Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.09.2017 / 15:42:49
Неделя музеев. Три выставки в ГМИИ, которые нельзя пропуститьВ рамках программы мероприятий, посвящённых ежегодно проводимой (2 — 8 сентября) «Недели музеев» и празднованию Независимости Республики Узбекистан в Государственном музее искусств Узбекистана открылись три художественные выставки: «Жизнь и творчество Александра Николаевича Волкова»; «Выставка скульптуры «История и легенды» из фондов отдела «Искусство России и Западной Европы»; персональная выставка живописи Яна Луйлина на тему: «Истиклол ижодкорлари» («Творцы Независимости»). Приглашаю вас, любители искусства, пройтись по выставочным залам музея и вместе порадоваться новым открытиям неизбывного Прекрасного. Нашим гидом будет старший научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Тамара Садридиновна Нуридинова. Она занимается археологическими раскопками и изучением старинных монет и, разумеется, обладает глубокими знаниями о сокровищах Государственного музея искусств Узбекистана, насчитывающего в своём фонде около 70 тысяч экспонатов. В будущем году музей, известный в Республике Узбекистан и за рубежом своими богатыми и разнообразными коллекциями, достойно отметит свой столетний юбилей. Александр Николаевич Волков (1886–1957), уроженец Ферганы, русский художник, один из основоположников современного искусства Средней Азии, в душе и в творчестве был Поэтом. С детства через всю свою жизнь он пронёс любовь к родному краю, о котором писал: За подъемом всегда вьется дым очага, И всегда открывается новая даль. Сколько верст я кругом отшагал, Чтоб сравнить глаза и миндаль. Ему было свойственно обострённое поэтическое ощущение времени и обобщённое философское понимание окружающей природы и людей, которых он так хорошо чувствовал, любил и мог передать эти чувства не только в стихах, горячих красках живописных полотен, но даже набросках, бегло выполненных им цветным карандашом и кусочком угля на простой бумаге. Эти беглые портретные зарисовки и множество эскизов к эпохальным произведениям как, например, «Гранатовая чайхана», занимают большую часть музейной экспозиции из 40 уникальных произведений живописи и графики Александра Волкова. Академик АХ Уз, лауреат государственной премии Узбекистана Шахалид Шоякубов вспоминал о нём на открытии выставки: — Он не знал узбекского языка, но хорошо знал и любил природу, обычаи и характер узбекского народа. Назым Хикмет в 1959 г. писал о художнике: «Говорят, он не знал узбекского языка, но зато он очень хорошо умел рисовать по-узбекски!..» Феномен русско-азиатского художника А. Н. Волкова заключается именно в том, что его творчество и его лучшие произведения важны для истории искусства России и для истории формирования национальной туркестано-узбекской школы живописи. Ташкентский поэт Рустам Мусурман читал свои стихи и Александра Волкова в переводе на узбекский язык о музыкальных инструментах - дойре, карнае, которые часто встречаются и по-своему гортанно и ритмично «звучат» в красочных композициях художника, представленных на выставке. Серьезно изучая национальные особенности узбекской музыки и прикладного искусства, художник стремился перенести их традиционные мотивы на свои полотна. Актриса театра имени Мукими — Гульнора Джумуназарова — исполнила несколько народных песен на узбекском и русском языках, органично дополнившие яркое эмоциональное впечатление от выставки. А. Н. Волков родился в 1886 году в Скобелеве — нынешней Фергане в семье гарнизонного врача. Детство его прошло в Туркестане. В 1905 г. после окончания Оренбургского кадетского корпуса, он поступил на естественный факультет Петербургского университета, но, проучившись два года, оставил его для занятий живописью в Высшем художественном училище при Академии художеств, в классе В. Е. Маковского (1908-1910). Решающее влияние на судьбу будущего художника оказали занятия в мастерской М. Д. Бернштейна, где преподавали Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, скульптор Л. В. Шервуд (1910-1911). Свое обучение А. Волков продолжил в Киевском художественном училище (1912-1916), у крупнейшего мастера-монументалиста Ф. Г. Кричевского, где он познакомился с А.А. Экстер и А. Г. Тышлером. Он восторгался мозаиками Софии Киевской и заворожившими его росписями М. Врубеля в Кирилловской церкви. Под влиянием творчества М. Врубеля и древнерусской живописи художник создаёт свои первые самостоятельные работы. О его азиатском периоде жизни и творчества подробно рассказывает Тамара Садридиновна Нуридинова: — С 1916 года Александр Волков начинает свою творческую деятельность в Узбекистане. В 1919 году художник был директором Ташкентского музея искусств. В 1919 —1921 годах преподавал в художественных мастерских Туркестана, в 1929 — 1946 годах в Ташкентском художественном училище. В Узбекистане начала в это время формироваться новая технология живописи, получившая широкое распространение в Европе. Выставки живописи В. Кандинского и К.Малевича, основателей русского авангардного искусства, были основными событиями того времени. В это время Волков создаёт произведения в духе европейского импрессионизма, постимпрессионизма, примитивизма, кубизма, футуризма, впоследствии обобщённо названном «туркестанским модернизмом». Вернувшись в 1916 г. на родину, в Среднюю Азию (Ташкент), Волков, опираясь на близкие с детства реальные впечатления, нашел только ему присущий живописный язык. Шумный, пронзительно яркий мир Востока, опаленный жгучим солнцем, оживает в его серии «Горный кишлак» (1926-27). Своим лаконизмом, чистым цветом, монотонным ритмом произведения Волкова напоминают восточные ковры. В изображениях панорамы старого города он использовал законы условной перспективы восточной миниатюры. Живя в Ташкенте, в 1927–1930 был членом местного объединения «Мастера нового Востока». А. Волков, творчески переработав свои увлечения различными направлениями в искусстве того времени, создал свой собственный усложнённый художественный язык, который он использовал для изображения горячо любимого родного края. Его жанровые композиции, представленные на выставке, отличаются максимальной заполненностью человеческими фигурами и глубиной живописной техники, оригинальным колористическим решением. В них он отразил экзотику местного быта: своеобразие старых городов с их тесными улочками, караваны верблюдов, шумные базары, чайханы, сцены национальных плясок, образы музыкантов и реже сцены труда, написанных по программе соцреализма. Сцены колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок. На выставке представлено несколько таких работ, как, например, «Девушки с хлопком, 1932». Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого, веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и на тракторе хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость. На выставке представлено несколько произведений из серии 1917 — 1922 годов: «Караваны», «Восточные примитивы», «Плач на кладбище», «На сандале», «Телега», «Танец», «Гранатовая чайхана» (1924) — апогей его творческих поисков того времени. Волшебную по цвету, как будто горящую и горячую «Гранатовую чайхану» Александр Волков написал в 1924 г., в середине жизни, когда был уже сформировавшимся художником. В этой картине была соблюдена идеальная и органичная для него мера условности изображения. Фигуры трех склонившихся над белым чайником героев сложены из треугольников, которые не расчленяют пространство, как у кубистов, а собирают его в четком ритме. Живописная условность представляет традиционное восточное чаепитие как таинство, влекущее зрителя, но непостижимое для его понимания. И чалмы у героев как нимбы, и лица как лики, и слишком уж таинственно сгущена атмосфера вокруг них. И эта тайна вместе со светоносным цветом превращают «Гранатовую чайхану» в одну из лучших картин, отразившей гармонию преломления лучших традиций русской и восточной живописи. Здесь патриархальный быт преображен пламенем багрово-красных тонов, прекрасных и трагических одновременно. Не раз ошельмованный за «формализм» и в 1946 отстраненный от преподавания в Ташкентском художественном училище (где он работал с 1929), мастер, однако, и в поздний период создал немало примечательных вещей – в частности, по-своему уникальный, «неофициально»-экспрессионистский образ войны, картину «Пиета» (1944, собственность семьи художника, Москва). Он был сильным и во многом талантливым человеком — всю жизнь писал стихи, пел, любил долгие пешие походы, а потому и сохранил свою личную и профессиональную свободу, он был истинным провозвестником и творцом Независимости. На выставке представлен живописный автопортрет А. Волкова, по сути, это его автобиография в красках. Сосредоточенное лицо пожилого мужчины. Под глазами отечные мешки. Глубокие морщины залегли по обеим сторонам упрямо сжатого рта. Напряглись мускулы жилистой шеи. Несколько вперёд подалась крепкая фигура в простой рабочей куртке. Человек показан в момент напряжённого творческого раздумья. В руках он держит кисти. Это художник, который живёт только своим искусством и идёт в будущее непроторенным путём. На открытии выставки седьмого сентября 2017 г. наряду с художниками, журналистами было много представителей студенческой молодёжи и учащихся школ и колледжей. Завершая экскурсию, наш гид Тамара Садридиновна подчёркивает, что своим творчеством и педагогической работой Александр Волков оказал значительное влияние на становление современного национального узбекского искусства. Александр Волков умер в Ташкенте 17 декабря 1957 года. Мы помним и высоко ценим его. В процессе современной глобализации произведения художника занимают особое место в воспитании молодёжи в национальном патриотическом духе. ***** После знакомства с уникальными произведениями А.Н. Волкова на втором этаже мы спустились на первый этаж, где в античном зале ГМИИ расположилась персональная выставка живописи нашего современника и земляка с интересной творческой судьбой. Художник Ян Луйлин родился в 1951 году в Китае. В 1962 году его семья переезжает в Семипалатинск, где мальчик увлёкся рисованием. После окончания школы Ян Луйлин поступает в Педагогический институт на художественно-графический факультет, в котором впоследствии долгие годы преподавал на кафедре живописи. Долгие годы он жил и работал в Самарканде, где создал живописные серии городских и архитектурных пейзажей. Чувство ностальгии заставило его побывать в Поднебесной, откуда он привёз серию картин, посвящённых китайским эмигрантам, часть из которых представлена на выставке: «Возвращение», «Китайцы в Америке», «Ташкентские китайцы», «Дома эмигрантов». В 2000 году художник окончательно переезжает в пригород Ташкента, где он находит новые образы для своих картин: осенние пейзажи, живописная пойма реки Чирчик, пригородные посёлки со всеми бытовыми подробностями. Художник признаётся, что он всегда старается передать конкретное географическое место и своё отношение к нему, чтобы зрители могли не только узнать его в картине, но и проникнуться красотой изображённого художественного образа. В портретной серии выделяются достаточно суровый биографический автопортрет художника, прекрасные образы современной китаянки и юной красавицы-узбечки в атласном платье, в которой угадан национальный тип лица с точёным носом, улыбчивым ртом, характерным изгибом тонких бровей и открытым взглядом чёрных миндалевидных глаз, устремлённых в счастливое будущее. На открытии первой персональной выставки живописи Яна Луйлина пятого сентября 2017 года руководство ГМИИ и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и студенты поблагодарили художника и пожелали ему дальнейших творческих успехов и исполнения его заветных мечтаний на поприще искусства.
***** Коллекция русского и западноевропейского искусства в собрании Государственного музея искусств Узбекистана собиралась и пополнялась с первых дней образования музея. Коллекция бронзовой скульптуры, которая представлена на выставке «История и легенды», открытой шестого сентября 2017 г. , знакомит посетителей с лучшими традициями итальянского, французского и русского искусства XVIII — XIX веков. Представители этих школ западноевропейской и русской скульптуры объединены в едином экспозиционном пространстве исторической темой и образами, сошедшими со страниц древних мифов и легенд. Французский романтик Антуан Луи Бари (1795 — 1875) представлен полными драматизма и пластической энергии изображениями животных: «Лев и львица». Среди жанровых статуэток русского скульптора Евгения Лансере (1848 —1886) неизбежно поразят наших зрителей реалистическое изображение юного всадника–узбека. Их дополняют трогательные скульптуры малой формы П. Ковальчевского и Напса на народную тему, раскрывающие глубину и загадочность русской души. В экспозиции выделяются образы муз-покровительниц наук, поэзии и искусства в серии работ итальянского скульптора Ф. Ригетти. Они воссоздают героинь древнегреческой мифологии, но с вполне живыми человеческими чертами. Таковы и «Плутон», «Ганимед», «Прозерпина», «Флора» в работах неизвестного мастера, передающие силу и мощь олимпийских богов античной эпохи. Наравне с мифическими образами представлены исторические герои. Репродукции колонны римского императора Марка Аврелия и колонны Траяна иллюстрируют знатные битвы римлян с парфянами и даками. Образ Уэльского правителя в скульптуре «Принц Валлийский» показывает мужество и героизм народа Северной Европы. Образ русского императора-реформатора Петра I в уменьшённой копии знаменитой скульптуры Этьена Фальконе «Медный всадник», как образно назвал его А.С. Пушкин, воспетый поэтами нескольких поколений, сочетает изящество литой бронзы и монолитность малахитового постамента. В натуре пьедесталом конной статуи служит огромных размеров гранитный монолит, обработанный в виде набегающей волны. Взрослые посетители часто приходят на выставку с детьми. Любознательных малышей особенно привлекают русские былинные и сказочные герои «Медведь» и «Добрыня Никитич», олицетворяющие собой силу, непобедимость духа и сказочную доброту. Их также увлекают своей непринуждённой простотой и живостью детские образы разных мастеров, в их числе трогательный «Мальчик-скрипач» Гарнье. В целом, выставка скульптуры малых форм «История и легенды» даёт возможность посетителям совершить путешествие в древнюю историю мира и на короткое время стать её очевидцем.
Три художественные выставки в ГМИИ Узбекистана будут работать в течение месяца со дня их открытия. Организаторы выставок надеются заставить посетителей остановиться, на время оглянуться назад и задуматься о быстротечности времени и с новыми благими устремлениями продолжить свой жизненный путь в гармонии с Прекрасным, который уже завтра может стать историей.
|
|