Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.06.2023 / 12:10:56
Узбекистан стал лидером по числу победителей Пушкинского конкурса. В чем сила русистов страны?Узбекистан в этом году стал лидером по количеству победителей XXIII Международного Пушкинского конкурса! 14 представителей страны признаны победителями и Plov.Press попытался выяснить в чем сила русистов Узбекистана, поговорив с троими из этой когорты лидеров. Пушкинский конкурс проходил в этом году под девизом “И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово”. Имена победителей были объявлены в преддверии Дня рождения Пушкина. Всего в число лауреатов вошли 50 педагогов-русистов из Узбекистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, Казахстана, Туркменистана, Индии и других стран. Самый первый Пушкинский конкурс, объявленный “Российской газетой”, стартовал в 2000 году. Нынешний был особенным, так как проводился в Год русского языка, который проходит в СНГ. Оказаться в числе лучших было непросто, но русистам из Узбекистана, удалось покорить членов жюри и экспертов своей искренней любовью к языку, на котором они думают, говорят и мечтают. Учитель Даврон Асатов из Навоийской области Узбекистана стал в этом году одним из победителей Пушкинского конкурса. В своем конкурсном эссе он писал: “Я являюсь учителем русского языка и литературы, работаю в школе, где преподаю в различных классах. Иногда провожу социальный опрос в старших классах на тему выбора будущей профессии. Результаты последних лет более чем позитивны по сравнению с результатами прошлых лет. Многие из моих учеников выбрали профессию учителя русского языка. Может это и есть доказательство того факта, что русский язык сегодня очень актуален. В этом, конечно же, есть заслуга педагогов, но немаловажную роль играет тесное сотрудничество в сфере образования с Российской Федерацией. Из года в год в нашей стране открываются филиалы все новых и новых вузов, которые обучают студентов нашей страны разным наукам. Считаю, что во многом благодаря усилиям дипломатов наших стран вносится неоценимый вклад в сохранность русского литературного языка. Семя русского языка рассеяно по всему миру, и пока мы учителя-русоведы приучаем учеников к русской культуре, любовь к русскому языку через изучение произведений русских классиков, это семя будет взрастать каждый раз с новой силой”. Оказаться в числе победителей Пушкинского конкурса было мечтой Даврона Асатова и вот она сбылась. Его учительская карьера началась 6 лет назад в одной из школ Хатырчинского района. При этом друзья, коллеги и родные были удивлены его решением оставить город и поехать преподавать в село. — Свой выбор я сделал осознанно, и ничуть об этом не жалею. Адаптацию на новом месте прошел легко, дружный коллектив и ученики, которые тянулись к знаниям, стали моей второй семьей. Среди тех, кого я учил постигать язык Пушкина и Лермонтова, сегодня есть студенты российских вузов. Радует, что среди выпускников нашей школы есть и мои будущие коллеги, которые также выбрали профессию учителя русского языка и литературы, — рассказал в интервью Даврон Асатов. Другой лидер Пушкинского конкурса Мухаббат Ризаева имеет гораздо больший опыт преподавания. Свой первый урок она провела 30 лет назад. Работает все эти годы в общеобразовательной школе № 37 города Андижана, которую закончила сама. Радость от своей победы в престижном международном конкурсе андижанский педагог в первую очередь разделила с мамой — также наставницей, отдавшей большую часть своей жизни преподаванию химии и биологии. Именно благодаря своей маме Шаходатхон-опе Исакжановой, которая стала для нее настоящим примером, Мухаббат Ризаева стала учителем. Это не первый опыт участия Мухаббат Зайнобидиновны в Пушкинском конкурсе. Оказаться в числе победителей в прошлом году не получилось, но это, пусть и не сразу, только укрепило желание педагога идти до конца. Об этом она писала и в своем эссе: “Дорогой друг, читающий сейчас это эссе, я все же решила написать тебе, хотя прошлогодний мой опыт на конкурсе закончился провалом для меня, и я зареклась впредь никогда в нем не участвовать. Горечь поражения усугубилась еще и тем, что в душе я была настроена на победу, и в мыслях уже гуляла по Красной площади. Увы! Этому не суждено было случиться. Мое мнение изменил сегодня один ученик, сидевший в моем кабинете и наблюдавший за моей подготовкой к уроку. Он спросил меня о том, какое количество русских слов в русском языке и сколько времени понадобится ему для того, чтобы он мог говорить на русском. Я очень обрадовалась, потому что глаза этого мальчика светились огромным желанием знать русский язык, что привело меня к следующему выводу: раз дети задают такие вопросы — значит, русскому языку быть и процветать! И я решила написать. А почему бы и нет? Ведь очень многие мечтают владеть языком для того, чтобы правильно излагать на нем свои мысли. Тем более, мысли о русском слове одолевали меня уже давно. Пора было уже высказаться о том, что накипело у меня на сердце”. В своем эссе Мухаббат Ризаева открыла и некоторые личные секреты того, как открыть для учеников мир русского слова. “На личном опыте я знаю о том, что бездарных детей не бывает, и что каждый ребенок способен на чудо. Лишь только надо найти путь к его сердцу, и оно раскроется, словно колокольчик. Я люблю детей, дети любят меня. Я даю им любовь, а они мне дарят доверие. Мое отношение к ним притягивает их ко мне не только как к человеку, но и как к учителю русского языка. Каждый урок для них — сказка. И то, как я веду их к этому волшебству, открывая перед ними секреты изумительного русского слова, дает свои плоды, и каждая победа с ликованием поднимает их на одну ступень выше”. Опытный педагог за годы своей жизни пришла к выводу, что учитель — это гораздо больше, чем профессия. Вот, как сама она говорит об этом в интервью Plov.Press. — Я часто думаю о том, могла бы я не быть учителем? И всегда прихожу к одному и тому же ответу — нет, не могла бы. Учительство — это не только призвание, но и смысл жизни. Наставник должен давать не только знания, а учить своих учеников жизни, добру, быть настоящими людьми, — считает Мухаббат Ризаева. Кстати сказать, за одной победой, последовала следующая — Мухаббат Зайнобидиновна стала и лауреатом XIII Международного Пушкинского конкурса среди чтецов “Что в имени тебе моем?”, заняв второе место. Так оценило жюри мастерство декламации андижанского учителя волшебных строк письма Татьяны Лариной к Евгению Онегину.
Каракалпакский педагог Артур Тен также вошел в число 14 победителей из Узбекистана. 12 лет преподает Артур Рудольфович русский язык и литературу школьникам в Нукусе — столице Республики Каракалпакстан. Учительская тема для нашего героя не только профессиональная, но и семейная — его супруга Ольга Пискунова тоже филолог, учит детей открывать для себя Блока, Ахматову, Чехова и говорить на родном для великих русских писателей и поэтов языке. Именно Ольга стала в этой педагогической семье первым победителем Пушкинского конкурса — в 2021 году. А по итогам конкурса этого года в число лидеров вошел и супруг. Артур Рудольфович благодарен своим университетским преподавателям Яне Александровне Ким, Людмиле Борисовне Хван, Эльвире Адольфовне Сабуровой, Жумагуль Кабуловне Максетовой, научившив его “чувствовать” русское слово, понимать и принимать его сердцем. Теперь он передает эти “чувства” своим ученикам в Нукусской общеобразовательной школе № 34. Его эссе на конкурсе — это проникновенный разговор о времени и себе. “И снова сентябрь. Время в школе измеряется двумя словами. Сентябрь. Тире. Май. Мы уже шестиклассники. На внеклассном чтении перевожу с русского на русский “Сказку о рыбаке и рыбке” Александра Сергеевича Пушкина. Вам, наверное, кажется опечаткой фраза “перевод с русского на русский”? А для нас, учителей русского языка и литературы, это мастерство, профессионализм, тренд, бренд, как хотите, — объяснить ребенку теми словами русского языка, которые есть в его багаже знаний”. Артур Тен в этом году принял участие в Пушкинском конкурсе уже в третий раз. И вот, наконец — долгожданная победа. — Для каждого русиста большая честь стать лауреатом одного из престижнейших международных конкурсов для учителей, которые знают, как сохранить русскую речь, великое русское слово, — считает Артур Рудольфович. Хотелось бы особенно отметить, что этом году Пушкинский конкурс для учителей русского языка был признан одним из “Лучших социальных проектов России”. За годы его существования победителями стали 1100 учителей из 60 с лишним стран мира. И Узбекистан неоднократно становился лидером как по числу участников, так и по числу победителей. 50 русистов, которые были названы победителями, проведут в сентябре в столице России пять дней. Их ждет большая и интересная программа, включающая в себя как культурные, так и образовательные мероприятия.
Источник: plov.press
|
|