Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.02.2022 / 13:13:31
НУКУС. ВЫСТАВКА "ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА ГЛАЗАМИ МИХАИЛА КУРЗИНА"В Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого открылась выставка графики известного художника-авангардиста Михаила Ивановича Курзина. Куратором выставки выступил директор музея Т.К. Мкртычев, в свое время обративший внимание на серию графических листов, относящихся к раннему этапу творчества Курзина (1887-1957). Яркая личность, интересный художник со сложным характером, большую часть своей жизни проживший в Узбекистане - он был одним из лидеров туркестанского авангарда. Курзин родился на Урале, жил в Барнауле на Алтае, учился и работал в Москве, воевал в Первую мировую, много путешествовал. Каким образом он оказался в Китае в конце 1919 года - пока остаётся загадкой. Имеется официальная версия, которая озвучена в ряде научных исследований, что он был командирован в Китай наркомом просвещения А.В. Луначарским. Однако какие-либо документальные подтверждения наличия такой командировки пока неизвестны. Свидетельства о том, какие места М.И. Курзин посетил в Китае и что он там делал - противоречивы. Вернувшись в Москву весной 1920 года художник сделал серию графических листов в технике «пошуар» (трафаретов), значительная часть которых была посвящена экзотическому для России китайскому театру. Новая экспозиция очень хорошо соответствует устоявшемуся имиджу музея, как музея русского авангарда. Выставленные листы отвечают одному из направлений русского авангарда начала 20 века - обращение к народному примитиву. Так, основатели русского авангарда М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова проявляли большой интерес к традиционному народному искусству - в частности русскому лубку и китайской народной картине. Одной из характерных особенностей народного изобразительного искусства было использование штампов, трафаретов, значительно упрощавших изготовление изображений. Известно, что М. И. Курзин был знаком с М.Ф. Ларионовым (они учились в Московском художественном училище живописи, ваяния и зодчества) и входил в круг людей, находившихся в фарватере творчества лидера русского авангарда. Переполненный впечатлениями от визита в Китай, в том числе посещения там представлений знаменитой пекинской оперы, М.И. Курзин под влиянием народной китайской картины выполнил серию графических листов в технике «пошуар». Этот эксперимент понравился художнику и в своем дальнейшем творчестве он нередко использовал эту технику трафаретов. Благодаря технике «пошуар» М.И. Курзин создавал лаконичные, и очень характерные образы, ставшие одной из его визитных карточек. На открытии выставки Т.К. Мкртычев рассказал, что в работе по изучению листов серии и интерпретации сюжетов участвовала известный китаист М.Л. Меньшикова (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кроме того, Т.К. Мкртычев подчеркнул, что музей начал придерживаться правил ротации при экспонирование графики - работы будут выставлены в зале не более трех месяцев. Так что уже сейчас сотрудники музея заняты подготовкой новой графической экспозиции. На открытии пришли известные каракалпакские художники, как принято по традиции музея, ленточку перерезал старейший народный художник Каракалпакстана Женис Лепесов, которые рассказали о своем видение творчества М.И. Курзина, роли музея в развитии изобразительного искусства в Каракалпакстане. Так что собравшееся на открытие молодое поколение - учащиеся художественных заведений - смогли услышать небольшую, но очень информативную лекцию о русском авангарде и современном искусстве Каракалпакстана. Музей и в дальнейшем будет стараться сохранять лучшие традиции работы И.В. Савицкого, старавшегося сделать музей центром художественной жизни Нукуса.
Гульнур Кайпназарова Пресс-служба Государственного музея искусств им. И.В. Савицкого
|
|