Прошло уже столько лет, а забыть это невозможно. После разрушительного землетрясения в Ташкенте 26 апреля 1966 года, будучи студентами-выпускниками филфака ТашГу, мы и думать не могли, что скоро поедем очень далеко на преддипломную практику… Но это случилось. Ее никто не отменил, и мы с чувством большой радости и гордости отправились не куда-нибудь, а в Москву. У всех нас были определены темы дипломов, которые нам предстояло в скором времени защищать и необходимые для нас материалы можно было найти только в знаменитой Публичной библиотеке, которая носила в то время имя великого вождя…
Я взялся писать диплом об очень популярном тогда романе Юрия Трифонова «Утоление жажды», удостоенного госпремии, и мечтал о встрече с известным писателем. Очень интересные темы были у Леры Уральской, Брони Чернецкой, Олега Коваленко, Гены Кочергина , Аллы Кременцовой, Ариадны Васильевой и других моих однокурсников. Учителя у нас были великолепные – Мира Марковна Саксонова, Лидия Анатольевна Тартаковская, Николай Потапович Малахов, Александра Николаевна Давшан, Сергей Иванович Зинин и другие корифеи ташкентского филфака того времени. И мы не могли их подвести. Каждый день мы неслись в библиотеку, набирали нужные материалы, а вечерами была возможность пойти в театр, в парк Горького, побывать на ВДНХ, посмотреть хороший фильм…
Обо всем этом мне напоминает набор прекрасных открыток «Илья Эренбург», купленный в ту пору в Москве, который перебирал в эти дни. Нам тогда очень повезло и мы услышали легендарного Илью Григорьевича Эренбурга, попав каким-то образом на потрясающий вечер поэзии в очень популярном в Москве Политехническом музее.
А еще там выступали Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский и другие кумиры молодежи того времени. И это просто незабываемо до сих пор.
Мне тогда очень повезло. Приложив немало усилий, я нашел Юрия Трифонова на его даче в Переделкине. Мы беседовали с ним в его рабочем кабинете на втором этаже. Он был очень откровенен со мной. Его внимательный взгляд сквозь большие, массивные очки не забуду никогда. Также как и потрясающие его главные книги «Дом на набережной», «Старик», «Обмен» и другие. После разговора по теме романа «Утоление жажды» , посвященного людям, которые проложили так нужный людям Каракумский канал, и о предстоящей защите, мы говорили о разном, вплоть до того, не хочу ли я перебраться в Москву, если он мне в этом поможет… Уехать из Ташкента я никак не мог, о чем ему прямо сказал.
Одному удивляюсь очень. Оказывается, Юрий Валентинович вместе с бабушкой и сестренкой был эвакуирован во время войны в Ташкент, о чем я узнал гораздо позже. Думаю, и почему он мне об этом тогда не рассказал… Может быть, поэтому с такой теплотой и сердечностью встретил меня у себя на даче в Переделкине.
БОРИС БАБАЕВ. Kultura.uz