Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
14.03.2015 / 15:53:54

Проекты в области культуры. "РИГА-2014". Некоторые итоги года


Между Узбекистаном и Латвией развиваются все более прочные  торгово-экономические , дружественные отношения на всех уровнях и в различных сферах. Это экология и культура, бизнес и образование, технологии, наука и искусство. Как подчеркнул в беседе с нами  депутат  парламента, бывший  президент Латвийской Республики Валдис Затлерс, наши тесные дружеские связи подают «пример того, как должны строиться отношения между народами и государствами». Более тесное сотрудничество между нашими странами предусматривается в связи с председательством Латвии в Евросоюзе в первой половине этого года.

Для того, чтобы лучше знать друг о друге, людям необходимо общаться и получать больше информации о жизни того, или иного дружественного народа. Как известно, Рига в 2014 году носила титул столицы культуры Европы. Думаю, что посетителям сайта Культура Уз.  будет интересно узнать об  одном из самых ярких и знаковых событий в культурной жизни современной Латвии,  масштабном проекте «Рига-2014». Узнаем об этом из первых уст, побеседовав с Дианой Чивле, директором фонда «Рига-2014», а также куратором одной из тематических линий программы года  «Рижский карнавал».

 Проект «Рига - Культурная столица Европы 2014» включал в себя шесть тематических направлений, это: «Алкание океана» - посвящение духовным ценностям и знаниям, «Улица Свободы» - размышления о прошлом и будущем, «Набор для выживания» - воспоминания о древних умениях и современных знаниях, «Путеводная нить» - знакомство с Ригой, «Янтарная жила» - рассказ об историческом пути, связывающим Балтийское, Средиземное и Черное моря, «Рижский карнавал» - приглашение окунутся в водоворот событий. Всего в рамках программы состоялось более 200 мероприятий, это были как традиционные рижские культурные мероприятия, так и совершенно новые.

- Диана, расскажите, пожалуйста, как начинался ваш проект , с какими трудностями сталкивались и что было наиболее интересным?

 -  Этот проект очень помог нам сделать в Риге своеобразную ревизию тех процессов культурной жизни, которые вообще есть у нас. Культурная жизнь в Риге очень активная. Есть организации, культурные институции национального уровня, такие, как Национальная опера, театры, музеи. Город  отвечает за то, как жители проводят свое свободное время, поэтому есть культурные центры, музыкальные и художественные школы, центры интересов для молодежи. Город всегда был активен и организовывал большие публичные мероприятия, куда все могут пойти, найти что-то интересное, потому что программа всегда очень многообразная. И у нас была нелегкая задача сделать программу на базе, которая уже есть.

Статус европейской столицы культуры дает возможность представить наш город  виднее на мировой карте. Я говорю мировой, потому что кто может сказать, где граница Европы? Она только у нас в головах. И мы ставили планку выше. В частности, мы организовали мировую хоровую олимпиаду. В гостях у нас побывали хоры из 73 стран мира, так что мы уже с этим статусом  сделали эту программу не только на европейском уровне, но и на мировом. Это было очень хорошо, и в сфере культуры мы выразились очень ярко.

Мы, конечно, в этом смысле очень богаты, у нас есть замечательные музыканты, оперные певцы и дирижеры, знаменитые во всем мире. Один из концертов, где мы очень хорошо показали Латвию, как место, где рождаются и работают музыканты мирового уровня, это концерт «Borning Riga» - «Родившийся в Риге».  Был специально организован концерт в середине года, с самого начала мы планировали его как телевизионную запись, которая будет транслироваться во многих странах. И этот концерт действительно был таким, что мы сами были очень горды. Ко мне подходили многие рижане, и говорили: «Я очень горжусь, что я живу в Риге!». И это чувство, я думаю, очень важно.

И не только важно то, что мы показываем себя другим, но очень важно  и то, что этот год дает нам самим. Конечно, я была в очень интересных ситуациях. Даже когда мы защищали этот статус, были кандидатами. Например, мне задавали вопрос: «А что из европейской культуры вы покажете в своей программе?».  Очень странный вопрос. Я минуточку молчала, и отвечала, что все, что в нашей программе, - европейская культура. Понимание вообще о культуре, как таковой, может быть очень разным. Мы в своей программе и в ходе подготовке к ней работали, всегда подразумевая культуру в очень широком смысле этого слова,  поскольку, если смотреть узко, мы можем сказать, да, это концерты, выставки, и т.д. Но если мы смотрим шире, культура это и то, как мы здороваемся, как мы ведем себя на улице, как выглядит наш город. И я думаю, нам удалось встряхнуть не только не только работников сферы культуры, которые действительно с этим годом получили возможность реализовать многие мечты, но и жителей. И они стали более активными в организации своего свободного времени.

 Очень хороший пример в Саркандаугаве, в одном из наших микрорайонов, который считается не очень благополучным, это не самое благоприятное место в Риге. Но одна из наших добровольцев, девушка, которая там живет, просто «подняла» этот микрорайон на активные действия. Во время подготовительного периода мы пригласили население на дискуссии, где вместе собирались жители, художники, дизайнеры, представители рижской Думы. Мы все вместе беседовали о том, что мы хотим здесь, в этом микрорайоне, сделать лучше. Вначале со стороны жителей была недоверие, уверенность, что после этих разговоров ничего не произойдет. И этот скептицизм – самое плохое, что может быть. Как организаторы, мы знали, что нам надо просто показать примеры. И несколько таких примеров очень помогли нашей программе. Субботник в Саркандаугаве, в сквере Алекша стал таким примером. Жители сказали, что этот сквер – заурядное место, там только остановка, дорога. И они просто забросали идеями, где бы они хотели поставить столик, организовать какие-то игры, создать инсталляции. Мы стали помогать им воплощать это. И вы знаете, какой был эффект! Когда я там была на открытии, они уже сами говорили: там не ходите, тут камешки, поднимают все бумажки, которые упали. Это сразу дает очень большой результат. Они горды местом, где они живут. Они стали настоящими хозяевами.

И в другом таком месте – микрорайоне Зиепниеккалнс -  мы тоже сделали там, где остановка, специальное место, чтобы просто интереснее было. Школьники там предлагали идеи как это сделать. Это район, где расположены лишь небольшие блочные дома. Там мы посадили три дуба и сделали инсталляцию. И сейчас уже люди, которые там живут, идут к нам и говорят, что это очень красиво, но это не все, что им нужно, они хотят сделать больше, и это как вторая волна.  Это очень хорошо, ведь пробудилась активность и вера в то, что действительно, если ты о чем-то будешь мечтать, с помощью других и вместе с другими ты сможешь это сделать. И много других примеров. Здесь важен подход к этому.

Это невидимая работа и, может быть, кто-то скажет: «Ну и что, поставили несколько интересных скамеек, разве это показывает, что Рига - европейская столица культуры?».  Но ведь чрезвычайно важно, чтобы жители поменяли отношение друг к другу, к культуре, к своему городу, к месту, где они живут. Да, мы знаем, что эта перемена, возможно, не очень большая, но мы также знаем, что мы не можем ее ни как-то посчитать, ни взвесить, но все равно, это было очень важно сделать. И мы в художественном совете радовались. 

Но если мы посмотрим прагматично, то надо отметить, что сейчас идут подсчеты. Я могу очень точно сказать, что мы не переступили никакие грани заложенного бюджета. Наш бюджет не был очень большим, по сравнению с другими городами. Но мы вложили все эти средства в культурные проекты, в людской капитал. И это было очень правильно.

- Какие за этот год были самые яркие события, что больше всего запомнилось и о чем, на ваш взгляд, люди будут помнить ?

- Я думаю, что всем запомнилось открытие программы нашего года. Это была  живая цепь книголюбителей. Все встали в одну большую длинную очередь и передавали книги из старого здания национальной библиотеки в новое. Это была символическая акция, а также и практическая. Расстояние от старого до нового здания – 2 км. На улице было минус 15 градусов, но люди 3-4 часа стояли и передавали книги из рук в руки. Мы просто приглашали всех быть активными, и мы хотели сказать этим, что культура это важно, что мы передаем духовные ценности из рук в руки, их уст в уста, из поколения в поколение. И я думаю, что это одно из тех мероприятий, которые очень запомнятся. Это было 18 января прошлого года.

Также мы показали на открытии все, что мы будем делать. У нас есть большой архитектурно красивый рынок. Там есть большие павильоны, где мы символически продемонстрировали то, что в течение всего года будет в каждой  тематической линии нашей программы. Работа рынка при этом не прекращалась, но помимо этого там было чтение стихов, пение хоров, и это было очень неожиданно. Например, продавец мяса вдруг начинает петь. Это был своеобразный флэш-моб. И конечно, запомнилось световое шествие на набережной и салют. Это было масштабно, и для этого была специально написана музыка.

- Сколько же людей было задействовано?

- Насчет этого у нас уже есть цифры. Во время всего года участвовали сто культурных организаций, 1900 художников, и всего 12000 людей работали над программой года. Но это все-таки целый год. Вначале было очень трудно разъяснить, как это – целый год, огромная программа. Художественный совет планировал всю драматургию года, учитывая и то, что есть регулярные мероприятия, во время которых нельзя ничего сделать. Ведь мы празднуем и отмечаем те даты, которые есть в календаре. Очень хороший пример, я думаю, это праздник летнего солнцестояния, у нас уже есть такая традиция. Обычно в центре города, на набережной Даугавы проходит большое мероприятие. Также у нас есть и очень эстрада, где обычно проходит наш певческий праздник. Это самое большое наше мероприятие, оно включено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В этом месте можно поставить тысячи певцов. Это открытая эстрада, и обычно там стоят певцы и сидят зрители.  Там, где обычно стоят певцы, мы поставили места для зрителей, а весь амфитеатр сделали как сцену для танцевального представления. Это были и народные танцы, и более современные. У нас есть много хоровых и танцевальных коллективов, которые исполняют такие фольклорные песни и танцы, которые уже развиты композиторами и хореографами. И в то же время это представление было сценическое. Большая сцена и очень большая сценография. И там были выступления  и разных гостей, которые показывали свои традиции, как они празднуют летнее солнцестояние. Это было очень интересно.

Вы знаете, что мы здесь в Латвии очень критичны. У нас всегда все плохо! Недавно было интервью по радио, и все люди могли звонить туда. Когда мы анализировали итоги и дискутировали, позвонила одна слушательница, и она сказала: «Что вы вообще говорите? Вы помните, какое было представление на большой сцене Межапарка, это было так, что мы еще до сих пор помним то, что мы там почувствовали! Мы гордимся собою, и не надо критиковать…».  Хочу отметить, что осталось это чувство понимания того, кто мы и как мы воспринимаем мир. Это одно из моих самых любимых мероприятий.

- Во время моего посещения Риги летом я была удивлена, когда на улице среди прохожих вдруг начиналось какое-то театральное действие. Эти представления сразу же собирали толпы прохожих, которые очень активно и живо воспринимали эти спектакли и порой сами вовлекались в действие.

- Да, мы старались показать, что-то новое, необычное. В календаре Рижских мероприятий было пустое место для уличных театров, нового цирка, вообще таких перформансов, которые просто делаются на улице. И мы сделали фестиваль уличного искусства и мировой музыки. Я знаю это очень хорошо,  поскольку перед этим проектом я работала директором департамента культуры Рижской Думы, и мы долгие годы старались привозить таких необычных художников, поскольку у нас их нет. Я помню реакцию публики в первые разы, когда мы это делали.  «Что это такое? Я ничего не понимаю! Нам сказали, что будет цирк, но это же не цирк, где собачки прыгают!» И нужно было время, чтобы публика постепенно привыкла к таким представлениям.

В этом году было много представлений современного танца в микрорайонах. Действия начинались как-будто ниоткуда. Люди идут и останавливаются, они смотрят, задумываются. Было много флэш-мобов с современными танцами, например, в парикмахерскую заходят люди, которые вовлекают посетителей в какой-нибудь танец.

Вообще программа прошлого года была очень разнообразная. Весь спектр всевозможных мероприятий. И я очень горжусь тем, что во время прошлого года было написано много новых творений. Две новые национальные оперы, камерная опера. Кристапс Петерсонс написал оперу «Шах», это опера о легендарном матче между Михаилом Талем и Михаилом Ботвиником. Вся опера написана как эта игра, в форме мультимедийной лекции. Это очень интересно! Я была на спектакле и заметила, что там публика даже была другая,  не обычные посетители оперы, особенно некоторые мужчины, которые точно проследили всю эту игру, там была такая возможность. И в то же время они слушали оперу. 

Было много новых книг. Очень хорошо, что нам удалось издать целый набор книг, где русские поэты, которые живут и работают в Латвии, были переведены на латышский язык, и их произведения были изданы на двух языках. Такой подход дает нам возможность узнать тех, которые не так видны в активной культурной жизни.

Также много было новых музыкальных работ. Была такая программа, где наш радиохор исполнял все пассии Баха, но в то же время была и новая пассия, написанная современным композитором  Эриком Эшенвалдсом. И еще академический хор сделал новую программу. В результате сотрудничества зарубежных и местных поэтов и композиторов было написано 12 новых творений. Новые произведения это, конечно, большой риск всегда. Эти новые работы только начинают свой путь, и мы еще посмотрим, как долго они проживут.

               

- Действительно, проведена масштабная работа, которая впечатляет! Трудно представить, каким образом это удалось сделать.

- Нам очень помогло то, что мы начали все заблаговременно. Наш открытый конкурс на программы был объявлен в 2010 году. С того времени мы уже выбрали основную программу, и кураторы художественного совета начали работать с организатором, чтобы развивать идеи. В самом начале было много проектов, где мы получили хорошие идеи, которые не были разработаны. Конечно, несколько проектов отпало, они просто не получили развития. Было несколько проектов, которые были готовы уже раньше. Но мы привыкли работать в очень короткие сроки. И когда начался этот конкурс, на меня напали все организаторы и сказали: «Ты думаешь, мы в 10-м году можем сказать, что будет в 14-м? Мы же не можем сейчас ни идеи создать, ни бюджет составить, ничего!».  И я сказала: «Можем!». И они сделали! В итоге было очень хорошо, что мы получили это долгое время на подготовку.

Участие в программе года было полезным особенно для тех проектов, где было международное сотрудничество. Один пример. Ригас-биржа – музей, где было много очень хороших выставок, и который прекрасно сотрудничает с разными музеями, не только в Европе. Например, сейчас проходит выставка египетского искусства, это часть нашей тематической линии «Янтарный путь». Интересно, что  в могиле Тутанхамона нашли балтийский янтарь, вставленный в его чакры. Ученые нашли методы как можно идентифицировать этот янтарь и узнать, откуда он. И когда они сделали этот анализ, янтарь на чакрах Тутанхамона оказался с берегов Балтийского моря. У нас янтарь другой, у него очень твердая основа. И так родилась мысль сделать эту выставку, и показать, что так же, как и торговые пути в истории, культура – наша валюта. Мы можем получить многое от обмена культурными ценностями. И вот сейчас художественный музей «Ригас Биржа» уже объявил, что в апреле планируется выставка, где будут работы из Лувра, музея Орсе, и, как они сказали, это только благодаря тому, что во время подготовки к «Рига-2014» их резюме пополнилось международным сотрудничеством. Они уже стали равноценным партнером для других музеев.

- Так что «Рига-2014» не заканчивается, она продолжается?

- У нашего народного поэта Яниса Райниса есть сборник стихов «Конец и начало». В нем главная мысль, что каждый конец -  начало чего-то нового.  И поскольку этот год у нас – год Райниса, я думаю, это как раз хорошо объясняет и  смысл мероприятий программы «Рига - европейская столица культуры», поскольку культура не начинается и не кончается. Это был один очень хороший, творчески богатый отрезок пути.

- Как вы считаете, что надо  сделать, чтобы активизировать  культурные мосты между Узбекистаном и Латвией?

 - Мне кажется, здесь нет вопросов, что это  нужно делать, только надо найти правильный подход, как это делать. Я думаю, что очень хорошо все развивается, когда мы встречаемся. Когда мы жмем руки друг другу, смотрим в глаза, мы можем говорить о сотрудничестве в разных видах. Я думаю, такие встречи и дискуссии это первое, что очень важно, и что мы должны сделать, ведь тогда и рождаются идеи. Надо встречаться чаще. Приезжать друг к другу.

Я думаю, всегда очень важно найти тех, кого это интересует, кто не ставит галочки, а действительно заинтересован. Очень хороший пример сотрудничества – в мировой хоровой олимпиаде принимал участие хор из Японии. Также в  программах мероприятий «Рига-2014» были представлены японские  художники. Это дает интересную реакцию, мы находим много такого, что может быть катализатором интересных художественных идей.  И сейчас латышский хор поедет в Японию. То же самое и с художниками. Задачей нашего учреждения и было – помочь отыскать организации, найти друг друга художникам или группам людей, ну а дальше они сами смогут развивать эти контакты.

 

Елена ЧЕПУРНОВА, журналист

 

 

 

 

 





Другие материалы рубрики

14.03.2015 / 15:32:43

Мероприятие в самаркандском музее, посвященное празднику Навруз

В научно-практическом музее-лаборатории СамГУ им. А.Навои прошел мастер-класс с участием студентов факультета узбекской филологии под руководством преподавателя кафедры английского языка Шахнозы Хушмурадовой. Далее...

14.03.2015 / 14:50:22

Праздник Франкофонии в Ташкенте (17 марта 2015 года)

17 марта 2015 года государства-члены и наблюдатели Международной организации Франкофонии (МОФ), представленные в Ташкенте, вместе отметят праздник Франкофонии. Далее...

14.03.2015 / 01:28:45

Ветераны и сироты смогут бесплатно посещать туробъекты, парки и другие культурные учреждения

Национальная компания "Узбектуризм" разработала порядок предоставления льгот для отдельных категорий отечественных туристов учреждениями культуры и отдыха Далее...

13.03.2015 / 20:22:40

Дом бабочек открыт в зоопарке

В Ташкентском зоопарке появился уникальный для Узбекистана Дом тропических бабочек Далее...

13.03.2015 / 20:07:14

Миссия: вывести хэштег #NavrUZ в мировые тренды

В честь праздника Навруз пользователи микроблога Twitter намерены провести масштабную акцию и вывести хэштег #NavrUZ в мировые тренды. Далее...





24.04.2024 / 18:17:35
Одним из самых значимых событий Международного фестиваля оперы и балета "Тошкент бахори - 2024" в ГАБТе им. А. Навои стал показ оперы Джакомо Пуччини "Тоска" 20 апреля с.г.
 
22.04.2024 / 11:22:32
Грандиозное завершение VII Международного фестиваля оперы и балета "Тошкент бахори" - Гала-концерт с участием звезд мировой сцены!
 


25.04.2024 / 13:02:16
Международная премьера художественного фильма узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова "Шурочка". О чем подумали зрители...
 
13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте