Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.05.2021 / 20:23:01
"Ансамбль" ученых разных стран: дискуссия на тему "Ансамблевое исполнительство: история, теория, практика"18 мая 2021 г. в рамках подготовки к 30 годовщине независимости Республики Узбекистан состоялся Международный научно-практический онлайн семинар «Ансамблевое исполнительство: история, теория, практика». Инициатором его проведения стала активный пропагандист этого вида музыкального искусства, Заслуженная артистка Узбекистана, профессор кафедры «Специальное фортепиано» Государственной консерватории Адиба Шарипова. Идея широко обсудить насущные проблемы ансамблевого исполнительства была поддержана Институтом искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, ставшего организатором семинара. В нем приняли участие представители отечественного и зарубежного музыковедения, в том числе из США, Турции, России и Казахстана. Ученые-исследователи, музыканты-практики, педагоги, докторанты и студенты представили свои доклады, посвященные различным аспектам ансамблевого исполнительского искусства в прошлом и настоящем, проблемам композиторского творчества, изучению древнего и современного музыкального инструментария. Широту тематики докладов отметила в приветственном слове один из организаторов семинара – заведующий Отделом музыкального искусства ИИск АН РУз, канд. иск. (PhD), с.н.с. Зульфия Мурадова, подчеркнув, что «круг предложенных направлений охватывает все виды ансамблевого исполнительства как в национальном, так и в европейском контексте. И то, что на семинар было заявлено более тридцати сообщений говорит об актуальности и востребованности проблем ансамблевого исполнительства не только в Узбекистане, но и в зарубежных странах».
Многими участниками семинара был упомянут Форум-фестиваль «Continent FA (фортепианный ансамбль)», проходивший в Ташкенте в 2017-2018 гг. Его автором, идейным вдохновителем и главным организатором также была Адиба Шарипова. Состоявшиеся в рамках этого проекта масштабные концертные программы и Республиканская научно-практическая конференция стали импульсом для продвижения фортепианного ансамбля в нашей стране, привлечения внимания композиторов, исполнителей и исследователей к этой сфере музыкального искусства.
Нынешний Международный семинар в определенном смысле стал его продолжением, но на более широкой, охватившей и другие виды традиционных и современных ансамблей, платформе. Многие доклады отразили результаты серьезных научно-исследовательских поисков, отразили опыт работы в области музыкального исполнительства и композиторского мастерства. Истории ансамблевого исполнительства на примере музыкальной иконографии хеттской цивилизации, центральноазиатских стран (с видео презентацией новых археологических находок), традиций инструментальной музыки Афганистана были посвящены доклады PhD Дерьи Агджи (Турция, Анкара, Университет Атилим), Зульфии Мурадовой и Дилором Каромат (Узбекистан, Ташкент, ИИск АН РУз). Представленные докладчиками фото- и видео материалы визуально обогатили восприятие звучащей информации. А сообщение профессора Узбекского национального института музыкального искусства имени Юнуса Раджаби Салохиддина Азизбоева сопроводилось оффлайн исполнением фрагмента “Савти калон” силами студенческого ансамбля узбекских народных инструментов.
Живой отклик участников семинара вызвало видеосообщение композитора Геннадия Конникова (США, Бостон), где он не только рассказал о своих творческих поисках, но и представил запись сочинения «Prelude And Fugue» для струнного трио.
Произведение вызвало интерес оригинальностью замысла и профессионализмом воплощения, привлекло мастерством сыгравших его музыкантов. Особо ожидаемыми были доклады опытных специалистов-практиков. Таковым стало выступление художественного руководителя и дирижера Камерного оркестра народных инструментов «Согдиана», профессора ГКУз Фирузы Абдурахимовой, посвященное современному ансамблевому исполнительству на узбекских народных инструментах, многоступенчатой системе обучения игре на них, ансамблям различных составов. Все это дало «большие возможности для развития исполнительской культуры, для расширения сферы музыкального образования на национальных инструментах».
Многие доклады молодых участников порадовали креативным подходом: студенты консерватории Севинчхон Бакиева, Диора Шорустамова и Чо Ин Ёнг (Узбекистан, Ташкент), представили красочно оформленную информацию о сценических площадках мира, где выступают различные инструментальные ансамбли. Доклад преподавателя Республиканского специализированного академического лицея при Национальной гвардии Узбекистана Зарины Ходиевой (Узбекистан, Ташкент) привлек показом современных форм исполнительства в онлайн режиме, ставших актуальными в период пандемии коронавируса. Семинар завершился дискуссией, где участники обсуждали доклады, делились впечатлениями, делали прогнозы дальнейших путей развития музыкального искусства в целом и ансамблевого исполнительства в частности. Стало очевидным, что такого рода встречи имеют не только научно-практическое и образовательное значение – они объединяют ученых и музыкантов разных стран, сближают их посредством общего дела и общих интересов. Они важны не только для обмена мнением и информацией, но и представляют своего рода мастер-класс для молодых, начинающих свою профессиональную деятельность исполнителей и исследователей. Все участники семинара отметили большую организационную и техническую работу его модераторов – PhD искусствоведения Венеры Закировой (ИИск АН РУз) и Диляры Ислямовой (ГКУз). А также сошлись во мнении о необходимости интеграции науки, практики и образования, проведении встреч и обсуждений актуальных проблем музыкального искусства в дальнейшем. Пожелаем всем новых интересных творческих встреч, музыкальных и научных откровений, успехов в реализации самых смелых творческих идей, которыми можно будет поделиться с коллегами на очередных научно-практических семинарах и конференциях. Старший научный сотрудник Института искусствознания АН РУз, д.ф.иск. (PhD) Венера Закирова
|
|