Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля МатевосянаХудожника Рафаэля Матевосяна называют “Певцом Арала”, он успел запечатлеть его величественным, бескрайним, дававшим работу тысячам людей. Одним из первых художник начал говорить о том, что Арал скоро простится с родными берегами. В год столетия известного художника воспоминаниями о нем с PLOV.PRESS поделилась его дочь Гаянэ Матевосян. Но сначала обратимся к значимым фактам из биографии Рафаэля Матевосяна. На его работах, созданных в начале 60 — годов прошлого столетия, звучит набат, одна из них, выставленная в Нукусе, даже вызвала бурю эмоций и негодований чиновников того времени. Название “Судно в песках” срочно пришлось изменить на “Судно на ремонте”, но море уже было не вернуть. Тогда никто не верил, что оно просит защиты и помощи. Арал был для художника любовью и болью, выпускник “Детской Каспийской морской флотилии”, Азербайджанского художественного училища имени Азима Азимзаде, впервые Рафаэль Матевосян побывал в творческой командировке в Муйнаке в 1962 году. И остался там на долгие годы. Выходил в море вместе с рыбаками, а свои впечатления переносил на полотна. Так появились “Штормовая зыбь”, “Чайки над морем”, “Осень на Арале”, “Туманное утро”, “На промысле”. Позже он создаст картины, в которых будут сквозить тоска и отчаяние, появятся первые “симптомы” умирающего моря. “На мели”, “Гроза в песчаной бухте”, “На вечном приколе” “Одиночество”, “Надежда” — именно эти картины станут новой страницей в его творчестве. О художнике, которому 31 января исполнилось бы 100 лет, рассказывает его дочь Гаянэ Матевосян. — Папа появился на свет в 1924 году в Самарканде. Его отец работал на почте, мама была домохозяйкой. В 1930 году семья переезжает в Баку, где в те годы жила большая армянская община. Предки папы родом из Карабаха, в свое время они уехали оттуда, селились в городах Средней Азии. Папа не рассказывал об этом, и сегодня из родни практически никого не осталось. Мой дед скончался, когда отцу было 11 лет. В 16 лет он пришел учеником на Азербайджанский трикотажный комбинат. Когда началась война, учился в ФЗО на токаря, а еще обучался на снайпера в Бакинском пехотном училище. В 1942 он ушел добровольцем на фронт, в октябре, когда сняли бронь, его отправили на курсы радистов. С января 1943 по октябрь 1944 года был старшим радистом в Управлении командующего бронетанковыми и механизированными войсками Закавказского фронта. В тот же год он был переведен в отдельную Танковую бригаду радистом штаба, их тогда перебросили на границу с Турцией. Демобилизовался он в 1947 году, затем 12 лет проработал в Бакинской Дирекции радиосвязи. У папы в свое время были даже патенты на радиоизобретения, а когда я была маленькая, он учил меня азбуке Морзе. Но о войне он никогда с нами не говорил, хотя являлся ветераном, имел награды. У отца было несколько картин на военную тему, среди них большая работа “Песня о боевом друге”, она находится в фондах Выставочного зала Академии художеств Узбекистана. Решение поступить в Азербайджанское художественное училище имени Азима Азимзаде, папа принял в 1952 году. Окончив его в 1957 году, он одновременно работал в Дирекции радиосвязи и художником в художественных мастерских Бакинского театрального общества. В Каракалпакию он приедет в 1962 году, здесь он начинает создавать портреты тружеников — рыбаков, земледельцев, фронтовиков. Выросший на берегу Каспия, он не мог не писать море. Поэтому в Муйнаке, на Арале, папа ощущал себя в своей стихии. Море, рыбаки, корабли, простор — он проникся всем эти и остался в Каракалпакии, — продолжает Гаянэ Матевосян. — Со временем Арал стал его главной темой, о том, что он уходит, папа выражал в своих работах. Тогда об этой проблеме еще не говорили открыто, это сейчас тема Аральской трагедии у всех на устах, к ней привлечено огромное внимание. Папу называют “Певцом Арала”, и этот титул присвоен ему не случайно, хотя он никогда не стремился к славе, рассказывая своими картинами о судьбе моря. Он просто жил им, влюбившись в этот край, его жителей. Там были его друзья, коллеги, дом и он очень переживал за то, что ждет море и людей в будущем. Даже после 1982 года, когда Шараф Рашидов выделил папе квартиру в Ташкенте, где мы с мамой жили, папа постоянно бывал в Муйнаке, он стал частью его самого, а тема Арала прошла через всего творчество. Папе присвоили звание “Почетный житель Муйнака”, он также являлся “Заслуженным работником культуры Каракалпакской АССР”. Если другие художники посвятили Аралу, Муйнаку, лишь часть своих работ, то папа посвятил этой теме полвека своей жизни. Когда мои родители поженились, мама — Ада Матевосян, приехала в Муйнак к папе, это случилось в 1972 году. Выпускница факультета журналистики ТашГУ, она некоторое время работала корреспондентом в Алмалыке, куда ее семья в свое время переехала из Орджоникидзе, сегодня это Владикавказ — столица Северной Осетии. У мамы было и музыкальное образование, она также работала в детских садах музыкальным работником. Ехать в Муйнак, оставив столицу, в город, где уже начинала обозначаться экологическая проблема, было, по сути, маленьким подвигом. Но поступить иначе она не могла. Мама во всем и всегда поддерживала папу, возможно, откажись она тогда быть рядом с ним в Муйнаке, его творческая судьба сложилась бы совсем иначе. Она восхищалась им, говорила, что все, что он делает — это очень важно и нужно людям. Создавала уют и тепло в доме, а он был поглощен творчеством, но это не мешало им быть счастливыми, понимать друг друга, ценить каждое мгновение, проведенное вместе. Думаю, что многие художники, достигшие успеха и ставшие знаменитыми, являются таковыми, отчасти, благодаря заботе и любви своих жен. Мама была младше папы на 22 года, но в том, что отец стал Рафаэлем Матевосяном, знаменитым “Певцом Арала” — пятьдесят процентов ее заслуга. Ну и я, конечно, тоже стала художником. Я выросла в этой среде, и у меня даже не возникало вопросов — кем быть. Творить — у нас в крови, моя дочь также выбрала эту стезю, и ей это очень нравится. Папа вырос в Баку, где прошли его детство и юность, из этого города он ушел на фронт, вернувшись, получил образование. Ташкент — город, где он жил, общался с художниками, творил. Но Муйнак был и оставался для него главным городом, ему он был предан до конца своих дней. Когда человек жив, рядом, мы не всегда успеваем о многом у него спросить, задать важные вопросы и получить на них ответы. Сейчас я понимаю, что если родители были бы живы, спросила бы о том, о чем хочется знать сейчас. Разбирая архивы папы, его документы, я понимаю, жалею, что не говорила с ним о войне, других фактах его жизни. О том, каким был Арал, и что стало после его исчезновения люди в разных уголках земли, знают не только благодаря экологам, политикам, экспертам, но и Рафаэлю Матевосяну. Его работы экспонировались в США, Германии, Югославии, Турции, во многих городах России, Казахстана, Узбекистана, и даже на суднах Аральского моря. На счету художника более 270 выставок, из них 58 персональных, 10 международных и Всемирная выставка в Ганновере (Германия). В Муйнаке никогда не забывали о папе. В день его рождения, 31 января, в Музее истории Муйнака и Аральского моря прошли вечер его памяти и выставка, посвященные столетнему юбилею. Очень важно сохранить интерес к морскому прошлому, к истории, у молодежи, которая не видела моря. Хочется поблагодарить руководство Муйнакского музея и всех организаторов за проведение мероприятия, за неравнодушие к жизни и творчеству Рафаэля Матевосяна. Я передала в Музей фотографии отца и два сюжета, которые я делала о нем в рамках передачи о Каракалпакстане, когда работала на “Zor ТВ”. Их тоже показали на памятном вечере. Отрадно было видеть, как дети копируют работы отца. Это так трогательно, и им интересно это делать.
Рафаэля Матевосяна нет уже больше десяти лет, но его Песнь об Арале продолжает звучать, напоминая людям о том, что исправить ошибки гораздо сложнее, чем их не совершать.
Источник: plov.press
|
|