Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.09.2021 / 14:29:47
Непростая стезя оркестра "Согдиана" или 30 лет поисков80-90е годы прошлого столетия… Я тогда руководила большим студенческим оркестром народных инструментов в Государственной консерватории Узбекистана. Задачи в коллективе были сугубо учебные –научить молодых исполнителей игре в оркестре, выработать у них умение слушать и слышать коллектив, состоящий из 70-80 музыкантов. В течение полугодия удавалось провести от силы 2-3 концерта. Несмотря на сложность работы, она не удовлетворяла мои художественные запросы. Хотелось все больше и больше исполнять музыку различных направлений и жанров. Конечно, это было невозможно и потому, что учебные занятия, согласно учебному плану, проводились два раза в неделю по три часа. И тогда родилась мысль о создании небольшого, но мобильного по своим исполнительским возможностям коллектива из узбекских народных инструментов. Из того же студенческого оркестра, профессиональных оркестров народных инструментов им. Т.Джалилова Узгосфилармонии и им. Д.Закирова Узбекского Радио и телевидения я пригласила музыкантов с целью создать первый в Узбекистане камерный оркестр из народных инструментов. Первая репетиция состоялась 5 сентября 1991 года в небольшом помещении с земляным полом и без отопления в Экспериментальной лаборатории по усовершенствованию народных инструментов при Государственной консерватории Узбекистана. На второй репетиции я уже предложила музыкантам дать оркестру имя «Согдиана» в честь древнейшего государства с высокой цивилизацией, где была очень развита культура инструментализма. А нашу главную задачу я видела в сохранении и развитии многообразия исполнительских традиций, ознакомлении с богатством исполнительских возможностей музыкальных инструментов, которые существовали на территории Узбекистана. Время было очень непростое …шли серьёзные изменения в стране. Уже не было Узбекской ССР. В трудностях рождался новый Узбекистан. Увлечённая идеей организация нового коллектива, я не осознавала, какую тяжёлую ношу взвалила на свои плечи. Стала обивать пороги различных организаций с просьбой о помощи: не было ни инструментов, ни помещения, ни концертной одежды, а самое главное, сформированного репертуара. В это время начал появляться новый класс – бизнесмены. Многие встречали меня с недоумением: «людям кушать нечего, а вы со своим оркестром, инструментами и т.д.», а некоторые реагировали с презрением: «закройте дверь с той стороны». До сих пор не могу понять, почему я не остановилась, не сложила руки, не отступила. Что-то внутри меня подсказывало – не надо сдаваться. Я продолжала ходить по Ташкенту и искать того, кто поверил бы в серьёзность нашего начинания. И такой человек нашёлся. Это был молодой бизнесмен Таймурад Юнусметов. Он отнёсся к моей идее с благосклонным вниманием: пришёл, послушал коллектив и дал согласие на сотрудничество. Единственным его условием было, чтобы всё было без обмана. В лаборатории, которой руководил профессор А.Х.Ливиев, заказали более 20 музыкальных инструментов для полного состав камерного оркестра. Уже через год состоялись наши первые выездные концерты в Бухарскую область, где мы выступали на нефтебазах. В 1993 году, с помощью Союза архитекторов, коллектив впервые выехал в Петербург для озвучивания художественной выставки. Всё это время шла работа по созданию нового репертуара, и, как бы ни было это странно… поиска мест для репетиций. К сожалению, в этом вопросе руководство консерватории нас не поддержало, зато в бывшем Доме Офицеров с большим трудом выделили комнату. Правда, это тоже продолжалось недолго. Но, как говорится, мир не без добрых людей: нас услышала Насиба Исмаиловна Ибрагимова. Её имя хорошо известно в нашей республике. Прекрасный журналист, телеведущая, партийный и общественный деятель, она в то время занимала должность заместителя председателя НАМС – Национальной Ассоциации Международных культурно-просветительских связей Республики Узбекистан. Она и создала все условия для работы оркестра в здании НАМСа. Таким образом, у нашего коллектива появилась возможность выступать перед зарубежными деятелями и первыми послами из разных стран, аккредитованных в новом Узбекистане. Позже Н.И.Ибрагимова помогла найти временное пристанище в Союзе писателей Узбекистана, что немного облегчило наше положение, ведь вся деятельность коллектива основывалась на общественных началах. Позже я попыталась обратиться в Министерство культуры с просьбой пристроить готовый коллектив в Узгосфилармонию или в какую-либо другую государственную организацию, где мне жёстко парировали: «Вы – никто. Освободите помещение». Два следующих сезона (1994-1995) оркестр уже работал в ГАБТе оперы и балета им. А.Навои, куда нас пригласила, чтобы как-то поддержать, директор театра Бернара Рахимовна Кариева. Но и оттуда пришлось уйти, ведь в этом коллективе был уже традиционный ансамбль узбекских народных инструментов. В 1995 году меня пригласили в Посольство Федеративной Республики Германии к заместителю Посла господину Кайнхольцу, который предложил нашему оркестру принять участие (наряду с двумя другими молодёжными коллективами из Германии и Франции) в новом проекте в честь Елисейского договора, продолжавшийся в течение трёх лет в трёх странах. Без ложной скромности замечу, «Согдиана» с честью выдержала это испытание. Следующий, 1996 год, ознаменовался для нас участием в ХХХ Международном музыкальном фестивале в Испании. Организация этой поездки далась с большим трудом: нужно было найти деньги на дорогу 20 музыкантам. Нам и тогда помогла Насиба Исмаиловна Ибрагимова, с которой пришлось обойти ряд министерств и различных организаций, чтобы собрать нужную сумму. Поддержал и наш спонсор Т. Юнусметов, который не только купил нам первые концертные костюмы, но и проводил до пункта назначения – Логроньо (Испания), где должен был проходить фестиваль. Там мы впервые получили свою первую награду – ГРАН-ПРИ. Ну а когда наше республиканское телевидение показало передачу, посвящённую нашей поездке, её увидел Первый Президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов, который обратил внимание на «Согдиану» и, благодаря которому коллектив получил своё второе рождение. Дело в том, что, несмотря на успешные выступления оркестра как у себя дома, так и за рубежом, он был на грани распада – музыканты не имели никакой дотации, так как не находились на государственной службе. Да и заграничные поездки в то время не оплачивались, а дорожные расходы, как правило, искал руководитель, постоянно обращаясь в различные инстанции... Наконец, в 1998 году оркестр получил государственную дотацию, оказавшись поначалу в ведении Министерства культуры Республики Узбекистан, потом (в 2014-м) – в объединении оркестров, а с 2018-го – в восстановленной Государственной филармонии Узбекистана.
В 2007 году «Согдиана» становится Лауреатом I степени на Международном ВЭБ - конкурсе «Golden trophy» (США). А в 2020-м (во время пандемии) – Лауреатом и обладателем ГРАН–ПРИ I Международного онлайн конкурса CA AVE MUSICA (Турция - Россия). 2010 год был не из самых приятных как для меня – руководителя «Согдианы», так и для самого коллектива, деятельность которого пытались остановить некие «доброжелатели». Так, без всяких на то оснований, я была уволена из консерватории, в которой проработала в течение 36 лет. Правда, через несколько дней меня восстановили как педагога. Но, несмотря на все перипетии, «Согдиана» продолжала свою деятельность, которая развивалась в нескольких направлениях. В первую очередь, создание нового репертуара, над которым шла скрупулёзная работа. Во-вторых, сотрудничество с музыкантами из различных стран (концерты с ансамблями Германии, Франции, Египта, Великобритании, Швейцарии, США, Японии, Индии, Израиля, Республики Корея, Казахстана). В-третьих, участие в Международных конкурсах, фестивалях, музыкальных форумах: Австрия (2019), Германия (1995,1998,1999, 2019), Египет (1997), Индия (2006), Испания (1996, 1998), Казахстан (1995, 2010, 2018), Республика Корея (2008, 2015, 2017, 2019), Россия (1994), США (2002), Франция (1998), Чехия (2019), Швеция (2019). С 1996 года оркестр проводит Республиканский, а с 2015 года – Международный фестиваль-конкурс ансамблей и оркестров народных инструментов «Навруз садолари», который мотивировал создание народных коллективов в различных областях Узбекистана. В последние два года в условиях пандемии фестиваль проводится по видеозаписям и в нем принимают активное участие музыканты со всех областей респубики, а также Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. Фестиваль играл и играет большую роль в развитии исполнительства на народных инструментах не только в Узбекистане, но и в соседних республиках Центральной Азии. За время своей деятельности камерный оркестр народных инструментов «Согдиана» стал не просто концертным коллективом, но и центром сольного и коллективного исполнительства, методики обучения, показывающий безграничные возможности узбекских народных инструментов и сотрудничество с музыкантами из различных стран мира, исполняя музыку разных направлений, обладая умением «говорить» на многих языках мира. В его составе немало известных музыкантов, Лауреатов международных конкурсов, которые активно ведут и педагогическую работу. Узбекская традиционная музыка, произведения композиторского творчества, музыка барокко, фольк и джаз, кантри, эстрада – всё это оркестр «Согдиана» и её талантливые музыканты. Нам исполняется 30 лет. Это немалый срок, вместивший как потери, неудачи, предательство, так и определённые достижения, победы, успехи а, самое главное – желание творить и создавать. И это тоже – Лауреат Международных конкурсов и фестивалей камерный оркестр народных инструментов «Согдиана».
Художественный руководитель и главный дирижёрУзбекского камерного оркестра народных инструментов, Заслуженный деятель искусств РУз, профессор Абдурахимова Ф.Р.
|
|