Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.01.2023 / 19:20:45
Письмо в редакцию. О юбилее Народного художника Узбекистана, академика Баходыра Джалалова. ПослесловиеДорогой Борис Рахимович, салом алейкум! Низко кланяюсь, выражая «рахмат, рахмат, и вновь рахмат!» за припасённый юбилейный набор «Звезды Востока» с журнальным номером. Читаю с наслаждением - он действительно уникальный, авторы - один талантливее другого: и Дина Рубина, и молодая поэтесса с самой первой публикацией... Отдельное «рахматище» за программку, что вы донесли до нашего ряда «в зубах». С не меньшим удовольствием прочитала вашу публикацию о лекции Баходыра Джалалова в конференц-зале Союзе художников Узбекистана. Сам он прислал мне приглашение числа так 5 декабря. Но не увидела, что планируется все аж в следующем году, пришла в Союз художников 13 декабря. А там - холод, никакой лекцией с Баходыром Джалаловым даже не пахнет. Покрутилась и ушла, злая, как все пираты Карибского моря вместе взятые. Естественно, 13 января уже не пошла, а вот, оказывается, и зря. Дабы сделать извинительный реверанс, ну и в контексте подготовки к его 75-летию (грядёт через 3 месяца) - отправляю вам этот материал. Если подойдёт, пришлю видеоряд (картины, фотографии – их предостаточно). Так что жду вашего решения . От редакции. Все выставляем. Смотрите далее ПРИЗНАНИЕ. О, эта речь, что прозвучит через века,Как сгусток боли, чувств и откровенья. И в зыбком свете заснеженного дня Волшебный стих Хайяма – формой обернется, Мудрость вековая – в линиях Джалала отзовется. Все оживёт под мастерским пером.Твори, Маэстро, пир устроив Музам!Хайяма стих предстанет полотном.Да воссияет цвет, рожденный их союзом.Разве же это возможно: соединить интуицию и рациональный разум? Искусство и наука... настолько это различные способы познания мир, освоения мира, жизни в нем! Эти миры воспринимают друг-друга как некую «тайну». Тайну противостоящую и - враждебную. Однако ни в сфере рационального, ни в искусстве невозможно обойтись без фантазий, без умения представить себе то, что существует поначалу только в воображении, только в мыслях, если позволите – в мечтах. Как Вы думаете, может ли искусство помочь разгадать тайны Вселенной? Показать картинку из грядущего, их мира будущего? Может ли творчество, а если конкретнее – творчество художника - приоткрыть завесу Тайны? Тайны мироздания, или – Тайны нас самих? Как и для многих из вас – моих высокочтимых читателей - искусство для меня – это волшебство. Однако в результате колдований появляется вполне себе вещественный отпечаток, реальная печать не-вещественных отношений. Вот в ней-то и высвечивается глубинная связь. Но коль скоро они взаимосвязаны, что же именно стоит в истоке: рациональность науки, или искусство? «Число есть сущность всех вещей» сказал Пифагор. Леонардо да Винчи - великий Хазрат мира художников – неустанно повторял: «никакой достоверности НЕТ в том, что НЕ имеет связи с математикой»! (G. 36 v.) Вот так. Как знать, может быть действительно в начале было число? Рациональное знание? Ведь Омар Хайям был математиком, и магию чисел он понимал не понаслышке. Но как? Каким именно образом происходит волшебное соединение законов математики, законов геометрии, цвета и … изображения? Как родился и получил право на жизнь сей алгоритм, пульсирующий в работах Баходыра Джалалова? К тому же… законы геометрии постоянны… Они вечны. Но тогда почему же Баходыр не возьмет кисть в руки, пока душа не поможет ему настроится в унисон небесной гармонии? Пока не произойдет единение состояния души – ауры – ойкумены, до того момента кисти – палитра - краски – холст не приходят в согласие друг с другом. Они не могут сложиться в новую Вселенную. Они не в силах преобразоваться в мир, где каждый день переплетается с Вечностью, обретая гармонию звучания небесных сфер. Ведь Творчество – это Вселенская игра, игра космоса. И человек там – космическая пылинка, былинка, капелька… Или НЕТ? Баходыр уверен: каждый человек на этой планете – маленькая Вселенная. Баходыр в этом мироздании ощущает себя частью. Всего лишь одним из восьми миллиардов – от целого. Только одним из тридцати пяти миллионов - своей ойкумены. Он – узбек. Он родился в Узбекистане – волшебном солнечном крае, о котором сложено столько легенд.В родной семье он первый, кто имеет дело с холстом и красками. Его отец в молодости был подмастерьем лучшего маргиланского мастера. Он создавал атлас, раскрашивал шелковые нити красками, подаренными природой. А потом в жизнь отца вошла война. И краски пришлось отложить в сторону. Путь его сына – путь художника, чье предназначение - выразить в холстах Вечность. Вечность, не скованную золоченными картинными рамами. То, что открывалось Баходыру на пути творчества, было неожиданно. А самое интересное: с каждым десятилетием это зрелище становилось все более и более захватывающим. Оно становилось до такой степени завораживающим, что у него сжималось сердце в преддверии чего-то невероятного. События, о котором говорят – Чудо! Вы не поверите, но … предчувствия его сбывались. В какой-то миг ему стало понятно: ни один его холст не был случайным. Что есть Всевышний, Тот, кто пожелал явить свой взгляд на мир через него. Он – неведомый поводырь – ведет его своим путем. Путь тот ведет к истоку его – к игре солнечного света. Миссию свою Баходыр видит в том, чтобы сделать невидимое – полотно, которое на первых порах видел внутренним взором только он – видимым! Он всего лишь старается сделать видения свои явными для всех. Порою ощущал он себя просто посредником между космосом и зрителем. В молодости он и не задумывался об этой таинственной связи. Почему через него прошла эта дорога? Зачем? Эта магическая сцепка, где свет, геометрия, форма, слово, и даже звук соединялись в творчестве художника, И так рождается новая картина. Ему достаточно было поставить первую точку на чистом полотне, а дальше всё происходило само собой. Порой рисунок возникал настолько легко, будто кто-то вёл его руку по чистому листу. Нередко Баходыр сам не знал, кто он – его Наставник, его Устоз? Только сейчас, спустя годы, он пытается дать он ответ на этот вопрос. Пытается дать Свободу не только карандашу или кисти, которые – хвала Аллаху! –держит он в своей руке – руке лучезарного Творца. Но мучается он в попытке дать Свободу пониманию: как же это случилось? Как появились на свет эти сотни, нет – тысячи рисунков, набросков, картин, создавая которые, услышал он музыку Вселенной?
ДИНОРА АЗИМОВА (продолжение следует)
|
|