – Гульнар Альджанова, Сюзанна – Анжелика Мухамедзянова.

Ария Фигаро – Ришат Решитов.

Из оперы «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА»: Выходная песенка Папагено - Жасур САИДОВ. Ария Принца Тамино с портретом – Бекзод Садыков. (Три Дамы – Гульнар Альджанова, Галина Голубкова, Валерия Шароватова).

Ария Царицы Ночи – Анжелика Мухамедзянова.

Из оперы «ДОН ЖУАН»: Дуэт Дона Жуана и Церлины: Дон Жуан – Хислат Камилов, Церлина – Гульмира Нурметова.

В.-А. МОЦАРТ. Ария «Аллилуйя!..» из мотета «Еxsultate jubilate» - Гульнар Альджанова.

Финал: Кода оперы «СВАДЬБА ФИГАРО» исполнили все участники спектакля.

Благодарные, искренние аплодисменты зрителей, возгласы «Браво!» - выразили чувство признательности работникам сценического искусства, служителям Мельпомены за их нелегкий, но благодатный труд и за этот предновогодний подарок ташкентцам…

Музыка бессмертного Моцарта, не смотря на все жизненные перипетии, символично наполненная радостью, солнцем и надеждой на лучшее, завершила уходящий год, ставший нелегким для многих и многих из нас… Следующие встречи с Моцартом, а также другими композиторами; классиками и современниками, будут уже в новом году. Дай Бог, чтобы в наступающем году все были здоровы и по возможности, счастливы…

 

Текст и фото:

София Демидова





Другие материалы рубрики

16.12.2020 / 13:03:23

В Молодёжном театре будет сказка!

Декабрь включил обратный отсчёт: всё явственнее запах мандаринов, всё больше наряженных ёлок на улицах Ташкента, всё ярче вечерняя иллюминация. Даже природа в этом году не поскупилась – отсыпала снега от души! Все приметы наступающего праздника на лицо. А какой же Новый год без сюрпризов? Далее...

11.12.2020 / 11:42:25

Бенефис заслуженной артистки Узбекистана Фотимы Режаметовой в Молодёжном театре Узбекистана

Этот моноспектакль "Я люблю и любима!" в Государственном молодёжном театре Узбекистана 05 12 20 по мотивам пьесы французского драматурга, сценариста, режиссёра Жана Ануя "Оркестр", несомненно, стал событием в культурной жизни Ташкента Далее...

04.12.2020 / 19:04:42

Молодёжный театр в Москве: миссия выполнена

С 16 по 22 ноября в столице России проходил 2-й Фестиваль русских зарубежных театров. Организаторами форума были Министерство культуры, Союз театральных деятелей Российской Федерации, Росконцерт, Академия народной музыки при поддержке программы "Большие гастроли". Нашу страну на этом форуме представлял Государственный молодёжный театр Узбекистана Далее...

04.12.2020 / 15:26:49

Фатима Режаметова. Без грима и фальши

"Если уж быть в профессии, так надо быть всегда впереди, всегда быть лучшей", - таков девиз заслуженной артистки, ведущего мастера сцены Молодежного театра Узбекистана Фатимы РЕЖАМЕТОВОЙ. В 2019 году она награждена орденом "Дустлик". И сегодня наш с ней разговор о ее жизненном и творческом пути в кино и театре без грима и фальши Далее...

03.12.2020 / 17:55:43

Солнечный Моцарт накануне зимы

Музыкальная гостиная ГАБТа им. А. Навои этой осенью частенько радует своих зрителей постановками малой сцены, в которых участвуют ведущие солисты нашей оперы. Эти спектакли неоценимы, прежде всего, тем, что проходят на благотворительной основе - актеры, музыканты, режиссеры и постановщики самоотверженно дарят свой труд, приносящий ташкентцам радость Далее...





22.12.2024 / 15:11:58
Закончился съемочный период нового фильма Зульфикара Мусакова под рабочим названием "Сны о Фудзияме
 
21.12.2024 / 14:19:38
Снял за 24 часа, покорил навсегда!
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


23.12.2024 / 15:10:00
Жавлон Вахабов: В Узбекистане всегда с особым уважением относились к Чингизу Айтматову и его творчеству
 
12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 


21.12.2024 / 14:13:05
Итоги года: Korzinka Go доставила более одного миллиона заказов
 
18.12.2024 / 17:37:49
"Корзинка" представила финальную книгу серии "Время героев" и подарочный комплект из всех четырех историй
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте