Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.12.2020 / 11:42:25
Бенефис заслуженной артистки Узбекистана Фотимы Режаметовой в Молодёжном театре УзбекистанаЭтот моноспектакль «Я люблю и любима!» в Государственном молодёжном театре Узбекистана 05 12 20 по мотивам пьесы французского драматурга, сценариста, режиссёра Жана Ануя «Оркестр», несомненно, стал событием в культурной жизни Ташкента. Спектакль-бенефис был поставлен для заслуженной артистки Узбекистана Фотимы Режаметовой автором инсценировки и режиссёром-постановщиком Левоном Узуняном (Грузия, Тбилиси), с которым наши зрители уже хорошо знакомы. Впервые, 21 и 22 сентября 2019 года, Тбилисский государственный академический русский театр имени А.С. Грибоедова представил в Ташкенте потрясающий моноспектакль «Я – Николай Гумилёв!» на сцене Государственного молодёжного театра Узбекистана в рамках проекта «Русская поэзия Серебряного века». Трудно поверить, что пьеса «Оркестр» (L’Orchestre) была написана в 1959 году, настолько она воспринимается актуально сегодня. В новом моноспектакле тбилисский режиссёр-постановщик, взяв за основу пьесу «Оркестр» — яркий эксцентричный спектакль по пьесе гениального французского драматурга ХХ века Жана Ануя, - сделал новые акценты в нём. Пьеса Жана Ануя послужила лишь предлогом для данного сценического повествования. Действие разворачивается в послевоенной Франции, на некоем заштатном курорте, постояльцев которого призван развлекать небольшой оркестр. Лёгкая, немного гротесковая история, постепенно раскрывает зрителю всю драму судеб самих оркестрантов, отчаяние их душ, ищущих любви и потерянных в лабиринте жизненных обстоятельств в жанре трагикомедии. Вот что рассказал, по многолетней традиции, выйдя к публике до начала спектакля, главный режиссёр Молодёжного театра Обид Абдурахманов:
«Если уж быть в профессии, так надо быть всегда впереди, всегда быть лучшей», - таков девиз заслуженной артистки, ведущего мастера сцены Молодёжного театра Узбекистана Фотимы Режаметовой. В 2019 году она награждена орденом «Дустлик». В её творческом багаже более 60 картин и более 40 ролей в театре. В Молодёжный театр она пришла в 1991 году, и он стал для неё вторым домом. В актёрской профессии в кино и театре она остаётся верна системе К.С. Станиславского: «И тут только правда жизни, и там правда!» Сдержанная сценография: ничего лишнего на сцене, но есть самое необходимое – минимум театральной атрибутики – стулья, смычок от контрабаса, женская белая сумка, роскошная серая шляпка, мужской пиджак на спинке стула, другие бытовые мелочи; на втором плане – артистическая уборная, где актриса в течение спектакля перед большим зеркалом несколько раз молниеносно переодевается, тотчас принимая различные образы своих персонажей: Мадам Ортранс, контрабас и чопорный руководитель оркестра; Сюзанна Делисиас, виолончель; Патриция, первая скрипка с её смешными откровениями на грани абсурда, то и дело вызывавшими смех в зале: «Вы думаете, я не страдаю? Иногда я разденусь и смотрю на себя в зеркало в шкафу. Я красивая. Да, красивая! Но я не могу!»; Памела, вторая скрипка, до цинизма откровенная в своём простодушно-доброжелательном ответе на чувствительное сокровенное признание подруги по несчастью быть недолюбленной: «Однако это совсем нетрудно!»; Эрмирина, альт, пожалуй, наиболее интересный персонаж, способный проанализировать свои чувства без иллюзий. Мсье Леон, пианист — его тень возникает только в воображаемых диалогах Эрмирины с ним или в её трогательных признаниях о своём чувстве: «Именно поэтому он и получит всю обойму, если попробует приударить за другой: «Паф! Паф! Паф! Паф! Паф! Паф!» «Но вот в чём дело: он - часть меня. Когда он уходит, как будто уходит моя часть, я вся - ожидание, когда он соизволит вернуться и когда я снова стану целой. Не знаю, ты понимаешь, что я хочу сказать?.. Это и есть любовь!» Условным языком театра Фотима Режаметова одушевляет реально отсутствующих на сцене персонажей и через них рассказывает о нас самих: языком танца, ненавязчивой лёгкой музыки композитора Альберта Халмурзаева (Россия, Калининград), будящей наши чувства; хореографическим пластическим рисунком роли, созданным заслуженной артисткой Узбекистана – Маликой Искандеровой, и, конечно, вспышками света, выхватывающими в темноте зрительного зала пространство сцены и фигуру самой главной волшебницы происходящего действа с её богатой мимикой и гибкой пластикой, то широко открытым или прищуренным взглядом в публику, лёгкой летающей походкой актрисы, от одной которой мужчины могут сойти с ума. Вертикальные белые экраны, по архитектуре напоминающие колонны в интерьере любого концертного зала, отражают ноты, переходящие то в абрисы женских лиц, а то летящих птиц: они передают атмосферу курортного городка, наполненного звуками играющего провинциального оркестра, иногда прерываемого грохотом шагов отдыхающих людей, поглощённых своей санаторной развлекательной жизнью, снующих туда-сюда, отдыхающих за маленькими столиками в летних кафе и которым, конечно, нет дела до оркестрантов, судя по словам Памеллы: «О каких приятных мыслях можно говорить здесь, где лечатся от запоров! И вы думаете, они нас слушают? Они только говорят о болезнях». …И даже когда раздадутся звук отдалённого выстрела за кулисами и приглушённый говор толпы, оркестранты по требованию своего патрона Мсье Лебонза продолжают играть улыбаясь, чтобы не распугать постояльцев и завтра из-за своего беспокойства не остаться без работы. Зрителям в пьесе сказали, что это прожектор лопнул. Оркестрантки в сутолоке рассаживаются по местам. Все надевают на головы маленькие смешные картонные шляпки по моде времен Людовика XIV. Молниеносно перевоплотившись в руководителя оркестра Мадам Ортранс, Фотима Режаметова уже дирижирует смычком: «Считаю один такт! Ну! Раз, два, три! Грациозно!» Оркестр продолжает играть весёлую музыку, которая в пьесе Жана Ануя сопровождается шутливыми жестами и мимикой. Фотима Режаметова взяла на себя смелость рассказать трагические и смешные эпизоды из жизни каждой оркестрантки простым разговорным языком - далеко не выдающихся героинь, совершивших подвиг на поле боя во имя свободы или независимости страны, а самых что ни на есть простых обывательниц городка, зацикленных на своих маленьких радостях и горестях, цепляющихся за свою работу, чтобы выжить и саму жизнь в её главном проявлении – желании любить и быть любимой - мужем, любовником, придуманным «принцем на белом коне». В этих мечтаниях их слабость и сила… и весь шарм моноспектакля. Человечество и в XXI веке не утратило интерес к вопросу: «Женщина… Кто она? «Сосуд дьявола» в европейской формулировке, «верёвка, по которой мужчина спускается в ад» - по восточной пословице, или таинственная блоковская Прекрасная Дама, отблеск Божественного в бренной оболочке? Змея или голубка? Яд или противоядие злу?» «Кто же ты, женщина?» – из века в век терзался вопросом мужчина, вглядываясь в черты своей загадочной спутнице. - Простое орудие деторождения? Второй пол? Отражение моей творческой фантазии? Истинный источник вдохновения?» Он то высоко возносил её над собой в экстазе благоговения, трепеща от робости перед своей богиней, то осыпал градом насмешек и унижений, словно рабыню на рынке. На протяжении столетий ведомая интуицией женщина оказалась у первого ручья современной цивилизации. Таков собирательный образ главной героини моноспектакля в исполнении Фотимы Режаметовой, вобравшей в себя и проживающей на сцене не просто историю одного оркестра. Это история всего человечества, согласно идее режиссёра-постановщика Левона Узуняна, причём преподнесённая нам под увеличительным стеклом, во всей своей неприглядной правоте: любовь и ревность, молодость и старость, здравие и болезнь, мир и война, жизнь и смерть – всех тем не перечислить. Фотима Режаметова ведёт живые диалоги с мнимыми действующими лицами на сцене и монологи-исповеди: она то остроумно шутит над своими партнёрами, то сквозь слёзы смеётся над собой, заставляя зрителей сочувствовать её характерным героиням и плакать вместе с ней над женской долей. Фотима Режаметова признаётся,что для неё инсценировка пьесы Жана Ануя «Оркестр» в рамках её юбилейного бенефиса стала долгожданным подарком судьбы от режиссёра-постановщика Левона Узуняна (идея Майи Гафуровой), с которым она познакомилась в Ташкенте в прошлом году во время гастролей Тбилисского государственного академического русского театра имени А.С. Грибоедова в её родном театре. Предложение попробовать себя в этом материале вызвало у актрисы огромный интерес. Инсценировка делалась специально для Фотимы, и она понимала, что такой материал нужно сделать либо очень хорошо, либо никак. Еще одна сложность и уникальность проекта состояла в том, что репетиции от начала и до конца велись в онлайн-режиме. Левон Узунян, буквально, стал глазами и ушами для актрисы. «Я очень волновалась, - признаётся Фотима Режаметова, - но как всегда по жизни, меня ведёт девиз: «Вперёд и только вперёд!» После оглушительного успешного бенефиса Фотима, прижимая к груди цветы от благодарных зрителей, не скрывала своего волнения и слёз, искренне радуясь вниманию зрителей и своих коллег по театральному цеху. Она призналась, что дорожит вниманием близких ей людей и что она всегда всё делает в жизни и на сцене по принципу: «Я люблю и любима!». По окончании спектакля директор Молодёжного театра Хасан Салихов поздравил заслуженную артистку Узбекистана Фотиму Режаметову с выдающимся триумфом, который можно считать мастер-классом, и преподнёс ей огромный букет роз, утонувший в море преподнесённых актрисе цветов от благодарных поклонников её таланта. Он подчеркнул, что весь театральный коллектив почти за 30 лет сотрудничества с выдающейся актрисой дорожит каждым её выходом на сцену, гордится ею и желает здоровья, счастья, семейного благополучия. Директор театра пожелал также Фотиме, чтобы судьба ей подарила как можно больше таких гениальных ролей. Спектакль, представивший женщину-оркестр, у которой тысячи ликов и одна судьба, войдёт в репертуар Молодёжного театра и сможет представлять нашу страну на международных театральных фестивалях.
Гуарик Багдасарова
|
|