Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.05.2024 / 16:28:23
Мировая литература в записках иллюстратораПотомок дворянской семьи на Узбекской земле. Феномен Виктора Апухтина или почему нужно читать книги?
Виктор Олегович Апухтин безусловно человек легенда, родившийся и всю жизнь проживший в Ташкенте. Дворянские корни оказали сильное влияние на формирование мировоззрение и образ художника. Виктор Апухтин- правнучатый племянник Алексея Николаевича Апухтина великого русского поэта.
Огромная библиотека искусствоведа Олега Константиновича Апухтина (отца Виктора), к которой у юного мальчика был свободный доступ, повлияла на его жизнь и становление в профессии. Еще на первом курсе Ташкентского Театрально-Художественного института имени А.Н. Островского Апухтин был приглашен работать иллюстратором в одно из самых сильных в Советском Союзе издательств им.Гафура Гуляма. И это определило весь дальнейший вектор развития художника.
Среди работ Виктора Апухтина иллюстрации к мировой классике: «Евгений Онегин» Пушкина, «Фауст» Гете, «Дон Кихот» Сервантеса, «Идиот» Достоевского, «Божественная Комедия» Данте, «Мертвые души» Гоголя и другие великие произведения.
Виктор Олегович по новому переосмысливает произведения, глубоко погружаясь в суть действий и раскрывая портреты героев. Эта работа невероятно увлекательная, но при этом очень сложная. На несколько месяцев Апухтин «уходит в книгу», анализируя и перенося на бумагу образы, заложенные великими авторами, чтобы побудить человека, столкнувшегося с иллюстрациями Апухтина, обязательно самому прийти к прочтению литературы.
Редакции журнала Hill удалось заглянуть за занавес основного действия и побывать в мастерской удивительного иллюстратора Виктора Апухтина.
Ходжа Насреддин. Бумага,карандаш. 2003 г.
Иллюстратор – это и декоратор, и реставратор, и интерпретатор, а в целом это переводчик…Переводчик с одного языка на другой язык. С языка слова на язык изображения. Для чего же это нужно? Да только для того, чтобы раскрыть как можно больше граней мира нас окружающего и мира внутри нас. Визуальный язык универсален, его в принципе могут понять все, кто способен рассмотреть изображение. Вот здесь и кроется главная тайна профессии иллюстратора - настоящий мастер проливает свет и оживляет замысел автора текста. Иллюстратор, работающий над литературным текстом, должен сделать так, чтобы читатель восхитился от общения с литературой, которая существует в специально созданном пространстве под названием книга и захотел познать книгу глубже, найти смыслы.
Евгений Онегин Пушкин "Евгений Онегин" Монотипия,гуашь,кисть. 1985-88г.
Книга - это такое существо, которое имеет множество лиц и назначений, это вместилище текста, которое объединяет разные искусства в особый театр. Театр, который каждый из нас может раскрыть и погрузиться в чудесный мир переживаний. Перелистывая страницы книги, порой мы ощущаем запах страниц с типографской краской, ощущаем страницу на ощупь…Отмечаем разнообразие пространств, которые открывает нам этот причудливый набор листков бумаги, скрепленных в блок и облаченных в переплет. Этот особый дом, где живут буквы, называется книгой!
Дон Кихот. Бумага,бистр,перо. 2015
Книга всегда имеет вполне определенные размеры, цвет, фактуру. Все это задумывает художник книги. Конструируя пространство книги-театра, иллюстратор делает это с единственным желанием сыграть в этом пространстве чудесный спектакль! Спектакль на тему произведения того автора, имя которого будет на обложке! Выходит, что иллюстратор - это и режиссер, и актер, и конструктор.
Ф.Достоевский. «Идиот» Бумага,карандаш.2017 год.
Помещать всевозможные изображения, соединяя их с текстом в пространстве книги, вот главная задача иллюстратора книги. Для решения сложнейшей задачи создания ансамбля слова и изображения одного знания мало. Иллюстратору книги необходимо иметь и вкус, и такт, и творческий порыв, основанный на идеалах гармонии и, что очень важно, уметь излагать свои чувства на разных «языках» изобразительного искусства. От символов наскальных рисунков до реализма и абстракционизма.
Данте. «Божественная Комедия» Бумага,карандаш. Бумага,масло. 2021-2022 год.
Про Виктора Апухтина можно легко сказать: «он такой разный, но одинаково гениальный». Он побуждает нас через свои иллюстрации взять в руки книгу и проникнуть в ее глубинный смысл.
Автор Елена Пешкова
|
|