Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
02.10.2023 / 16:08:43

Мастер классы на кинофестивале. Итоги и перспективы.


День первый

Шёл к Учителю, попал к Котту

В рамках начавшегося  65-го Ташкентского фестиваля, в филиале ВГИКА, - надо отметить, единственного филиала этого престижного киноинститута в мире, - начались мастер-классы выдающихся российский деятелей кинематографа. Первым в программе значился известный кинорежиссёр Алексей Учитель. В 11 утра, на летней площадке ташкентского филиала, мастер должен был поделиться секретами своей профессии со студентами, преподавателями и просто любителями важнейшего из искусств, по мнению вождя мирового пролетариата. И вот тут я с Владимиром Ильичом, абсолютно согласен, и будучи киноманом с огромным стажем, отправился на встречу с режиссёром снявшим один из моих любимых фильмов “Дневник его жены”.

Но к своему, - недолгому, как оказалось, - огорчению, вместо мастер-класса Учителя, перенесённому на следующий день, к нам пришёл, не менее известный Александр Котт.

Автор, поразившей меня когда-то картины "Ехали два шофёра", знаменитой “Брестской крепости”, номинированной на Оскар душераздирающей трагедии "Спитак", популярной франшизы “Ёлки” (впрочем по словам Александра Константиновича это, скорее не режиссёрский, а продюсерский проект), оказался удивительным рассказчиком. Собравшиеся на летней площадке, и в первую очередь студенты, узнали много нового и интересного “из какого сора”, порой получаются фильмы, как надо работать с актёрами и детьми, мы узнали, что непрофессионального актера легче заставить плакать, чем улыбаться, узнали, что кадры где киноперсонажи мигают вырезают из фильма, как один и тот же  диалог, по разному воспринимается в зависимости от мизансцены. Котт рассказал как студентом проходил практику у Анджея Вайды. Посоветовал мастер будущим своим коллегам, снимая фильм, как можно глубже погружаться в материал. Так, говоря о периоде съёмок “Героя нашего времени”, он настолько изучил и эпоху, и автора произведения, что стал настоящим “лермонтоведом”, привел много интереснейших фактов и о самом поэте, и о его злосчастной дуэли с Мартыновым.

И, ещё, интересно, что 25 лет назад свой дипломный фильм “Великан” – нам он был показан, - режиссёр снимал в Ташкенте, в Старом городе. Причём у него был выбор – снимать в Крыму или в Узбекистане, и дипломант Котт, выбрал наш край. Было приятно. С тех пор Александр Константинович в Ташкенте не был и страстно мечтает вновь увидеть узбекских актеров в то далёкое время, в другой, по сути, стране, снимавшихся у него в этой притчевой корометражке о бродячем актёре.

Рассказчика буквально засыпали многочисленными вопросами, а в конце встречи Александр Котт вручил студенческие билеты нескольким первокурсникам.

Последняя, - или, как сейчас говорят, крайняя, - работа мастера, экранизация рассказа Гайдара “Чук и Гек”. К своему стыду не видел, но теперь обязательно найду в сети и посмотрю вместе с внучкой.

Мастер-классы только начались, начались со знакомством с Александром Константиновичем Коттом, а впереди нас ждут встречи и с Алексеем Учителем, и с актёрской семьёй Боярских, и с Натальей Варлей и с нашим земляком Джаником Файзиевым.

Так, воспользуйтесь этой возможностью пообщаться  с интересными, незаурядными мастерами кино.

 

День второй

Профессий много но, важней всего кино…

Сегодня весь субботний день посвятил кинематографу. Как я уже писал в предыдущем посту (или посте, не знаю как правильно), в рамках юбилейного 65-го ташкентского кинофестиваля, выдающиеся мастера российского кино дают мастер-классы юношам и девушкам выбравшим эту нелёгкую профессию, и ставшими студентами ташкентского филиала ВГИКа. Сегодня посетил аж три таких мероприятия. Вначале, наша землячка Лариса Луппиан, поделилась воспоминаниями о своем ташкентском детстве, о том как попала в легендарную картину Шухрата Аббасова “Ты не сирота”, и на что потратила свой первый артистический гонорар. Рассказала, как благодаря случайности попала в Ленинград и как встретила там свою судьбу. Было чрезвычайно интересно слушать умную, талантливую и красивую женщину, наделенную огромным даром красноречия, и думать, что некогда, в своём далёком детстве, ты ходил с ней по одним улицам, посещал одни и те же кинотеатры, гулял по тем же паркам и скверу.

Затем был часовой перерыв, который посвятил прогулке по окрестностям, полюбовавшись небольшим музеем “Узбекфильма” под открытым небом и с некоторым удивлением увидел комплекс зданий, которые принадлежат киноведомству. Практически целый квартал. Пора переименовывать этот отрезок Чиланзарской в Кинематографическую улицу.

Чуть позже, уже в закрытом кинозале, состоялась встреча с человеком к которому звание КИНОДЕЯТЕЛЬ подходит как никому другому. Ренат Давлетьяров, - как написано о нем в Википедии, - советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и директор фильма. Президент Гильдии продюсеров России. Впечатляет, правда? Список фильмов к которым Ренат Фаварисович имеет отношение, в любой из этих ипостасей, займёт несколько страниц. Мне повезло, благодаря директору филиала ВГИК Эльдару Юлдашеву, познакомился с этим человеком, пообщался и подарил свою книгу о Большой игре. Теперь тешу себя надеждой, что вдруг мастер обратит внимание на какой-нибудь эпизод этой “войны теней”, и снимет блокбастер на его основе. Впрочем, мечтать не вредно.

И, наконец, на десерт этого кинематографического пиршества, мы встретились с замечательным режиссёром Алексеем Учителем, которого представил не менее замечательный наш земляк Али Хамраев.

И опять, мы узнали много нового из мира кино: о его дружбе с Виктором Цоем, о фанатике актёрской профессии Владимире Машкове, о том как сценарист Дуня Смирнова стала режиссером, и, конечно, очень много о секретах профессии, о своей мастерской во ВГИКе, в которой его студенты каждый год должны снять один документальны и один игровой фильм. Вопросам не было конца, я тоже не удержался спросил, как ему работалось с Андреем Смирновым на съёмочной площадке картины “Дневник его  жены”. Ведь, Андрей Сергеевич, сам является великим, с моей точки зрения, режиссером, снявшим два абсолютных киношедевра, фильмы “Осень” и “Белорусский вокзал”.

Алексей Ефимович, ответил подробно и весьма обстоятельно.

Ну, а потом, поехал в ресторан “Сазанчик”, что на улице Мукими, чтобы в семейном кругу отметить пятнадцатилетие своего внука.

Впрочем это совсем другая история.