Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
11.12.2020 / 11:42:25

Бенефис заслуженной артистки Узбекистана Фотимы Режаметовой в Молодёжном театре Узбекистана


Этот моноспектакль «Я люблю и любима!» в Государственном молодёжном театре Узбекистана 05 12 20 по мотивам пьесы французского драматурга, сценариста, режиссёра Жана Ануя «Оркестр», несомненно, стал событием в культурной жизни Ташкента. Спектакль-бенефис был поставлен для заслуженной артистки Узбекистана Фотимы Режаметовой автором инсценировки и режиссёром-постановщиком Левоном Узуняном (Грузия, Тбилиси), с которым наши зрители уже хорошо знакомы. Впервые, 21 и 22 сентября 2019 года, Тбилисский государственный академический русский театр имени А.С. Грибоедова представил в Ташкенте потрясающий моноспектакль «Я – Николай Гумилёв!» на сцене Государственного молодёжного театра Узбекистана в рамках проекта «Русская поэзия Серебряного века».

Трудно поверить, что пьеса «Оркестр» (L’Orchestre) была написана в 1959 году, настолько она воспринимается актуально сегодня. В новом моноспектакле тбилисский режиссёр-постановщик, взяв за основу пьесу «Оркестр» — яркий эксцентричный спектакль по пьесе гениального французского драматурга ХХ века Жана Ануя, - сделал новые акценты в нём. Пьеса Жана Ануя послужила лишь предлогом для данного сценического повествования. Действие разворачивается в послевоенной Франции, на некоем заштатном курорте, постояльцев которого призван развлекать небольшой оркестр. Лёгкая, немного гротесковая история, постепенно раскрывает зрителю всю драму судеб самих оркестрантов, отчаяние их душ, ищущих любви и потерянных в лабиринте жизненных обстоятельств в жанре трагикомедии.

Вот что рассказал, по многолетней традиции, выйдя к публике до начала спектакля, главный режиссёр Молодёжного театра Обид Абдурахманов:

- Мы долго шли к спектаклю по мотивам пьесы Жана Ануя, создателя так называемой интеллектуальной драмы, «Оркестр», решая сакраментальный вопрос: «Как должен продолжаться театр в условиях пандемии после долгой изоляции и затяжной разлуки со зрителем?» Репетиции шли давно во время карантина в режиме on-line. Конечно, интернет – это здорово, его возможности почти безграничны. Но театр не может существовать без живого общения глаза в глаза, без обмена энергией между артистами и публикой. И реальные встречи в зрительном зале не заменят никакие высокие технологии. Мы соскучились по вас и вашей живой реакции, а вы по нас. Моноспектакль возвращается на сцену нашего театра. Я желаю удачи не только всей постановочной группе и исполнительнице шести ролей одновременно в этом спектакле - Фатиме Режаметовой, но и вам, зрителям главной нашей премьеры в этом году!

«Если уж быть в профессии, так надо быть всегда впереди, всегда быть лучшей», - таков девиз заслуженной артистки, ведущего мастера сцены Молодёжного театра Узбекистана Фотимы Режаметовой. В 2019 году она награждена орденом «Дустлик». В её творческом багаже более 60 картин и более 40 ролей в театре. В Молодёжный театр она пришла в 1991 году, и он стал для неё вторым домом. В актёрской профессии в кино и театре она остаётся верна системе К.С. Станиславского: «И тут только правда жизни, и там правда!»

Сдержанная сценография: ничего лишнего на сцене, но есть самое необходимое – минимум театральной атрибутики – стулья, смычок от контрабаса, женская белая  сумка, роскошная серая шляпка, мужской пиджак на спинке стула, другие бытовые мелочи; на втором плане – артистическая уборная, где актриса в течение спектакля перед большим зеркалом несколько раз молниеносно переодевается, тотчас принимая различные образы своих персонажей: Мадам Ортранс, контрабас и чопорный руководитель оркестра; Сюзанна Делисиас, виолончель; Патриция, первая скрипка с её смешными откровениями на грани абсурда, то и дело вызывавшими смех в зале: «Вы  думаете,  я  не  страдаю?  Иногда я разденусь и смотрю на себя в зеркало в шкафу. Я красивая. Да, красивая! Но я не могу!»; Памела, вторая скрипка, до цинизма откровенная в своём простодушно-доброжелательном ответе на чувствительное сокровенное признание подруги по несчастью быть недолюбленной: «Однако это совсем нетрудно!»; Эрмирина, альт, пожалуй, наиболее интересный персонаж, способный проанализировать свои чувства без иллюзий. Мсье Леон, пианист — его тень возникает только в воображаемых диалогах Эрмирины с ним или в её трогательных признаниях о своём чувстве: «Именно поэтому он и получит всю обойму, если попробует приударить за другой: «Паф! Паф! Паф! Паф! Паф! Паф!» «Но вот в чём дело: он - часть меня. Когда он уходит, как будто уходит моя часть, я вся - ожидание, когда он соизволит вернуться и когда я снова стану целой. Не знаю, ты понимаешь, что я хочу сказать?.. Это и есть любовь!»

 Условным языком театра Фотима Режаметова одушевляет реально отсутствующих на сцене персонажей и через них рассказывает о нас самих: языком танца, ненавязчивой лёгкой музыки композитора Альберта Халмурзаева (Россия, Калининград), будящей наши чувства; хореографическим пластическим рисунком роли, созданным заслуженной артисткой Узбекистана – Маликой Искандеровой, и, конечно, вспышками света, выхватывающими в темноте зрительного зала пространство сцены и фигуру самой главной  волшебницы происходящего действа с её богатой мимикой и гибкой пластикой, то широко открытым или прищуренным взглядом в публику, лёгкой летающей походкой актрисы, от одной которой мужчины могут сойти с ума.

Вертикальные белые экраны, по архитектуре напоминающие колонны в интерьере любого  концертного зала, отражают ноты, переходящие то в абрисы женских лиц, а то летящих птиц: они передают атмосферу курортного городка, наполненного звуками играющего провинциального оркестра, иногда прерываемого грохотом шагов отдыхающих людей, поглощённых своей санаторной развлекательной  жизнью, снующих туда-сюда, отдыхающих за маленькими столиками в летних кафе и которым, конечно, нет дела до оркестрантов, судя по словам Памеллы: «О каких  приятных  мыслях можно говорить здесь, где лечатся от запоров! И вы думаете, они нас слушают? Они   только говорят о болезнях».

…И даже когда раздадутся звук отдалённого выстрела за кулисами и приглушённый говор толпы, оркестранты по требованию своего патрона Мсье Лебонза продолжают играть улыбаясь, чтобы не распугать постояльцев и завтра из-за своего беспокойства не остаться без работы. Зрителям в пьесе сказали, что это прожектор лопнул. Оркестрантки в сутолоке рассаживаются по местам. Все надевают на головы маленькие смешные картонные шляпки по моде времен Людовика XIV. Молниеносно перевоплотившись в руководителя оркестра Мадам Ортранс, Фотима Режаметова уже дирижирует смычком: «Считаю один такт! Ну! Раз, два, три! Грациозно!» Оркестр продолжает играть весёлую музыку, которая в пьесе Жана Ануя сопровождается шутливыми жестами и мимикой.

Фотима Режаметова взяла на себя смелость рассказать трагические и смешные эпизоды из жизни каждой оркестрантки простым разговорным языком - далеко не выдающихся героинь, совершивших подвиг  на поле боя во имя свободы или независимости страны, а самых что ни на есть простых обывательниц городка, зацикленных на своих маленьких радостях и горестях, цепляющихся за свою работу, чтобы выжить и саму жизнь в её главном проявлении – желании любить и быть любимой - мужем, любовником, придуманным «принцем на белом коне». В этих мечтаниях их слабость и сила… и весь шарм моноспектакля.

Человечество и в XXI веке не утратило интерес к вопросу: «Женщина… Кто она? «Сосуд дьявола» в европейской формулировке, «верёвка, по которой мужчина спускается в ад» - по восточной пословице, или таинственная блоковская Прекрасная Дама, отблеск Божественного в бренной оболочке? Змея или голубка? Яд или противоядие злу?» «Кто же ты, женщина?» – из века в век терзался вопросом мужчина, вглядываясь в черты своей загадочной спутнице. - Простое орудие деторождения? Второй пол? Отражение моей творческой фантазии? Истинный источник вдохновения?» Он то высоко возносил её над собой в экстазе благоговения, трепеща от робости перед своей богиней, то осыпал градом насмешек и унижений, словно рабыню на рынке. На протяжении столетий ведомая интуицией женщина оказалась у первого ручья современной цивилизации.

Таков собирательный образ главной героини моноспектакля в исполнении Фотимы Режаметовой, вобравшей в себя и проживающей на сцене не просто историю одного оркестра. Это история всего человечества, согласно идее режиссёра-постановщика Левона Узуняна, причём преподнесённая нам под увеличительным стеклом, во всей своей неприглядной правоте: любовь и ревность, молодость и старость, здравие и болезнь, мир и война, жизнь и смерть – всех тем не перечислить. Фотима Режаметова ведёт живые диалоги с мнимыми действующими лицами на сцене и монологи-исповеди: она то остроумно шутит над своими партнёрами, то сквозь слёзы смеётся над собой, заставляя зрителей сочувствовать её характерным героиням и плакать вместе с ней над женской долей.

Фотима Режаметова признаётся,что для неё инсценировка пьесы Жана Ануя «Оркестр» в рамках её юбилейного бенефиса стала долгожданным подарком судьбы от режиссёра-постановщика Левона Узуняна (идея Майи Гафуровой), с которым она познакомилась в Ташкенте в прошлом году во время гастролей Тбилисского государственного академического русского театра имени А.С. Грибоедова в её родном театре. Предложение попробовать себя в этом материале вызвало у актрисы огромный интерес. Инсценировка делалась специально для Фотимы, и она понимала, что такой материал нужно сделать либо очень хорошо, либо никак. Еще одна сложность и уникальность проекта состояла в том, что репетиции от начала и до конца велись в онлайн-режиме. Левон Узунян, буквально, стал глазами и ушами для актрисы. «Я очень волновалась, - признаётся Фотима Режаметова, - но как всегда по жизни, меня ведёт девиз: «Вперёд и только вперёд!»

После оглушительного успешного бенефиса Фотима, прижимая к груди цветы от благодарных зрителей, не скрывала своего волнения и слёз, искренне радуясь вниманию зрителей и своих коллег по театральному цеху. Она призналась, что дорожит вниманием близких ей людей и что она всегда всё делает в жизни и на сцене по принципу: «Я люблю и любима!».

По окончании спектакля директор Молодёжного театра Хасан Салихов поздравил заслуженную артистку Узбекистана Фотиму Режаметову с выдающимся триумфом, который можно считать мастер-классом, и преподнёс ей огромный букет роз, утонувший в море преподнесённых актрисе цветов от благодарных поклонников её таланта. Он подчеркнул, что весь театральный коллектив почти за 30 лет сотрудничества с выдающейся актрисой дорожит каждым её выходом на сцену, гордится ею и желает здоровья, счастья, семейного благополучия. Директор театра пожелал также Фотиме, чтобы судьба ей подарила как можно больше таких гениальных ролей. Спектакль, представивший женщину-оркестр, у которой тысячи ликов и одна судьба, войдёт в репертуар Молодёжного театра и сможет представлять нашу страну на международных театральных фестивалях.

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

04.12.2020 / 19:04:42

Молодёжный театр в Москве: миссия выполнена

С 16 по 22 ноября в столице России проходил 2-й Фестиваль русских зарубежных театров. Организаторами форума были Министерство культуры, Союз театральных деятелей Российской Федерации, Росконцерт, Академия народной музыки при поддержке программы "Большие гастроли". Нашу страну на этом форуме представлял Государственный молодёжный театр Узбекистана Далее...

04.12.2020 / 15:26:49

Фатима Режаметова. Без грима и фальши

"Если уж быть в профессии, так надо быть всегда впереди, всегда быть лучшей", - таков девиз заслуженной артистки, ведущего мастера сцены Молодежного театра Узбекистана Фатимы РЕЖАМЕТОВОЙ. В 2019 году она награждена орденом "Дустлик". И сегодня наш с ней разговор о ее жизненном и творческом пути в кино и театре без грима и фальши Далее...

03.12.2020 / 17:55:43

Солнечный Моцарт накануне зимы

Музыкальная гостиная ГАБТа им. А. Навои этой осенью частенько радует своих зрителей постановками малой сцены, в которых участвуют ведущие солисты нашей оперы. Эти спектакли неоценимы, прежде всего, тем, что проходят на благотворительной основе - актеры, музыканты, режиссеры и постановщики самоотверженно дарят свой труд, приносящий ташкентцам радость Далее...

02.12.2020 / 19:39:40

Бомарше и Моцарт: премьера "Женитьбы Фигаро" в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

Музыкальная комедия "Женитьба Фигаро" на протяжении многих лет пользуется огромным успехом благодаря композиции, динамичности и юмору, который не утратил своей свежести Далее...

01.12.2020 / 20:55:21

Государственный Молодежный театр Узбекистана. Репертуар на декабрь-2020

Государственный Молодежный театр Узбекистана. Репертуар на декабрь-2020 Далее...





28.02.2021 / 19:16:15
Художник Максим Варданян заявляет о себе как хороший писатель. Совсем недавно вышло из печати новое издание его книги "Художник и модель"
 
25.02.2021 / 20:36:47
Академия художеств Узбекистана, Дирекция художественных выставок представили в ЦВЗ персональную выставку Серго Сутягина "Архитектор рисует"
 


27.02.2021 / 16:43:39
Как стать умнее?
 
17.02.2021 / 12:06:42
Вновь в эфире НТРК программа "И это все о нем". В этот раз о чтении книг, о новых изданиях
 


02.03.2021 / 19:42:11
Сборник сокровищ макома и узбекской традиционной музыки: Компания BWG Production представила новый музыкальный проект New Vision
 
27.02.2021 / 19:30:22
В продолжение темы. АНДРЕЙ СЛОНИМ, ГАБТ И "AVE, MARIA"
 


23.02.2021 / 08:45:34
Владимир Познер: "Журналист не должен говорить своей публике, что такое хорошо и что такое плохо"
 
20.02.2021 / 10:21:14
ПОЭТ - ДМИТРИЙ АНТОНОВИЧ СУХАРЕВ
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2021 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте