Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.12.2020 / 10:44:19
Маэстро Моцарт звучал в пятницу снова…- Милочка, я б не осмеливалась на вашем месте конкурировать с великой Герц! - Да полно, мадам, будущее покажет, кто из нас – истинно великая, а кто... - Что такое? Вы смеете? На этом месте происходит обмен ударами, дамы колют друг друга рапирами. - Ещё как смею! - А вы не боитесь неприятностей? О-о-о-о! - Я хорошо умею и сама доставлять их всяким выскочкам, кто становится на моем пути! - Выскочкам?! О-о-о-о! Ну, берегитесь, милая! Здесь мадам Герц роняет рапиру, выбитую из ее рук, и поднимает с пола метлу. - Ой, милочка – как это помело Вам к лицу! Вы случайно не летаете на нём по ночам?.. Признайтесь честно, многим творческим людям знакома сия «ярмарка тщеславия», подобный диалог соперничества, который частенько возникает в любом коллективе, мало-мальски имеющем отношение к искусству. Некоторые персонажи настолько достоверны, что вызывают некоторый шок своей узнаваемостью. А ведь это действие происходит в XYIII веке! И диалог с последующим фехтованием рапирами, а далее – метлой и шваброй происходит между двумя певицами театра, - мадам Герц и мадемуазель Зильберкланг, воюющими друг с другом за почетный титул главной примадонны! А заодно и за внимание привлекательного директора театра. В общем, времена, как говорится, меняются, а порядки – все те же… - О-о-о-о! Обе примадонны выбрасывают метлу и швабру и вновь хватают с пола упавшие рапиры. Они резко сходятся с клинками, направленными друг на дружку, но неожиданно попадают... ниже поясницы вошедшему спиной тенору Фогельзангу. Последний истошно вопит на верхней ноте от укола, затем достает камертон: «Чистое «си»! - Как? И вы здесь, господин Фогельзанг? - Ваш покорный слуга, милые дамы! Вы – мои старые знакомые... - Старые? - О, простите, я хотел сказать – добрые знакомые! - И вы тоже поступаете в эту труппу? - О да! Как первый тенор и первый любовник! - Первый? Фи! О-о-о! Ни – тенор! - Ни – любовник! - Это я здесь – самая, самая первая! Пою – когда хочу! Пою – с кем хочу! Хочу – пою, хочу – не пою! А гонорар – идёт! О-о-о-о! - Ну уж – нет! Это я – первая, первейшая! Все премьеры – мои! Вся пресса – моя! Лишь я возьму вехнее ми-бемоль – от вас и следа не останется! - Ми-бемоль?! Да у тебя его отроду не было! Перррвая – это я! О-о-о! - Нет уж! Я! Я!Я! - Дамы, дамы, не нервничайте. Первый – это я, тенор, Без меня ни одна опера идти не может! Все первые, все главные… Каждый идет напролом, толкаясь локтями, не замечая, что все это «глупо и смешно»… В этом гротеске заключена суть и главная идея одноактной оперы зингшпиль-буфф «Директор театра», которая является первой частью оперной композиции «VIVA, MOZART!», третья премьера которой с большим успехом прошла в прошлую пятницу на малой сцене ГАБТа им. А. Навои. Либретто Готтлиба Штефани, мастерски переведенное на русский язык воспринялось зрителем очень легко. Злободневной в сюжете остается также тема финансовых ухищрений: два театральных авантюриста – директор оперной труппы господин Франк и его помощник – комедийный актёр Буфф – решили создать театральную труппу из артистов с самыми дешёвыми гонорарами. Они делают это для того, чтобы попытаться вылезти из многих финансовых проблем. И тут, как это обычно случается, помимо драки двух примадонн, появляются три молодые певицы, и, повинуясь стадному инстинкту, начинают тоже усиленно работать локтями, расчищая в создаваемом театре место для себя, где каждая тоже мечтает стать «первой и единственной»! Но в итоге, все приходят к единству мнений, что работа и творчество гораздо выгоднее интриг и злословия. -Давайте попробуем начать всё сначала! Мы больше не будем скандалить. Мы хотим мира и творчества. Давайте создадим наш театр. Ну, пожалуйста! - И я, кажется, тоже решила больше не хвалить себя, а петь и радовать всех! О-О-О! - И я как тенор, носитель любви, тоже прошу вас – давайте попробуем создать наш театр. - Без интриг и злословия. - Без вражды и самовосхвалений. - Пусть в нем царят только творчество и дружба. - А разве так бывает? - Очень редко... - Но мы попробуем – и обязательно получится! Опера-зингшпиль похожа опереточным сюжетом на водевиль, где монологи и диалоги актеров чередуются с вокальными номерами – дуэтами, трио, а в заключение - все участники спектакля исполняют дивертисмент из арий Вольфганга Амадея Моцарта. «Маэстро Моцарт» же собственной персоной присутствовал на премьере в качестве дирижера камерного оркестра. Его роль неизменно принадлежит дирижеру камерного оркестра ГАБТа - Сухробу Раджабову. Комедийные роли блестяще исполнили актеры ГАБТа: Господин Франк, директор театра – Хислат Камилов, Буфф, актёр – Жасур Саидов, господин Эйлер, банкир – Ришат Решитов, мадам Герц, примадонна – Анжелика Мухамедзянова, мадемуазель Зильберкланг, примадонна – Гульнар Альджанова, господин Фогельзанг, тенор – Бекзод Садыков, две певицы – Галина Голубкова и Валерия Шароватова. Напомню, что три первых спектакля считаются ПРЕМЬЕРОЙ оперы, и эта была третьей, заключительной в уходящем году. Следующие встречи с его Величеством Моцартом будут уже в 2021-ом году… Постановка прошла с огромным успехом, благодаря её режиссеру – заслуженному деятелю искусств Узбекистана - Андрею Евсеевичу Слониму, постановщику балетных сцен – Амине Бабаджановой и концертмейстеру - Людмиле Слоним. Все три премьеры прошли на малой сцене тетра (музыкальной гостиной) при полной наполненности зала. Надо учесть момент тщательного соблюдения медицинских мер безопасности – ограниченность числа зрительских мест – стулья были расставлены друг от друга на расстояние 1,5 метров, поэтому вместимость зала сократилась вдвое… Спектакль небольшой – два его действия проходят в течение 1часа 20 минут, как говорится, «на одном дыхание», настолько динамичен и наполнен сюжет, и первое действие сразу же переходит во второе – «Мир образов Моцарта», являясь как бы его логическим продолжением – выступлением актеров уже созданного театра. От двух предыдущих спектаклей эта премьера дополнилась змамечательным дуэтом Сюзанны и Графини в изысканном исполнении Анжелики Мухаметзяновой и Гульнар Альджановой, выходной песенкой Папагено из оперы Моцарта «Волшебная флейта», блестяще исполненной Джасуром Саидовым. Кроме этого, Арию Принца Тамино с портретом впервые ярко исполнил Бекзод Садыков в «полагающемся « окружении Трёх Дам. Кроме того, в первой части оперы в роли Мадемуазель Зильберкланг впервые выступала ведущая солистка оперы Гульнар Альджанова, она мягким звучанием сопрано привнесла особенный колорит…И она же изящно и обаятельно исполнила четвёртый новый номер композиции – концертную арию Моцарта «Аллилуйя». В свободном театрализованном дивертисменте камерный оркестр исполнил репризу увертюры из оперы «СВАДЬБА ФИГАРО». И далее были представлены вокальные дуэты и арии из опер Вольфганга Амадея Моцарта следующими исполнителями, хорошо знакомыми и полюбившимися театральному зрителю: Дуэт Сюзанны и Фигаро и ариозо Фигаро: Сюзанна – Гульмира Нурметова, Фигаро – Хислат Камилов. Дуэт Сюзанны и Марцелины: Сюзанна – Гульмира Нурметова, Марцелина – Валерия Шароватова. Ария Графини Розины – Галина Голубкова. Сцена и дуэт Графини Розины и Сюзанны: Графиня – Гульнар Альджанова, Сюзанна – Анжелика Мухамедзянова. Ария Фигаро – Ришат Решитов. Из оперы «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА»: Выходная песенка Папагено - Жасур САИДОВ. Ария Принца Тамино с портретом – Бекзод Садыков. (Три Дамы – Гульнар Альджанова, Галина Голубкова, Валерия Шароватова). Ария Царицы Ночи – Анжелика Мухамедзянова. Из оперы «ДОН ЖУАН»: Дуэт Дона Жуана и Церлины: Дон Жуан – Хислат Камилов, Церлина – Гульмира Нурметова. В.-А. МОЦАРТ. Ария «Аллилуйя!..» из мотета «Еxsultate jubilate» - Гульнар Альджанова. Финал: Кода оперы «СВАДЬБА ФИГАРО» исполнили все участники спектакля. Благодарные, искренние аплодисменты зрителей, возгласы «Браво!» - выразили чувство признательности работникам сценического искусства, служителям Мельпомены за их нелегкий, но благодатный труд и за этот предновогодний подарок ташкентцам… Музыка бессмертного Моцарта, не смотря на все жизненные перипетии, символично наполненная радостью, солнцем и надеждой на лучшее, завершила уходящий год, ставший нелегким для многих и многих из нас… Следующие встречи с Моцартом, а также другими композиторами; классиками и современниками, будут уже в новом году. Дай Бог, чтобы в наступающем году все были здоровы и по возможности, счастливы…
Текст и фото:
|
|