Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.12.2015 / 21:40:01
ФЕСТИВАЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОНЦЕРТОВ БАХАВ Большом зале Государственной консерватории Узбекистана завершился фестиваль «Инструментальные концерты И.С.Баха» с участием камерного оркестра «Туркистон» (художественный руководитель коллектива и дирижер, заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Азимов). В третьем вечере этого музыкального форума выступили известные узбекистанские пианисты, лауреаты различных исполнительских конкурсов, педагоги Ташкентской консерватории Василя Умарова, Мадина Файзиева, Эльмира Миркасымова, Равшан Абдуназаров и Марат Гумаров. Фестиваль проводился по инициативе известного музыканта Эльдара Азимова, давно зарекомендовавшего себя превосходным интерпретатором музыки И.С.Баха, которая входит в постоянный репертуар его «Туркистона». Ташкентская публика не раз слышала её в исполнении этого прославленного коллектива. По словам маэстро, «каждая встреча с Бахом дает возможность ему и его музыкантам проникнуть в мир гения эпохи барокко, объять его целиком, глубже почувствовать и понять». Отмечу чрезвычайно важную черту: Азимов в первую очередь ставит задачу показать саму музыку этого композитора, её точный текст, а сам как интерпретатор уходит на второй план. Поэтому неслучайно выступления «Туркистона» запоминаются ташкентским слушателям как яркие события музыкальной жизни столицы. Так было и на недавнем баховском вечере. Программу открыл Концерт для клавира с оркестром (соль минор) с солисткой Эльмирой Миркасымовой. Этот опус является переложением скрипичного концерта №1 (ля минор). Автор книги о И.С.Бахе Альберт Швейцер называл это вдохновенное произведение: «Величавым в своей суровой красоте». Именно такое впечатление и оставило исполнение этого сочинения. Миркасымова за инструментом была сосредоточена и полностью погружёна в музыку. Высокое качество ее пианизма позволяло не тратить силы и внимание на технику, которая проявлялась легко, как бы сама собой, позволяя погружаться в творчество. У пианистки хорошая артикуляция в быстрых пассажах и мелкой технике. Далее прозвучал Концерт для трёх клавиров с оркестром № 2 (До мажор), оригиналом которого послужил утерянный тройной скрипичный концерт Баха. Это произведение полно праздничности и оптимизма, и во многом близко знаменитому циклу Бранденбургских концертов. Солистами выступили Марат Гумаров, Василя Умарова и Равшан Абдуназаров. Звуковая панорама, созданная ими при исполнении этого опуса, оказалась полна одновременно и кипящей жизненной силы, и тонкой душевной лирики. Их игру отличала полифоническая ясность, разнообразие и четкость музыкального штриха, а также хорошее чувство темпа. Завершил монографический вечер Концерт для четырёх клавиров (ля минор), являющийся переложением Концерта для четырёх скрипок (си минор) А.Вивальди. Оставив неизменной партию оркестра, Бах внёс в сольные партии специфические клавесинные приемы. Таким образом, одно из самых вдохновенных и драматичных творений Вивальди обрело в баховском переложении свой новый, уникальный по звучанию вариант замечательно исполненный М.Гумаровым, М.Файзиевой, Э.Миркасымовой и Р.Абдуназаровым. Музыкантам удалось создать ощущение захватывающего музыкального потока, в котором все технические приемы рождались как бы сами собой. Спонтанно возникали полифонические диалоги между самими солистами, между ними и оркестром, роились каноны и имитации. Это был настоящий музыкальный гипноз, в котором слушатели пребывали с огромной радостью и удовольствием. С большим вкусом и чувством меры выступил в роли аккомпаниатора и оркестр «Туркистон». В этом немалая заслуга принадлежит его руководителю Э.Азимову. Дирижёр аккомпанировал солистам весьма корректно, и оркестр звучал достойно. Не вызвали замечания предложенные Азимовым темпы, что сегодня случается чрезвычайно редко. Большинство современных исполнителей не может преодолеть тягу к их преувеличению. У солистов в крайних быстрых частях темпы не загнаны, а в средних не затянуты. Пианисты в этой программе чувствовал себя вполне комфортно. Их исполнение основывалось на простоте фразировки, они тонко передавали динамику звучания и подходили к своей задаче с большим энтузиазмом. Третий баховский вечер нашел горячий прием у публики, среди которой были разные поколения слушателей. Их единодушие стало выражением естественного чувства благодарности за исполнение каждого клавирного опуса. В зале царило ощущение настоящего праздника! Будем надеяться на дальнейшие встречи с замечательными ташкентскими музыкантами.
Инесса Гульзарова, музыковед.
|
|