Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.03.2024 / 11:56:03
Молодые художники Каракалпакстана погружают зрителя в другую реальность "Между вымыслом и снами"В эти дни в галерее Andakulova Gallery, в Дубае проходит интересная и необычная выставка “Между вымыслом и снами”. Здесь можно увидеть картины трех молодых художников из Каракалпакстана. Куратором выставки выступила известный искусствовед Узбекистана Нигора Ахмедова. Экспозиция, не оставившая равнодушными не только местную, но и зарубежную публику, порождает массу новых вопросов к ее авторам. Нигора Ахмедова ответила на вопросы PLOV.PRESS. Художники представляют новое поколение живописцев, формирующее современный облик искусства региона. Эта живопись очень искренна, рассказывающая о самом личном. Здесь все переживаемые авторами эмоции воплощаются в ярких красках, неожиданных фигурах и образах. Открытие экспозиции “Между вымыслом и снами” имело широкий резонанс, так как многих удивили яркие полотна современных авторов из Каракалпакстана, известного в мире музеем Игоря Савицкого, собравшим коллекцию запрещенного в свое время советского искусства. Однако картины Бахтияра Серекеева, Тимура Шардимётова и Саламата Бабаджанова демонстрируют неожиданные интерпретации реальности. О том какова концепция узбекской выставки в Дубае и что нового хотят сказать миру каракалпакские художники мы расспросили Нигору Ахмедову. Что представлено на выставке из Узбекистана “Между вымыслом и снами”, какова ее концепция? — На выставке представлена живопись молодых художников. Концепция куратора заключается в показе той новой позиции, новых художественных идей, которые не апеллируют к привычному, к традициям Востока — как это было ранее принято. Вымышленный сон — это термин, придуманный американским писателем Джоном Гарднером. В книге “Искусство художественной литературы: заметки о ремесле для молодых писателей” Гарднер пишет: “Самое важное понятие в теории художественной литературы, которое я изложил… — это понятие яркого и продолжительного вымышленного сна. Согласно этому представлению, писатель организует драматизированное действие, в котором нам подаются сигналы, позволяющие “увидеть” обстановку, персонажей и события; то есть он не рассказывает нам о них в абстрактных терминах, как эссеист, а дает нам образы, апеллирующие к нашим чувствам — желательно всем, а не только зрительному — так, что мы как будто движемся среди персонажей, наклоняемся вместе с ними у вымышленных стен попробовать вымышленный гаспачо, почувствовать запах вымышленных гиацинтов”. Такой контекст порождают представленные на выставке картины. В связи с чем организована данная выставка? — Галерея Andakulova Gallery вот уже более 10 лет успешно открывает и представляет зрителям Ближнего Востока, пожалуй, одни из самых ярких произведений искусства Центральной Азии. Основатель галереи Наталья Андакулова хотела бы вновь представить искусство среднеазиатских “стансов” в художественном центре Дубая. Ее галерея делает это, выстраивая академические и профессиональные отношения между художниками, писателями, специалистами в области искусства и коллекционерами. Выставка “Между вымыслом и снами” впервые за рубежом и на ближневосточном регионе представляет творчество трех молодых современных художников из загадочной земли Каракалпакстана. Как происходил выбор автор, на что был ориентир? — Каракалпакстан, расположенный на территории Узбекистана и иногда называющийся terra incognita, с середины прошлого века стал terra cognita (знакомой территорией), отчасти благодаря колоссальным усилиям Игоря Витальевича Савицкого, художника, археолога и коллекционера авангардного искусства. Музей Савицкого в Нукусе, столице Каракалпакской области, назван в его честь и обладает крупнейшей коллекцией каракалпакского искусства. Трагедия Арала так же стала знаком этой земли. Однако сегодня новое поколение молодых художников формулирует свою веру в то, что нужно определять новые культурные маркеры их региона. Бахтияр Серекеев, Тимур Шардиметов и Саламат Бабаджанов, демонстрирующие свои работы в галерее, являются яркими представителями нового Каракалпакстана. В своих работах они придают новый оттенок старым традициям. В чем особенности представленных авторов, есть ли влияние на их формирование экологического фактора Приаралья? — Они привнесли в местное искусство мятежный дух экспрессионизма и раскованную живопись, которая в целом в настоящее время весьма традиционна по тематике и интонации. Каждый из художников обладает способностью превращать самые личные, самые устрашающие и самые красивые предметы в мощную энергию цвета. Иногда композиции темные, иногда яркие, а зачастую зажигаются неожиданными оттенками. Молодые художники идут на разрыв с пошлыми штампами и клише, за которыми было привычным видеть искусство каракалпаков. Экспрессионизм — это всегда отражение социального напряжения, таким видимо, этими живописными приемами проявляется экологический фактор в живописи этих молодых художников. Каковы отклики на представленную выставку, есть ли понимание ее идей? — Отклики были от зрителей, консульства, коллекционеров, для которых творчество этих художников оказалось открытием. Это исповедальное искусство в лучшем виде — и в этом его привлекательность. Ведь сегодня, когда все можно напечатать на 3D-принтере, все еще существует исконная тоска и тяга к таким картинам. “Между вымыслом и снами” непременно встряхнет вас и выведет из зоны комфорта, пока вы блуждаете между фантазией и реальностью. Может быть, это заставит вас задуматься о пугающей быстротечности жизни; возможно, вы вдруг окажетесь рядом с чем-то невидимым и потусторонним, местом, далеким от банальности повседневной жизни. В любом случае, это станет важной вехой в вашей творческой жизни. Насколько выставка “Между вымыслом и снами” отражает в целом развитие узбекской художественной школы? — Неудачное слово школа. Каракалпакская живопись не смешивается с узбекской, у нее своя история и свои кочевые корни, и традиции. Эти Художники работают в рамках фигуративности, наполняя свои произведения и подходы экспрессионистским методом и сюрреалистическим потоком сознания — приемами мастеров Лондонской школы. Их Работы открывают простор для неожиданных интерпретаций. В зависимости от контекста, люди видят в них героев фильмов Стэнли Кубрика (Уильям Харфорд — “С широко закрытыми глазами”; Лайонел Мэндрейк — “Доктор Стрейнджлав”; Рядовой Пайл — “Цельнометаллическая оболочка”), а другие с головой погружаются в мир, полный потусторонних шепотов, загадочных символов или пародий. Таких ориентиров в живописи узбекских художников не наблюдалось. Выставка в галерее Andakulova Gallery будет открыта для посетителей в Дубае до 23 мая 2024 года. Галерея уже много лет успешно представляет вниманию ближневосточной публики самые яркие произведения искусства Центральной Азии. Все выставочные проекты отражают главные принципы современной культуры стран этого региона: открытость, динамичное развитие и стремление к межнациональному диалогу.
Источник: PLOV.PRESS
|
|