Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.10.2021 / 18:03:23
Служение музыке (размышление о выходе в свет памятного сборника, посвященного творчеству и личности замечательного дирижера, народного артиста Узбекистана, профессора Захида Хакназарова)Убеждён, что в сфере музыкального искусства и фундаментальных памятных материалов о выдающихся музыкантах нашей страны произошло весьма значительное событие. Дочери выдающегося дирижера, народного артиста Узбекистана Захида Вахидовича Хакназарова – Умида и Барно – издали объемный том материалов о своём знаменитом отце. Само по себе издание такой фундаментальной и вместительной книги сегодня – это поистине высокая просветительская и человеческая миссия, и уже за одно это нам необходимо воздать дочерям Маэстро большую признательность и оценить сам масштаб их трудов. Да, – с удивительной бережностью и точностью они оптимально и добротно скомпоновали разнообразные материалы и публикации, составившие богатое содержание этой книги. Открывает ее цикл воспоминаний самого маэстро Хакназарова –«О себе и – о музыке. Воспоминания дирижера». Но помимо этих интересных и живых воспоминаний, в книгу включены многочисленные и разные интервью Захида Хакназарова, его беседы с журналистами, его авторские статьи в средствах массовой информации. Включен в издание и ценнейший цикл сценариев просветительских передач из замечательного цикла «Сегодня с вами дирижер», которые Захид Вахидович регулярно проводил на главном телеканале тогдашнего узбекистанского телевидения. О маэстро Хакназарове вспоминают видные музыканты, музыковеды, журналисты. Воспроизведена уникальная подборка афиш его концертов и в Узбекистане, и в других республиках с разнообразными изысканными программами. В этих афишах мы видим истинно великие имена многих международных великих музыкантов, которые, будучи желанными гостями – гастролёрами, с удовольствием и полной творческой отдачей выступали с ним во многочисленных концертах. Разумеется, даже столь фундаментальное и объёмное издание не в силах вместить в себя все нюансы большой и яркой жизни выдающегося дирижёра и общественного деятеля Узбекистана. Но оно, вне сомнения, даёт полноценную возможность приобщения к основным направлениям творческой, просветительской, педагогической, общественно-политической жизни целой эпохи, с ее проблемами, достижениями, музыкантами, композиторами, яркими деятелями различных видов искусств. И не ошибёмся мы, если отметим, что многие острые проблемы музыкальной культуры, образования, руководства искусством., которые Маэстро поднимал в своих публикациях десятки лет тому назад – остаются и в наши дни актуальными и в столь же мере требующими своих полноценных и компетентных решений. Есть надежда, что в полноте и разнообразии целительных реформ, которые вносятся в жизнь Президентом нашей страны – эти проблемы могут именно в наше время найти весомое и оптимальное решение на благо дальнейшего развития богатейшего пласта классического музыкального искусства Узбекистана.
Не могу не отметить ещё одно великодушное свойство дочерей Маэстро, издавших столь значительную книгу памяти. Они с удовольствием БЕЗВОЗМЕЗДНО одаривают этим фундаментальным изданием абсолютно всех, кого оно может заинтересовать. И это крайне важно и достойно и вообще, и потому что эта книга, несомненно, вызовет интерес не только у профессионалов музыкального искусства, но и абсолютно у каждого, кто живёт подлинной культурой нашей страны – вплоть до самых простых любителей музыки, и, в особенности, - представителей молодого поколения. Два года тому назад после трагически случайного и безвременного ухода маэстро Хакназарова из жизни я написал о нем очерк воспоминаний и размышлений. По инициативе Умиды и Барно Хакназаровых этот очерк оказался включенным в разнообразный и многокрасочный материал памятного издания. И как дань памяти Маэстро – я с удовольствием включаю его в ткань этих размышлений о нем, его личности и его творчестве... О народном артисте Узбекистана, профессоре Захиде Вахидовиче Хакназарове вспоминать и легко – и непросто. Легко – потому что вся его яркая и неординарная деятельность большого и истинного Музыканта, несомненно, представляет собой истинное достояние нашего народа и нашей благодатной земли. Выдающийся дирижёр от Бога, он владел профессией во всей полноте нюансов этого ёмкого термина. Воистину – он служил Музыке и отдавал все силы души и творческой натуры раскрытию её выдающихся свойств. Невозможно не только перечислить, но и выделить в памяти конкретное количество и его выступлений, и исполнений на них самых разных произведений выдающихся композиторов мира. Причём, делая эти произведения достоянием душ многочисленных слушателей, маэстро Хакназаров одним из первых начал нелёгкий, но благодарный труд приобщения слушательской аудитории к восприятию и пониманию самых непростых образцов мирового композиторского творчества. И у меня, и у многих моих соотечественников чётко запечатлелись в памяти ёмкие и внятные комментарии З.В.Хакназарова ко многим произведениям, которые он смело выставлял для восприятия слушателей. И своеобразная, наполненная смыслом, размышлениями, оценками – его авторская телепередача «Сегодня с вами дирижёр» уже в достаточно отдаленные шестидесятые-семидесятые явилась убедительной «первой ласточкой» истинного музыкального просветительства. Этот яркий вид деятельности маэстро по-настоящему достойно продолжил новаторские, изысканные просветительские проекты Леонарда Бернстайна в США и Геннадия Рождественского в России. Заметим, что «внутри» этого устремлённого к душам слушателей просветительства были отнюдь не только общеизвестные «шлягеры» - а сложнейшие произведения представителей различных стран и направлений. И эти передачи были желанны телезрителями – и воспринимались весьма непосредственно и с большим энтузиазмом. Ну, а непросто вспоминать о многогранной деятельности этой выдающейся личности уже хотя бы потому, что разнообразие его устремлений невероятно ёмко, оно вмещает и широчайший круг исполняемых творений, и почти невероятную разнонаправленность и личности, и могучего творчества маэстро Хакназарова. Как не отметить и необычайный подъем филармонической деятельности Ташкента именно и во многом подвижнической деятельности маэстро Хакназарова. Восприняв высокопрофессиональную «эстафету» от такого блистательного руководителяглавного симфонического оркестра Узбекистана, как незабвенный А.Ф.Козловский – Захид Вахидович сделал неисчислимо многое для того, чтобы музыкальная жизнь Узбекистана стала невероятно насыщенной и плодотворной. Кто оспорит тот факт, что в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы два «генеральных» концертных зала Ташкента – исторический «Колизей» ( в советское время называемый Залом имени Свердлова) и незабываемый концертный зал «Бахор» на центральной площади города – стали истинными музыкальными центрами, неизменно и в обилии посещаемые музыкальной общественностью и любителями музыки города. Поразительно многое разнообразно звучало в стенах этих залов – и выдающиеся произведения композиторов мира, и лучшие произведения композиторов Узбекистана. Многие великие гастролеры-солисты из разных стран приезжали в Ташкент с интереснейшими программами. Но З.В.Хакназаров непосредственно и неразрывно связан ещё с одним интереснейшим явлением. Именно с его «подачи» и при его содействии регулярно совершались прослушивания вновь написанных произведений композиторов Узбекистана самых различных поколений – от самых маститых до молодых, делающих в творчестве первые шаги. Поистине неоценимой стала заслуга З.В.Хакназарова в формировании творческой музыкальной «среды» в Узбекистане этих лет. После напряжённых рабочих дней, после весьма загруженных дней учёбы – в концертные залы приходили и истинные ценители музыки, и студенты консерваторий, школ. Регулярно действовал и филармонический лекторий, на котором самым юным слушателям рассказывали о содержании и сути многих выдающихся произведений мира. А Хакназаров в течение всей своей большой жизни неизменно и целенаправленно думал о новых проектах, об исполнениях произведений и достаточно известных, и незаслуженно забытых. И каждый его проект был и профессионально безупречен, и своеобразен по особенностям штрихов исполнения. Можно сказать и о том, что З.В.Хакназарову довелось испытать свою творческую натуру и на различных руководящих постах. Многие годы он руководил главным симфоническим оркестром республики, в течение нескольких лет был и ректором Ташкентской Государственной консерватории, в самые зрелые годы успешно руководил консерваторским оркестром Театра-студии оперы. И несмотря на крайнюю ответственность всех упомянутых руководящих «позиций», Захид Вахидович и творчески, и организационно приносил в этих качествах и огромную пользу делу, и высокую компетентность в решении многих непростых вопросов. В течение разных лет мне довелось неоднократно и весьма плодотворно сотрудничть с Захидом Вахидовичем. В восьмидесятые годы мы задумали с ним осуществить в зале «БАХОР» театрализованно-концертное исполнение камерной оперы В.-А.Моцарта «Директор театра». Молодые певцы-консерваторцы и солисты оперной студии были привлечены в этот проект – и спектакль успешно состоялся, воплотив и музыкальную филигранность, и остроту сценического действия, которое происходило в пространстве перед оркестром в окружении предметов мебели, реквизита, подсвечников. Этот утренний спектакль в неизменно заполненном зрителями концертном зале «Бахор» был спет и сыгран искренне и с озорством – и был тепло принят зрителями. Память запечатлела и совершенно другой эпизод. Летом 1990 года мы с другим выдающимся дирижёром – народным артистом Узбекистана Абдугани Абдукаюмовым готовили композицию по опере П.И.Чайковского «Пиковая Дама» к юбилею великого композитора. Неожиданно за четыре дня до премьеры маэстро Абдукаюмов испытал острый приступ почечнокаменной болезни. И проходя экстренное лечение дома, лично попросил Захида Вахидовича провести одну-две предвыпускные репетиции. И Захид Вахидович не только любезно согласился, но и провел эти репетиции, конечно же, слегка по-своему, но с высоким профессионализмом и чёткостью поставленных перед солистами, хором и оркестром задач. Эти репетиции оказались весьма полезными на выпускной стадии и были насыщены творчеством. И, к счастью, выздоровевший к премьере А.М.Абдукаюмов, и мы – организаторы и участники проекта – высказали Захиду Вахидовичу слова глубокой и искренней благодарности за высокий профессионализм и истинное товарищество в творчестве! А относительно недавно по просьбе нашего замечательного композитора Ф.М.Янов-Яновского я был приглашен осуществить постановку его интереснейшей оперы «Принцесса на горошине» по одноименной сказке Г.-Х.Андерсена. Музыкальным руководителем и дирижером этого проекта стал Захид Вахидович. Состав исполнителей представили лучшие солисты ГАБТ имени А.Навои, а оркестр и база осуществления проекта были консерваторские. Происходило все это в 2013-м году, когда здание нашего театра находилось на реконструкции – и все предварительные репетиции шли в одном из помещений Союза Композиторов, в котором нас любезно «приютил» Председатель СК Рустам Абдуллаев. Работа была интересной, необычной, заостренной, музыка Феликса Марковича была полна гротесковых и ироничных заостренностей. Захид Вахидович активнейше участвовал во всех репетициях под рояль, а когда мы перенесли действие на сцену Большого зала консерватории - началось интереснейшее совмещение творческого процесс с оркестром. Причем, оркестр согласно нашему с Маэстро замыслу, - стал тоже полноценным «действующим лицом» спектакля – он активно «реагировал» на все неожиданности действия. Именно дирижёр Хакназаров вынимал из кармана и отдавал Королю – Ринату Титееву – знаменитую горошину. Захид Вахидович работал с полнейшим энтузиазмом, и живо откликался на все весёлые элементы действия, поддерживая в звучании оркестра и остроту, и озорство. Весь процесс репетиций стал живым и интересным – и состоялись две премьеры этого своеобразного спектакля, а также – специальный просветительский его показ для самых юных зрителей. Спектакль был принят очень тепло – и воспоминания о нем и участников, и зрителей до сих пор непосредственны и теплы... Как не вспомнить и о том, что в уже достаточно далеком 1995-м году Захид Вахидович осуществил впервые постановку на сцене ГАБТ имени А. Навои необычной оперы Дж. Гершвина «ПОРГИ И БЕСС». В непривычных законах симфоджазовой музыки пели и жили исполнители ролей, оркестр и хор спектакля – и маэстро Хакназаров снова был организующим эмоциональным центром драматургии спектакля. Всего 9 раз был представлен зрителю этот спектакль – и неизменно вызывал живой интерес зрителя и энтузиазм... Да, непостижимы обстоятельства, непостижимы горькие случайности. Горек и печален неожиданный уход маэстро Хакназарова из жизни в туристической поездке в совершенно случайном дорожном происшествии. Многое, многое мог ещё сделать Захид Вахидович в музыкальной жизни нашей страны. И наша память о нем светла и полна теплоты. Как и все масштабные личности, он был и остается сложным, многоплановым, быть может, кое в чём не лишённым противоречивости, но – неизменно принципиальным и высоко профессиональным в несении своей яркой, самобытной и истинно беззаветной миссии. Воистину, он стал одной из знаковых фигур в формировании и развитии высших музыкальных достижений нашей страны, символом высоты творческих принципов и подлинного Мастерства. Мир светлой душе маэстро, и да будет долгой о нем наша Память... Андрей СЛОНИМ, Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан,Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А.Навои
|
|